Повседневная жизнь. Практическое занятие 1
- 12-09-2022, 09:33
- 406
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 7. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
![]()
1. Что предопределяло повседневную жизнь украинской шляхты?
1. «Шляхтич всегда весел в своем королевстве, поет и танцует свободно, не имея над собой никаких принудительных обязанностей, потому что не должен королю своему... ничего, кроме титула, двух грошей с поля и военной службы. Четвертого же над шляхтичем нет ничего, что бы портило ему настроение в королевстве». (Украинский мыслитель Станислав Ореховский-Роксолан).
2. «Руская шляхта... среди них очень немногочисленна, подражает польской и, кажется, стыдится того, что принадлежит к другой, не римской вере, в которую они переходят ежедневно, хотя вся знать и все те, кто носит имя князей, происходят из греческой веры». (Французский инженер Гийом Левассер де Боплан).
3. «Шляхта все путешествует. К друзьям и родственникам ездят порою за сто миль, и это проходит им легко, потому что у них достаточно лошадей и повозок, и на них везут все, что им в дороге нужно. (Немецкий путешественник Ульрих фон Вердум).
4. «В старые времена считалось обязанностью крестьян обрабатывать землю, а купца - заниматься городскими делами. Шляхтич же отдавался рыцарскому делу и беспрерывно воевал. Теперь у нас нет воинов... зато есть [среди феодалов] корчмари, торгаши и посредники... Самым большим подвигом у нас считается знать дорогу, по которой гонят волов из имения в Гданьск, ибо все зажиточные торгуют быками, лошадьми, вином, медом... рыбой... всяким хлебом... Все, что подданные имеют у себя для продажи, они приказывают сносить на панский двор, скупают по самым низким ценам и отправляют в город... Туда же они посылают и свои продукты». (Польский ученый-энциклопедист Шимон Старовольский).
5. «Там, где было 20 крестьян, осталось 8 или 10. Если у крестьянина достаточно земли, забирают ее под поместье... Всех могут сотать с земли и поместье там учредить».
Формирование магнатского землевладения. Первые десятилетия 17 в.

![]()
• 1. Чем, по мнению автора отрывка № 1, обуславливался особый статус шляхтича? • 2. На основании отрывков из исторических источников № 2, 3, 4 определите, какие изменения в положении шляхты произошли в конце 16 - начале 17 в. по сравнению с предыдущими временами. • 3. С чем это было связано? • 4. Сделайте вывод о состоянии магнатского землевладения (по материалам отрывка № 5).
![]()
Работаем самостоятельно. Задание 1. Сформулируйте несколько утверждений о статусе и образе жизни украинской шляхты в конце 16 - начале 17 в.
![]()
2. Что говорят исторические источники о повседневной жизни украинских крестьян?
1. Из дневника немецкого путешественника Ульриха фон Вердума (начало 1670-х годов): «В крестьянских хатах руских местностей нет дымоходов, а только печь, в которой или перед которой на очаге все готовят. По две стороны в стенах хаты есть несколько отверстий - окна, которые, в зависимости от ветра, открывают или закрывают, чтобы через них дым выходил на улицу».
В другом месте путешественник отмечает: «Дымоходы из желтой глины, помещенные между деревянными решетками, торчат на крыше, как толстые башни, а кто постарательней, обтыкал их сверху соломой или досками, чтобы уберечься от дождя...
Дети бегают полностью голые, либо только в рубашке, пока не вырастут, чтобы работать в поле. Тогда дают им одежду и пару сапог. А до той поры скачут при печи, которая является словно замком свободы, и очень удобно взбираются на нее и спускаються с нее, даже совсем маленькие, которые не умеют еще свободно ходить по ровной земле».
2. Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находился в Украине во время службы в польской армии в течение 1630-1647 гг., в своей книге «Описание Украины» сообщал: «Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от размеров надела должны давать соответствующее количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток перед Пасхой, Зелеными святками и на Рождество. К тому же должны возить своему господину даром дрова и отбывать много других работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов, поросят, меда, всевозможных плодов, - а еще три года - и третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим господам все, что тем только заблагорассудится требовать. Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют безграничную власть не только над крестьянским имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а крестьяне как в чистилище), что когда крестьяне попадают в ярмо к такому господину, то оказываются в худшем положении, чем каторжники на галере... Много крестьян убегает, а самые отважные из них отправляются на Запорожье, которое служит местом убежища казаков на Борисфене. Проживя здесь определенное время и приняв участие в морском походе, они становятся запорожскими казаками. За счет таких крестьян-беглецов казацкие отряды весьма растут».
![]()
Воспользовавшись памяткой, вспомните правила проработки фрагментов исторических источников. Проанализируйте предложенные источники в соответствии с этими правилами.
1-й шаг - определите, кем был автор документа, обобщите, о чем идет речь в предложенном отрывке, выясните, когда состоялись описанные события.
2-й шаг - определите, как автор относится к событиям или историческим деятелям, о которых идет речь; подумайте, зачем он описывает события, что хотел сообщить; выясните значение событий и явлений, о которых идет речь в источнике.
3-й шаг - объясните, в чем вы видите ценность источника для себя; сжато выскажите свое отношение к описанным событиям или деятелям.
![]()
• 1. Какие особенности положения украинских крестьян отмечают авторы? • 2. Вызывает ли сочувствие положение крестьян? • 3. Как положение крестьян, по мнению Боплана, повлияло на формирование нового слоя - казачества?
![]()
Достаточно ли приведенных отрывков, чтобы полностью воссоздать картины повседневной жизни крестьян того времени? Как вы думаете, почему документов о жизни крестьян не было много?
![]()
Работаем самостоятельно. Задание 2. На основе приведенных отрывков из источников определите особенности повседневной жизни украинских крестьян.
![]()
3. Какие особенности повседневной жизни украинских мещан, жителей Львова второй половины 16 в., удостоверяют источники?
1. Из привилегии короля Сигизмунда Августа 1572 г.: «...Желаем и постановляем, чтобы руские наравне с другими мещанами и перед мещанами поляками римской веры имели все права, привилегии, вольности, прерогативы и иммунитеты, предоставленные городу Львову по разным случаям и разными способами светлейшими нашими предшественниками королями Польши, князьями Руси и всеми другими... и пользовались ими без любых исключений.
Священнослужители их церкви греческого обряда, которые теперь живут и будут в будущем, должны быть свободны и освобождены от любых налогов... Всем упомянутым руским греческого обряда предоставляется львовское городское право. Также на должности бурмистров, лавников и на другие префектуры в этом городе можно и следует нашему нынешнему и будущему старосте избирать и назначать [русинов-украинцев], сколько бы раз не проходили выборы... Своих сыновей [русины-украинцы] могут и имеют право давать и посылать для обучения свободным искусствам в начальные школы, гимназии и высшие школы, существующие как в нашем городе, так и где угодно в королевстве и в наших владениях; они могут изучать любые, без исключения, цеховые ремесла и в них работать, учить товарищей и учеников любым ремеслам, основывать цехи и ремесленные братства и, как принято, быть у них старшими и сеньйорами, а мастера любых польских ремесел обязаны принимать и допускать руских к этому роду ремесла и цехов. Вольно также им любого рода товарами, как бы они ни назывались, во всем Польском королевстве,
Великом княжестве Литовском и на Волыни, в Киеве, на Подляшье и в других наших владениях продавать сукно и любые другие купеческие и лавочные товары; позволено им как в частных домах, так и на любых публичных местах всегда и в любую пору выставлять на продажу вина, изготавливать мед, пиво и любые другие напитки иного рода и шинковать ими таким способом и таким образом, как это делают польские мещане».
2. Из жалобы Львовского Успенского братства (январь 1593 г.): «...В первую очередь вынуждал совет г. Львова большим насилием нас, оседлых мещан, наших детей и нашу челядь, к послушанию папскому костелу, к праздникам нового календаря, терзая тюрьмами и карая штрафами. Утром, в день св. Маргариты, послав своих городских слуг, насильственно выволокли и бросили в темную тюрьму в башне под ратушей Василия, ученика... Юрия Рогатинца, а также челядников, скорняка Юска... Мастера и челядники пришли к господину бурмистру, спрашивая, по какой причине их слуг... похватали во время их отсутствия. На это господин бурмистр ответил: "Причина, что вы не отмечаете наших праздников, не бываете на проповедях в нашем костеле... Так что идите и вы сидеть". Потом, по просьбе и требованию наших братьев и своих соседей, арестованные были отпущены. Однако члены совета обещали сохранить мир лишь на том условии, что освобожденные из-под ареста, под страхом сурового... наказания, не будут протестовать и не начнут судебного дела. А такого даже в языческом государстве не терпит христианский народ...».
![]()
• 1. Что предусматривал привилей короля Сигизмунда Августа 1572 г? • 2. О чем конкретно говорят ее положения? Закончите предложение: «Согласно привилегии короля Сигизмунда Августа 1572 г., украинцы Львова получали право...». • 3. Стала ли привилегия 1572 г реальностью в жизни украинского общества города? Свое мнение подтвердите цитатами из второго документа.
![]()
Сравните содержание фрагментов источников. Какой из них точнее всего характеризует положение украинских мещан на западноукраинских землях в конце 16 в.? Почему вы так думаете?
![]()
1 Какие особенности религиозной ситуации во Львове в конце 16 в. отмечены во втором фрагменте источника? 2. Какими явлениями и событиями предопределено такое положение мещан-украинцев? 3. Какую роль, по свидетельству источника, играло Львовское Успенское братство в повседневной жизни львовян?
![]()
Работаем самостоятельно. Задание 3. Как вы представляете повседневную жизнь украинских мещан Львова в конце 16 в.?
![]()
Вспомните, в чем заключались особенности положения основных слоев украинского общества в период Киевской Руси и Великого княжества Литовского. Изменилось ли что-либо к концу 16 в.? В чем это выражается? По каким причинам?
![]()
Поставьте себе оценку за урок, засчитав за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задание 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).
![]()
Какие факты из повседневной жизни разных слоев украинского общества в конце 16 в. поразили вас больше всего? Чем именно?
Коментарі (0)