Войти
Закрыть

Практическое занятие №1: Князь Святослав и его походы

7 Клас , История Украины 7 класс Гисем

 

Практическое занятие №1: Князь Святослав и его походы

ХОД РАБОТЫ

1. Ознакомиться с предложенными материалом.

2. Работа в группах.

  • 1) Доберите к картам соответствующие цитаты из исторических источников, которые иллюстрируют изображенные события.
  • 2) Расставьте предложенные цитаты в хронологической последовательности.

3. Сделать вывод в соответствии с целью работы.

Вариант I

Вариант II

Исторические источники

1) «Уже нам некуда деться, а волей и неволей [придется] стать напротив. Поэтому не оконфузим земли Русской, а ляжем костями здесь, так как мертвый стыду не испытывает. Если же побежим мы, — то стыд нам. Поэтому не убежим, а станем крепко, а я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, — тогда [сами] подумайте о себе». И сказали вої: «Где председатель твоя ляжет, там и наши головы мы сложим».

2) «Пришел [князь] в Переяславець. И послал к грекам послов, говоря: «Хочу идти на вас». И пошел к Царграда, разоряя города. И дали ему дань. И вернулся он в Переяславець».

3) «Считаю, что ты не забыл о поражении отца твоего.., который, нарушив клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах кораблей, а к Киммерийскому Боспору вернулся лишь с десятком лодок, сам стал предвестником своей беды. Не вспоминаю я уже о его жалкой судьбе.».

4) «.Разрушал, (он) на Дунай на болгар, и в битве победил, (он) болгар. И взял он восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа, здесь, в Переяславці, беря дань из греков».

5) «Жена хозяина Руси, который когда-то приводил флот против ромеїв. после смерти своего мужчины прибывшая в Константинополь. Крестилась. она была достойно отмечена».

6) «И хотя послали болгары весть цесарю, который идет русь на Царьград, они пришли и стали пустошити землю. И грабили они по побережью Понту, много же и святых церквей они огню отдали, и имущества немало взяли».

7) «Хазары вышли против него из каганом, князем своим. И зступилися войска биться, и случилась битва между ими, и одолів он хозар и огород их столицу Ітіль, и огород Белую Башню взял. И ясів он победил, и касогів, и пришел в Киев».

8) «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже приняли на себя обязательство платить нам дань — этого из нас и хватят. Если же перестанут платить нам дань, то опять, собрав огромное количество воинов, уйдем из Руси на Царгород».

9) «Император [византийский] пригодился на переговоры и в позолоченном оружии, на кону приехал к берегу Істра в сопровождении большого отряда всадников, которые сверкали оружием. Князь переезжал через реку в скифской лодке и, сидя за веслом, греб вместе с другими ни без какой разницы».

ОБОБЩЕНИЕ ЗА ТЕМОЙ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РУСИ-УКРАИНЫ»

1. Объясните значение понятий и сроков: «Большое расселение славян», «князь», «жена», «летопись», «Русь», «Империя», «полюдье», «дань».

2. Заполните схему: «Внутренняя и внешняя политика княгини Ольги». Сделайте соответствующие выводы.

3. Выполните задание за исторической картой:

1. Найдите на карте территории расселения восточнославянских племенных союзов и их соседей в VIII-IX в.

2. Покажите территорию Руси-Украины за княжество Олега и Святослава.

3. Покажите на карте направления походов первых киевских князей.

4. Подготовьте презентацию на тему: «Хозяйство и образ жизни восточных славян».

5. Выразите собственное отношение к разным версиям происхождения названия «Русь».

6. Какие факторы больше всего повлияли на становление Руси-Украины?

7. Какая роль Киева в становлении Руси-Украины? Чему именно Киев стал центром создания государства восточных славян?

8. Подготовьте на выбор исторический портрет Аскольда, Олега, Игоря, Ольги или Святослава.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ЗА ТЕМОЙ «ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РУСИ-УКРАИНЫ»

1. Сложите перечень событий из истории Руси-Украины IX-X в., какие вы считаете важнейшими. Обоснуйте свой выбор.

2. Объясните значение понятий и сроков: «Большое расселение славян», «князь», «жена», «Русь», «империя», «союзы племен», «летопись», «полюддя», «дань», «реформы», «Балканские походы», «дружинное государство».

3. Какую роль сыграло создание собственного государства Руси-Украины в истории восточных славян?

4. Определите значение «Повести временных лет» Нестора-летописца как исторического источника о жизни восточных славян в ІХ-Х в. Приведите примеры того, что можно считать летописными легендами и историческими фактами. Какая роль легенд для реконструкции истории Русые ІХ-Х в.?

5. Выполните задание за исторической картой:

  • 1) проследите, как изменялась территория Киевского государства от первых князей до завершения княжества Святослава;
  • 2) сравните территорию расселения восточных славян с границами Киевского государства в 972 г.;
  • 3) назовите территории и союзы восточнославянских племен, которые были присоединены и покорены киевскими князьями;
  • 4) покажите на карте основные походы киевских князей в ІХ-Х в.

6. Почему, по вашему мнению, именно Киев сыграл роль центра объединения восточных славян в единое государство и стал ее столицей?

7. Установите хронологическую последовательность правления киевских князей и назовите годы их правления.

8. Сравните внутреннюю и внешнюю политику князей Киевского государства в ІХ-Х в. Определите ее значение и последствия.

9. Каким, по вашему мнению, был главный взнос каждого из великих киевских князей в развитие государственности Руси-Украины?

10. Назовите факты, которые свидетельствуют о росте могущества и международного авторитета Руси-Украины в IX—X в.

11. Как развивались взаимоотношения Русые с соседями? Отношения с какой страной были приоритетными?

12. Какая роль торгового пути «из варягов в греки» в становлении Руси-Украины?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ №1 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РУСИ-УКРАИНЫ»

1. Киев был центром союза из племен ... .

  • А полян
  • Б северян
  • В деревлян
  • Г дулибов

2. Ежегодный поход князя с целью сбора дани из подвластных племен назывался ... .

  • А полюдьем
  • Б уроком
  • В положением
  • Г вечем

3. Теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами, называется ... .

  • А славянофильской.
  • Б норманской.
  • В хазарской.
  • Г дунайской.

4. В каком году состоялось объединение северных и южных русских земель князем Олегом?

  • А 860 г.
  • Б 882 г.
  • В 911 г.
  • Г 988 г.

5. Что стало поводом для восстания деревлян в 945 г.?

  • А повторный сбор дани киевским князем Игорем
  • Б устранение от власти Святославом княгини Ольга
  • В насильственный сбор войска киевским князем для похода на Константинополь
  • Г установление в Киеве власти династии Рюриковичей

6. К кому с такими словами обратилась княгиня Ольга: «Больше уже не хочу мстить — хочу только взять из вас небольшую дань. Дайте мне от каждого двора по три голуби и по трех воробьев» ?

  • А полян
  • Б деревлян
  • В волынян
  • Г северян

7. Изображенный средневековый рисунок можно использовать в качестве иллюстрацию к летописному рассказу о поражении похода на Константинополь киевского князя ... .

  • А Аскольда
  • Б Олега
  • В Игоря
  • Г Святослава

8. Походы киевского князя Святослава в Болгарию привели к конфликту Руси из ... .

  • А Хозарским каганатом
  • Б Византийской империей
  • В кочевыми племенами половцев
  • Г Священной Римской империей

9. Что стало одним из результатов посольства большой княгини Ольги в Константинополь, о котором сообщает летописец?

  • А принятие княгиней христианства
  • Б возвращение Ольгой под власть Киева деревлян
  • В роспуск княгиней варязьких жен
  • Г объявление Ольгой войны Хозарському каганату

10. Прочитайте отрывок источника и выполните задание. «Уже нам некуда деться, а волей и неволей [придется] стать напротив. Поэтому не оконфузим земли Русской, а ляжем костями здесь, так как мертвый стыду не испытывает. Если же побежим мы, — то стыд нам. Поэтому не убежим, а станем крепко, а я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, — тогда [сами] подумайте о себе». И сказали вої: «Где председатель твоя ляжет, там и наши головы мы сложим».

Эту речь князь Святослав провозгласил перед битвой из .. .

  • А болгарами
  • Б хозарами
  • В византийцами
  • Г печенегами

11. Установите последовательность событий становления Руси-Украины.

  • А «...Двинул... (он) на Дунай на болгар, и в битве победил, (он) болгар. И взял он восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа, здесь, в Переяславці, беря дань из греков».
  • Б «Жена хозяина Руси, который когда-то приводил флот против ромеїв. после смерти своего мужчины прибывшая в Константинополь. Крестилась она была достойно отмечена».
  • В «...И великий князь наш Игорь, и князья, и бояре его, и все русские послали нас к Романа, и к Константина, и к Степану, к большим царям греческим, утвердить дружбу с самими царями, и со всем боярством, и со всеми людьми греческими на все время, пока сияет солнце и весь мир стоит.»
  • Г «...мы, [мужья] от народа русского... посланы от Олега, великого князя русского, к вам, Льва, и Александра и Константина, больших за волей Божьей самодержцев, цесарей греческих...»

12. Установите соответствие между именами князей и их достижениями.

  • 1 Аскольд
  • 2 Олег
  • 3 Ольга
  • 4 Святослав
  • А укрощение восстания деревлян
  • Б объединение северных и южных русских земель
  • В создание первых писаных законов Руси-Украины
  • Г заключение первого известного договора Руси с Византией
  • Ґ разгром Хозарского каганату
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "История Украины 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація