Повседневная жизнь. Практическое занятие 1
- 12-09-2022, 09:33
- 293
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 7. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
1. Что предопределяло повседневную жизнь украинской шляхты?
1. «Шляхтич всегда весел в своем королевстве, поет и танцует свободно, не имея над собой никаких принудительных обязанностей, потому что не должен королю своему... ничего, кроме титула, двух грошей с поля и военной службы. Четвертого же над шляхтичем нет ничего, что бы портило ему настроение в королевстве». (Украинский мыслитель Станислав Ореховский-Роксолан).
2. «Руская шляхта... среди них очень немногочисленна, подражает польской и, кажется, стыдится того, что принадлежит к другой, не римской вере, в которую они переходят ежедневно, хотя вся знать и все те, кто носит имя князей, происходят из греческой веры». (Французский инженер Гийом Левассер де Боплан).
3. «Шляхта все путешествует. К друзьям и родственникам ездят порою за сто миль, и это проходит им легко, потому что у них достаточно лошадей и повозок, и на них везут все, что им в дороге нужно. (Немецкий путешественник Ульрих фон Вердум).
4. «В старые времена считалось обязанностью крестьян обрабатывать землю, а купца - заниматься городскими делами. Шляхтич же отдавался рыцарскому делу и беспрерывно воевал. Теперь у нас нет воинов... зато есть [среди феодалов] корчмари, торгаши и посредники... Самым большим подвигом у нас считается знать дорогу, по которой гонят волов из имения в Гданьск, ибо все зажиточные торгуют быками, лошадьми, вином, медом... рыбой... всяким хлебом... Все, что подданные имеют у себя для продажи, они приказывают сносить на панский двор, скупают по самым низким ценам и отправляют в город... Туда же они посылают и свои продукты». (Польский ученый-энциклопедист Шимон Старовольский).
5. «Там, где было 20 крестьян, осталось 8 или 10. Если у крестьянина достаточно земли, забирают ее под поместье... Всех могут сотать с земли и поместье там учредить».
Формирование магнатского землевладения. Первые десятилетия 17 в.
• 1. Чем, по мнению автора отрывка № 1, обуславливался особый статус шляхтича? • 2. На основании отрывков из исторических источников № 2, 3, 4 определите, какие изменения в положении шляхты произошли в конце 16 - начале 17 в. по сравнению с предыдущими временами. • 3. С чем это было связано? • 4. Сделайте вывод о состоянии магнатского землевладения (по материалам отрывка № 5).
Работаем самостоятельно. Задание 1. Сформулируйте несколько утверждений о статусе и образе жизни украинской шляхты в конце 16 - начале 17 в.
2. Что говорят исторические источники о повседневной жизни украинских крестьян?
1. Из дневника немецкого путешественника Ульриха фон Вердума (начало 1670-х годов): «В крестьянских хатах руских местностей нет дымоходов, а только печь, в которой или перед которой на очаге все готовят. По две стороны в стенах хаты есть несколько отверстий - окна, которые, в зависимости от ветра, открывают или закрывают, чтобы через них дым выходил на улицу».
В другом месте путешественник отмечает: «Дымоходы из желтой глины, помещенные между деревянными решетками, торчат на крыше, как толстые башни, а кто постарательней, обтыкал их сверху соломой или досками, чтобы уберечься от дождя...
Дети бегают полностью голые, либо только в рубашке, пока не вырастут, чтобы работать в поле. Тогда дают им одежду и пару сапог. А до той поры скачут при печи, которая является словно замком свободы, и очень удобно взбираются на нее и спускаються с нее, даже совсем маленькие, которые не умеют еще свободно ходить по ровной земле».
2. Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находился в Украине во время службы в польской армии в течение 1630-1647 гг., в своей книге «Описание Украины» сообщал: «Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от размеров надела должны давать соответствующее количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток перед Пасхой, Зелеными святками и на Рождество. К тому же должны возить своему господину даром дрова и отбывать много других работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов, поросят, меда, всевозможных плодов, - а еще три года - и третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим господам все, что тем только заблагорассудится требовать. Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют безграничную власть не только над крестьянским имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а крестьяне как в чистилище), что когда крестьяне попадают в ярмо к такому господину, то оказываются в худшем положении, чем каторжники на галере... Много крестьян убегает, а самые отважные из них отправляются на Запорожье, которое служит местом убежища казаков на Борисфене. Проживя здесь определенное время и приняв участие в морском походе, они становятся запорожскими казаками. За счет таких крестьян-беглецов казацкие отряды весьма растут».
Воспользовавшись памяткой, вспомните правила проработки фрагментов исторических источников. Проанализируйте предложенные источники в соответствии с этими правилами.
1-й шаг - определите, кем был автор документа, обобщите, о чем идет речь в предложенном отрывке, выясните, когда состоялись описанные события.
2-й шаг - определите, как автор относится к событиям или историческим деятелям, о которых идет речь; подумайте, зачем он описывает события, что хотел сообщить; выясните значение событий и явлений, о которых идет речь в источнике.
3-й шаг - объясните, в чем вы видите ценность источника для себя; сжато выскажите свое отношение к описанным событиям или деятелям.
• 1. Какие особенности положения украинских крестьян отмечают авторы? • 2. Вызывает ли сочувствие положение крестьян? • 3. Как положение крестьян, по мнению Боплана, повлияло на формирование нового слоя - казачества?
Достаточно ли приведенных отрывков, чтобы полностью воссоздать картины повседневной жизни крестьян того времени? Как вы думаете, почему документов о жизни крестьян не было много?
Работаем самостоятельно. Задание 2. На основе приведенных отрывков из источников определите особенности повседневной жизни украинских крестьян.
3. Какие особенности повседневной жизни украинских мещан, жителей Львова второй половины 16 в., удостоверяют источники?
1. Из привилегии короля Сигизмунда Августа 1572 г.: «...Желаем и постановляем, чтобы руские наравне с другими мещанами и перед мещанами поляками римской веры имели все права, привилегии, вольности, прерогативы и иммунитеты, предоставленные городу Львову по разным случаям и разными способами светлейшими нашими предшественниками королями Польши, князьями Руси и всеми другими... и пользовались ими без любых исключений.
Священнослужители их церкви греческого обряда, которые теперь живут и будут в будущем, должны быть свободны и освобождены от любых налогов... Всем упомянутым руским греческого обряда предоставляется львовское городское право. Также на должности бурмистров, лавников и на другие префектуры в этом городе можно и следует нашему нынешнему и будущему старосте избирать и назначать [русинов-украинцев], сколько бы раз не проходили выборы... Своих сыновей [русины-украинцы] могут и имеют право давать и посылать для обучения свободным искусствам в начальные школы, гимназии и высшие школы, существующие как в нашем городе, так и где угодно в королевстве и в наших владениях; они могут изучать любые, без исключения, цеховые ремесла и в них работать, учить товарищей и учеников любым ремеслам, основывать цехи и ремесленные братства и, как принято, быть у них старшими и сеньйорами, а мастера любых польских ремесел обязаны принимать и допускать руских к этому роду ремесла и цехов. Вольно также им любого рода товарами, как бы они ни назывались, во всем Польском королевстве,
Великом княжестве Литовском и на Волыни, в Киеве, на Подляшье и в других наших владениях продавать сукно и любые другие купеческие и лавочные товары; позволено им как в частных домах, так и на любых публичных местах всегда и в любую пору выставлять на продажу вина, изготавливать мед, пиво и любые другие напитки иного рода и шинковать ими таким способом и таким образом, как это делают польские мещане».
2. Из жалобы Львовского Успенского братства (январь 1593 г.): «...В первую очередь вынуждал совет г. Львова большим насилием нас, оседлых мещан, наших детей и нашу челядь, к послушанию папскому костелу, к праздникам нового календаря, терзая тюрьмами и карая штрафами. Утром, в день св. Маргариты, послав своих городских слуг, насильственно выволокли и бросили в темную тюрьму в башне под ратушей Василия, ученика... Юрия Рогатинца, а также челядников, скорняка Юска... Мастера и челядники пришли к господину бурмистру, спрашивая, по какой причине их слуг... похватали во время их отсутствия. На это господин бурмистр ответил: "Причина, что вы не отмечаете наших праздников, не бываете на проповедях в нашем костеле... Так что идите и вы сидеть". Потом, по просьбе и требованию наших братьев и своих соседей, арестованные были отпущены. Однако члены совета обещали сохранить мир лишь на том условии, что освобожденные из-под ареста, под страхом сурового... наказания, не будут протестовать и не начнут судебного дела. А такого даже в языческом государстве не терпит христианский народ...».
• 1. Что предусматривал привилей короля Сигизмунда Августа 1572 г? • 2. О чем конкретно говорят ее положения? Закончите предложение: «Согласно привилегии короля Сигизмунда Августа 1572 г., украинцы Львова получали право...». • 3. Стала ли привилегия 1572 г реальностью в жизни украинского общества города? Свое мнение подтвердите цитатами из второго документа.
Сравните содержание фрагментов источников. Какой из них точнее всего характеризует положение украинских мещан на западноукраинских землях в конце 16 в.? Почему вы так думаете?
1 Какие особенности религиозной ситуации во Львове в конце 16 в. отмечены во втором фрагменте источника? 2. Какими явлениями и событиями предопределено такое положение мещан-украинцев? 3. Какую роль, по свидетельству источника, играло Львовское Успенское братство в повседневной жизни львовян?
Работаем самостоятельно. Задание 3. Как вы представляете повседневную жизнь украинских мещан Львова в конце 16 в.?
Вспомните, в чем заключались особенности положения основных слоев украинского общества в период Киевской Руси и Великого княжества Литовского. Изменилось ли что-либо к концу 16 в.? В чем это выражается? По каким причинам?
Поставьте себе оценку за урок, засчитав за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задание 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).
Какие факты из повседневной жизни разных слоев украинского общества в конце 16 в. поразили вас больше всего? Чем именно?
Коментарі (0)