Войти
Закрыть

Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в.

7 Клас , История Украины 7 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 23. Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в.

Прочитав этот параграф, вы узнаете: как развивалась культура украинских земель и какими были ее особенности во второй половине XIV — XV в.; какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства тех времен сохранились до наших дней; почему среди архитектурных сооружений того периода преобладают замки и крепости.

1. Вспомните основные черты культуры Галицко-Волынского государства. Наследовала ли она культуру Руси? 2. В чем особенности религиозной ситуации на украинских землях во второй половине XIV — XV в.? 3. Назовите выдающиеся архитектурные памятники времен Руси и Галицко-Волынского государства.

1. Особенности развития культуры украинских земель во второй половине XIV — XV в. Культура украинских земель во второй половине XIV — XV в. развивалась в сложных условиях. Непосредственное влияние на нее оказали сложившиеся политические, общественные и хозяйственные отношения.

Так, украинские земли попали под власть разных государств — Польши, Венгрии, Литвы, Османской империи и Московского государства. В каждом из них условия развития культуры отличались. Положительным результатом данного процесса можно считать то, что культура украинских земель стала открытой для внешнего влияния. Так, через Польшу сюда проникли идеи гуманизма и Возрождения. Однако украинская культура не заимствовала какие-то идеи полностью, а сочетала разные элементы культурных веяний на основе древнерусского наследия. В результате создавались произведения мирового уровня, отличавшиеся определенной национальной окраской. Кроме того, украинцы, у которых не было собственной высшей школы, получили возможность учиться в европейских университетах, приобщаясь к общеевропейскому культурно-образовательному развитию.

Во второй половине XIV — XV в. началась активная экспансия (расширение влияния) католической церкви, особенно в Галичине и на Подолье, что превратило украинские земли в арену противостояния между католиками и православными. Православная церковь, теряя поддержку государства, могла надеяться лишь на собственный народ.

Кроме того, через Украину проходила граница между христианской и мусульманской цивилизациями, что также оказывало влияние на культурные процессы.

Разрушительными для украинской культуры были набеги татар и турок. Они уничтожали архитектурные памятники, книги, а главное — людей, которые их создавали. Вместе с тем вера и мечта в борьбе вдохновляли людей на творчество. Совершенствовались оборонительные сооружения, развивалось военное искусство, создавались литературные произведения, слагались думы и песни.

Таким образом, несмотря ни на что, происходил процесс становления и развития украинской культуры, которая все больше приобретала черты самобытности.

2. Образование. Юрий из Дрогобыча. В XIV—XV вв. на украинских землях продолжало развиваться образование, которое, опираясь на древнерусскую традицию, активно перенимало западноевропейский опыт. В этот период учителями оставалось духовенство. Богослужебные книги выполняли функцию учебников. Детей обучали чтению, письму и церковному пению. Дальнейшее образование желающие получали самостоятельно. В первую очередь изучали греческий и латинский языки.

С XIV в. в условиях отсутствия собственных высших учебных заведений украинцы начинают получать образование в европейских университетах — Краковском (в XV—XVI вв. его окончили 800 выходцев из украинских земель), Парижском, Падуанском, Болонском, Пражском и др.

В этот период заметно активизировалась деятельность украинских ученых. Наиболее выдающимся считается ученый-астроном (астролог), первый из известных докторов медицины и философии, ректор Болонского университета Юрий Дрогобыч (Котермак) (ок. 1450—1494). Он был автором первой печатной книги «Прогностическая оценка текущего 1483 года» объемом в 10 страниц, которая представляет собой астрологический прогноз на 1483 г.; написал семь трактатов, ряд стихотворных речей и посланий к папе римскому. Все произведения были написаны латынью, но неизменной всегда оставалась подпись автора: «Юрий из Дрогобыча, русин».

Юрий Дрогобыч

Франциск Скорина. Гравюра. XVI в.

Титульная страница «Библии руской» Франциска Скорины (1517 г.)

3. Литература. Летописание. Начало украинского книгопечатания. В XIV—XV вв. продолжает развиваться светская и церковная литература. Книги по-прежнему были рукописными. Основным центром создания книг оставался Киев. Среди произведений светской литературы интересен сборник «Измарагд» (XIV—XV вв.), содержащий около 100 поучений на разную тематику: о книжной мудрости, уважении к учителям, богатстве и бедности, добропорядочности и грехах и т. д. Очень популярны в то время были переводные повести о Троянской войне и Александре Македонском.

Церковная литература представлена переработками древнейших Евангелий, житий святых, проповеднических произведений. Наиболее известной книгой этого периода является Киевская Псалтырь (переписанная в 1397 г. протодиаконом Спиридоном по заказу смоленского епископа Михаила). В книгах этого периода, в отличие от более ранних экземпляров, ярко проявилась роль живого народного языка. Его влияние довольно заметно и в редакции 1489 г. сборника житий святых «Четьи-минеи», созданного на западноукраинских землях.

Продолжаются и традиции летописания. Помимо старых центров возникают новые: Холм, Луцк, Каменец-Подольский, Острог, Львов и др. Выдающимися летописными произведениями того времени были «Краткая Киевская летопись», повествующая о событиях 1491—1515 гг., и так называемые «литовские», или «западнорусские» летописи, известные во многих редакциях.

С середины XV в. благодаря изобретению Иоганна Гутенберга в Европе распространяется книгопечатание. На украинских землях стали появляться печатные книги на латинском языке из типографий Лейпцига, Нюрнберга и других городов.

В конце XV в. началось печатание книг на церковнославянском языке. Первопечатником считается немец Швайпольт Фиоль, который в 1491 г. в Кракове напечатал кириллицей четыре книги для церковной службы в православных церквях: «Октоих», «Часослов», «Триодь Постная», «Триодь Цветная».

В 1517—1519 гг. белорусский ученый Франциск Скорина напечатал кириллицей в Праге Псалтырь и Библию.

4. Устное народное творчество. Устное народное творчество продолжало развиваться на основе древних традиций, восходящих к временам докиевской и Киевской Руси, Галицко-Волынского государства. Наибольшее распространение получила обрядовая поэзия, которая была тесно связана с народным бытом и несла в себе магические культовые мотивы. Сохранялись древние дохристианские обряды, например празднование дня Ивана Купалы. Были популярны обряды новогоднего цикла — колядование и щедрование, веснянки, русальные песни. Однако в древних сюжетах появляются новые герои и начинают отражаться события того времени. В сказках любимыми героями были богатыри, боровшиеся со змиями.

В XV в. зарождается эпическая поэзия — исторические песни, баллады и думы. Исторические песни прославляли борьбу героев с татарами и турками.

Новым оригинальным жанром устного народного творчества стали думы. Они возникли в казацкой среде. К древним произведениям этого жанра относятся «Плач невольника», «Маруся Богуславка» и др. Главная идея дум — любовь к Родине и необходимость ее защиты от врагов.

Произведения исполнялись под музыкальное сопровождение кобзы или бандуры.

Для дум характерен своеобразный поэтический язык: часто используются метафоры, сравнения, приемы гиперболизации (преувеличение), образы-символы. Исполнители дум нередко использовали импровизацию, то есть неизменными оставались лишь тема и основные элементы сюжета, а все остальное придумывалось в ходе исполнения произведения.

Думы считаются ценным источником изучения истории Украины.

Маруся Богуславка. Художник Ф. Гуменюк

Луцкий замок. Современный вид

Въездная башня Луцкого замка. Современный вид

5. Архитектура и градостроительство. Развитие большинства городов на украинских землях происходило под влиянием традиций Руси. Один из польских путешественников, побывавший в Киеве в начале XVI в., отметил, что «город застроен не так, как это в нашей родине Польше». В то же время гость отмечал, что Киев был хорошо застроен, хотя и деревянными строениями: «...идешь между деревянными зданиями и заборами, будто в многолюдном селе. В каждом дворе есть большой сад, огород и много построек для скота и людей».

С распространением магдебургского права в планировании украинских городов возникают новые черты, типичные для городов Западной Европы. В центральной части города согласно нормам магдебургского права размещалась рыночная площадь прямоугольной формы. В XIV—XV вв. середину рынка густо застраивали. Здесь была ратуша, торговые лавки, иногда встречались мастерские ремесленников и жилые дома. В более поздних городах рыночную площадь оставляли незастроенной. В городах формировалась прямоугольная сеть улиц, главные из которых вели к рыночной площади. Рядом с ней находились главные храмы.

В XIV—XV вв. на украинских землях происходит активное строительство оборонительных сооружений. Так, возводятся деревянные замки в Киеве, Житомире, Виннице, Черкассах и других городах. Киевский замок, построенный в годы княжения Владимира Ольгердовича, выдержал осаду войск монгольского хана Эдигея в 1416 г. Вместе с тем с появлением огнестрельного оружия и новых способов ведения военных действий растет число каменных оборонительных замков и крепостей. Они строились в Луцке, Львове, Хотине, Кременце, Каменце-Подольском, Белгороде-Днестровском и других городах. С начала XV в. в связи с постоянными нападениями татар оборонительное строительство становится ведущим направлением. Самая густая сеть замков возникает на Подолье и Волыни.

Белгород-днестровская крепость. Современный вид

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Сутковцах. Современный вид

К выдающимся памятникам замкового строительства в Украине относится Верхний замок в Луцке. Его строительство началось еще в XIII в. Он был возведен на холме в долине реки Стырь из крупноформатного кирпича, что было типично для волынской архитектурной школы. за стенами замка находились княжеский и епископский дворцы, собор, дома шляхты. В замке были три прямоугольные каменные башни — Надвратная (Въездная), Стыровая (Свидригайлова), Владычая.

Появляются новые тенденции в строительстве храмов и монастырей. Их возводят одновременно как культовые и оборонительные сооружения. К важным памятникам относится церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сутковцы: центральное помещение церкви было окружено четырьмя башнями с двумя рядами бойниц в каждой. Монастыри также обносили каменными стенами, превращая их в крепости. Под влиянием западноевропейской архитектуры строили католические костёлы: кафедральные во Львове и Каменце-Подольском, Святого Николая в Рогатине и т. д.

Фреска «дары волхвов» из часовни в Горянах. XIV в.

6. Живопись и книжная миниатюра. Изобразительное искусство XIV—XV вв. продолжало развиваться на традициях Руси и Галицко-Волынского государства. Однако в нем возникло новое явление: живописцы стали отходить от традиционных византийских канонов иконописания, пытаясь передать реальные чувства человека, его душевное состояние. Мастера стали осваивать технику светотеневого моделирования, что свидетельствовало о влиянии западноевропейского гуманизма. Живопись была широко представлена фресками и иконописью.

Фрески получили значительное распространение к середине XVI в. Очень красивы фресковые росписи часовни в Горянах под Ужгородом (фрески «Благовещение», «Тайная вечеря», «Дары волхвов», «Бегство в Египет», «Святая Екатерина»), Армянской церкви во Львове, Бакотского монастыря на Подолье. Известны также росписи украинскими мастерами храмов и дворцов в Польше. Так, росписи часовни Святой Троицы в Люблине (1418 г.) выполнила группа мастеров во главе с Андреем Русином из Волыни. Стены часовни были разрисованы в три яруса.

В целом по сравнению с предыдущими периодами известны имена многих мастеров росписи того времени: Гайль и Тимофей Дробыш из Перемышля, Иоанн, Андрей Русин, Максим Воробей из Львова, Герман из Самбора и др.

В писании икон продолжают развиваться три центра: Киев, Волынь и Львов. Иконы, как и фрески, приобретают новые черты под влиянием идей гуманизма. Здесь также появляются изображения растений, архитектурного окружения, предметов быта. Иконописцы для усиления реалистичности изображения начинают использовать светотень и прямую перспективу. С XV в. распространяются иконы, написанные на досках. К лучшим образцам иконописи относятся иконы Богородицы Одигитрии из села Красов, Оплакивание Христа из села Трушевичи, Покрова Пресвятой Богородицы из села Речица, Святого Николая из Радружа и т. д. В конце XV — начале XVI в. появляются иконы на сюжеты Страшного Суда.

В XIV—XV вв. с развитием рукописных книг продолжаются традиции книжной миниатюры. Наиболее ярко книжная миниатюра тех времен представлена в Киевской Псалтыри (1397 г.), украшенной более 300 иллюстрациями. Оно отличается сюжетным многообразием (от библейских сюжетов до бытовых), выразительностью лиц, свежестью красок. Искусно выполненные миниатюры содержат также Киевское Евангелие (1393 г.), Луцкое Евангелие (XVI в.) и др.

Выводы. В культурном развитии Украины XIV—XV вв. происходили неоднозначные, противоречивые процессы, обусловленные различными историческими факторами.

Сдерживающими факторами культурного процесса были: падение Византийской империи, оставившее православие без внешней опоры; отсутствие собственной государственности; наступление католической церкви; нападения татар. Однако, лишившись византийского влияния, культура украинских земель начала активно усваивать достижения западноевропейской культуры.

Развитию украинской культуры способствовали технический прогресс, появление книгопечатания, развитие в Украине гуманистических идей под влиянием европейского Возрождения.

Вопросы и задания

1. В каких условиях развивалась культура на украинских землях во второй половине XIV — XV в.? 2. Когда началось украинское книгопечатание? Кого считают первопечатником? 3. Где можно было получить высшее образование во второй половине XIV — XV в.? 4. Чем прославился Юрий Дрогобыч? 5. Какие новые жанры украинского народного творчества возникли в XIV—XV вв.?

6. Какова главная идея дум? Как они исполнялись? 7. Какие жанры изобразительного искусства получили дальнейшее развитие в XIV—XV вв.? 8. Почему среди памятников архитектуры XIV—XV вв. преобладают оборонительные сооружения? 9. Определите особенности культуры украинских земель XIV—XV вв., сформировавшиеся под влиянием культуры стран запада.

10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте рассказ по теме «замки и крепости Украины». 11. Определите основные особенности развития культуры на украинских землях во второй половине XIV — XV в. 12. Какие культурные традиции Руси и Галицко-Волынского государства повлияли на культуру украинских земель XIV—XV вв.?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "История Украины 7 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація