Методы изучения природы
- 1-02-2022, 03:57
- 337
5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко
§ 3. Методы изучения природы
Изучение параграфа поможет вам:
- называть научные методы изучения природы;
- припомнить единицы измерения длины, массы, объёма, времени;
- приводить примеры использования наблюдений, измерений, эксперимента.
Вспомните названия приборов, с помощью которых измеряют длину, массу, объём и время.
Человек во все времена стремился к познанию природы и использовал для этого разные методы.
Вспомните, с помощью каких органов человек различает форму, размер, цвет тел, звуки, как он передаёт сигналы, ориентируется в пространстве.
Метод изучения — способ получения знаний. Методами изучения природы являются наблюдение, эксперимент, измерение.
Наблюдение. Узнать, что происходит с телами природы в обычных для них условиях, человеку помогают органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние. Изучение природы с их помощью называется наблюдением. Несмотря на изобретение разнообразных приборов и инструментов, наблюдение не утратило своего значения и в современном природоведении.
Наблюдение — изучение тел и явлений природы в обычных для них условиях существования с помощью органов чувств.
В начальной школе вы вели дневник погоды: в заданное время наблюдали за облачностью на небе и осадками, определяли направление ветра, температуру воздуха. Такое регулярное описание явлений природы и измерение их показателей — пример использования наблюдения как метода изучения природы.
Органы чувств помогают человеку в познании природы
Рассмотрим отдельные примеры наблюдений, которые проводят учёные. Географы обращают внимание на переменчивость погодных условий, а также на изменения, происходящие на земной поверхности. Астрономы наблюдают за небесными телами. Биологи исследуют тела живой природы. Физиков интересует возникновение и распространение света и звука. Химики наблюдают, как взаимодействуют между собой вещества.
Эксперимент. Часто исследователям природы оказывается недостаточно результатов наблюдений. Тогда они используют другие методы изучения природы, в частности эксперимент.
Эксперимент — это изучение тел и явлений в специально созданных условиях.
Например, эксперимент проводят с целью поиска наилучших условий выращивания сельскохозяйственных культур. Исследователи искусственно изменяют эти условия. На одних опытных участках растения высевают раньше, на других — позже. Наблюдая за их ростом и развитием, делают вывод о лучших сроках посева. Чтобы выяснить, как влияет свет на рост растений, их высеивают на участках с неодинаковым освещением. По-разному увлажняя опытные участки, выясняют, какое количество влаги благоприятнее для роста растений.
Таким образом, с помощью эксперимента исследователи определяют наилучшие условия для получения максимального урожая.
Ни один эксперимент не обходится без наблюдения, причём эксперимент можно неоднократно повторять.
Измерения. Исследование природы становится более точным, если в ходе наблюдения или эксперимента проводить измерения.
Измерить — означает сопоставить, сравнить с эталоном. Эталон — это образец.
В таблице 1 указаны эталоны и единицы измерения некоторых характеристик тел.
Таблица 1
Эталоны и единицы измерения некоторых характеристик тел
Изучая природоведение, вы будете проводить наблюдения за телами природы, взаимодействием веществ, выполнять эксперименты и измерения.
При проведении наблюдений необходимо соблюдать определённые правила и последовательность действий:
- 1. Сформулировать цель наблюдения.
- 2. Определить условия и продолжительность проведения наблюдения.
- 3. Выяснить, понадобится ли оборудование и какое именно.
- 4. Зафиксировать результаты наблюдения, составив описание увиденного.
- 5. Сделать вывод (о чём узнали, выполняя наблюдение, какие особенности природы выявили с помощью метода наблюдения).
Наилучшим и безопасным для живой природы является способ фиксирования путём фото- и видеосъёмки. Наверное, вам приходилось видеть на экране телевизора или компьютера, как «на глазах» из бутона распускается цветок. В действительности этот процесс длится определённое время. Такое «ускорение» возможно благодаря многократному фотографированию.
Фотосъёмка природы
Современные естествоиспытатели используют множество различных научных методов, но начинались первые исследования с наблюдения, эксперимента, измерений.
Станьте исследователями природы
Задание 1. Проведите наблюдение за телами или явлениями живой природы, например за домашним животным. Обратите внимание на его образ жизни (дневной, ночной), пищевые предпочтения, продолжительность сна, как ведет себя, когда чувствует голод или хочет привлечь внимание, как реагирует на присутствие других животных или людей.
Задание 2. Проведите наблюдение и несложный эксперимент с телами неживой природы. Возьмите полстакана воды комнатной температуры и порциями (по чайной ложке) растворяйте в ней сахар. Каждый раз размешивайте добавленную порцию для ускорения растворения. Наблюдайте, какая порция сахара перестанет полностью растворяться несмотря на тщательное размешивание веществ.
После этого измените условия — нагрейте содержимое стакана. Для этого его можно поставить в другую посуду — большего объёма с горячей водой. А можно перелить содержимое стакана в кастрюлю и нагреть на плите. Наблюдайте за растворением сахара в изменённых условиях. Сделайте вывод, как изменение температуры повлияло на растворение сахара в воде. Подумайте, где можно использовать полученные результаты эксперимента.
Разнообразные тела и явления природы человек изучает с использованием научных методов (способов) исследования природы. К ним относятся наблюдение, эксперимент, измерение и другие.
Будьте защитниками природы
Сбор разных коллекций (жуков, бабочек, гербарий лесных растений и пр.) можно заменить зарисовкой, фото- и видеосъёмкой. В ходе такого исследования не пострадает ни одно живое существо. Это станет вашим важным вкладом в дело охраны природы.
Проверка знаний
1. О каких методах исследования вы узнали?
2. Какие методы исследования необходимо использовать, чтобы:
- а) определить длину листьев ивы;
- б) проверить растворимость растительного масла в воде.
3. Чем эксперимент отличается от наблюдения?
4. Приведите примеры использования учёными разных методов изучения природы.
5. В справочниках найдите соответствие между разными единицами измерения длины и массы. Заполните таблицу в тетради.
6. Подготовьте сообщение о том, что интересного вы узнали о природе во время летних каникул. Постарайтесь сопроводить его фотографиями, рисунками.
Коментарі (0)