Взаимосвязи между организмами. Сообщества организмов
- 1-02-2022, 04:46
- 367
5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко
§ 43. Взаимосвязи между организмами. Сообщества организмов
Изучение параграфа поможет вам:
- приводить примеры взаимосвязей между организмами;
- объяснять влияние на организмы факторов живой природы.
Взаимосвязи между организмами. В природе организмы живут не изолировано, а в окружении других организмов. Даже сосна, обособленно растущая на скале, не одинока. Её «соседями» являются разнообразные насекомые, живущие на стволе; изредка птица может сесть на ветку, чтобы передохнуть, а корни дерева окружены обитателями почвы.
Совокупность организмов, живущих на одной территории, называют сообществом.
Между организмами в сообществах возникают разнообразные связи (рис. 145). Зачастую они связаны с питанием организмов. Эти связи называют пищевыми, или цепями питания. Например, зелёные листья дерева объедает гусеница. Её съедает воробей, который становится добычей ястреба. Запишем эту цепь питания в последовательности потребления одних организмов другими:
зелёный лист → гусеница → воробей → ястреб.
Как видим, животные организмы не могут существовать без растительных.
Поселяясь на дереве, грибы-трутовики используют его как место прикрепления и источник питательных веществ. Гриб наносит вред дереву, истощая его и ускоряя отмирание. Поэтому трутовики — настоящие паразиты.
Рассмотрите рисунок 145.
Объясните, какие взаимосвязи между организмами иллюстрируют изображения а, б, в, г, д, е
Рис. 145. Связи между организмами: а) пчела — цветок; б) лев — зебра; в) гриб-трутовик — дерево; г) гусеница — растение; д) птица — птенцы; е) берёза — подберёзовик
А какие связи существуют в лесу между белкой и лосем? Эти животные питаются разными растениями, корма в лесу для них достаточно. В этом примере организмы сосуществуют и не влияют друг на друга.
В желудке травоядных животных живут бактерии, помогающие перевариванию плотных стеблей растений. Бактерии облегчают животным пищеварение, а сами получают и место обитания, и питательные вещества. Следовательно, сосуществование травоядных животных и этих бактерий взаимовыгодно.
Белка
Кукушки, на несколько месяцев прилетающие к нам из тёплых мест, — одни из самых полезных птиц леса. Они уничтожают множество вредителей. Кукушка съедает до 100 гусениц в день, в том числе и тех, которых не едят другие птицы. От этого лесу большая польза. Но кукушка подкладывает свои яйца в гнёзда мелких насекомоядных птиц. Птенцы кукушки, подрастая, выбрасывают из гнезда птенцов своих новых родителей. То есть связи растений и кукушки взаимовыгодны, тогда как для птенцов, выброшенных из гнезда, они вредны.
Лось
При совместном существовании между организмами возникают различные взаимосвязи.
Как организмы приспосабливаются к совместному обитанию. Для мирного сосуществования на общей территории у организмов сформировались различные приспособления. Например, растения леса растут ярусами. Верхний ярус образуют деревья, средний — кустарники, нижний — травы. Такое расположение способствует поступлению света к растениям каждого яруса (рис. 146).
Ярусность растений леса — пример приспособления к сосуществованию растительных организмов.
Рис. 146. Ярусность леса
Растения, растущие на одном участке, цветут и образуют плоды в разное время.
Некоторые растения имеют приспособления, защищающие их от поедания животными. У боярышника и шиповника — это колючки, у крапивы — жалящие волоски, у любистка — вещества с запахом, отпугивающим насекомых.
У животных также есть разнообразные приспособления для совместного обитания. Например, хищные птицы сова и ястреб охотятся на мелких животных, но сова это делает ночью, а ястреб — днём. Следовательно, они не мешают питаться друг другу.
Некоторые шляпочные грибы растут возле определённых деревьев: подосиновик — под осиной, подберёзовик — под берёзой. Это не случайно, ведь их грибницы оплетают корни этих деревьев. Таким способом гриб получает от дерева органические вещества, а сам обеспечивает его водой и неорганическими веществами. Поэтому подобное соседство выгодно и грибу, и дереву.
Клубеньковые бактерии размещаются на корнях растений и обеспечивают их жизненно необходимыми атомами Нитрогена (рис. 147).
Рис. 147. Корень сои с бактериями в клубеньках
Станьте исследователями природы
Проведите экскурсию вблизи школы с целью выявить:
1. Какие растения произрастают рядом со школой?
2. Какие растительные сообщества можно встретить вблизи школы?
3. Свойственна ли обнаруженному сообществу ярусность?
4. Как растения приспособились к совместной жизни в сообществе?
5. Подготовьте отчет об экскурсии и презентацию результатов экскурсии в классе.
Проверка знаний
1. Что называют сообществом?
2. Как разные растения сосуществуют в сообществе?
3. Как животные приспосабливаются к совместной жизни в сообществе?
4. Какие примеры взаимовыгодного сосуществования организмов вам известны?
5. Опишите возможные взаимосвязи между отдельными организмами из предложенного перечня: кузнечик, дуб, клевер, синица, грач, пшеница, гусеница, сова, мышь.
6. Как вы понимаете выражение: «Лишних организмов в природе нет — природе нужны все»?
Коментарі (0)