Церковная и образовательная жизнь
- 12-09-2022, 12:25
- 294
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 14. ЦЕРКОВНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
1615 г. - основание Киевского братства и школы при нем. Начало деятельности типографии Киево-Печерского монастыря, созданной Елисеем Плетенецким.
1620 г. - восстановление высшей православной иерархии. Избрание православным митрополитом Иова Борецкого.
1632 г. - утверждение польским сеймом «Пунктов для успокоения руского народа». Признание законности существования в Речи Посполитой православной церкви.
1632-1647 гг. - деятельность православного митрополита Петра Могилы.
Определите, в каком году написано это произведение. О каких притеснениях говорится в документе? Почему украинцы стремились возродить высшую православную иерархию? Почему противники возрождения епископата обвиняли православную церковь в сговоре и мятеже?
О положении православной церкви митрополит Иов Борецкий в своей «Протестации» писал: «В течение последних двадцати пяти лет нам не удается достичь справедливости святой и обезопасить мир религии нашей от тех великих насилий, притеснений и правонарушений, которые нам причиняются. Чем дальше, тем худшие преследования, злонамеренные обвинения и оговоры приходится нам переносить от противников наших... Не грех, не пренебрежение прав, не обида святого королевского величия, не... заговор, и... бунт, не презрение верховенства, не криминал, не... измена, не сговор с врагами коронными, что мы, при помощи Духа Святого, имеем посвященных митрополита и епископа».
1. Каким было положение православной церкви после церковных соборов в Берестье 1596 г.?
Берестейская уния ухудшила положение православной церкви, однако верной ей оставалось большинство украинского населения. Это обстоятельство привело к развертыванию борьбы за восстановление прав притесняемой церкви. В борьбу включились представители всех сословий украинского общества, а возглавили ее братства. Широкими полномочиями были наделены Львовское Успенское братство, Луцкое Крестовоздвиженское и Киевское Богоявленское братства.
Право ставропигии имело чрезвычайное значение для сохранения православной церкви, ведь после Берестейской унии почти все православные епископы стали униатами. Верными православию остались только два епископа: львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский. После их смерти единственным православным епископом остался Иеремия Тисаровский, который смог занять львовскую кафедру, заверив короля, что он - униат. После смерти же Иеремии польское правительство могло, воспользовавшись отсутствием епископов, объявить православную церковь несуществующей.
Подтверждающая грамота константинопольского патриарха Иеремии Львовскому Успенскому братству. 1587 г.
Превращение братств в мощную силу, способную бороться за православную веру, происходило постепенно. В начале 17 в. братства были влиятельными организациями, имевшими право через своих священников отлучать прихожан от церкви и следить за соблюдением священниками церковных предписаний. Их деятельности покровительствовали запорожцы. Казаки поддерживали братства и православную церковь не только деньгами, но и военной силой. Например, в 1610 г. православное духовенство Киева обратилось к казакам с просьбой прекратить произвол священников-униатов, не разрешавших православным служить в Софийском соборе.
При поддержке казачества в 1615 г. в Киеве было основано Богоявленское братство, а вступление в него гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного со всем Войском Запорожским свидетельствовало, что казачество брало православную веру под свою защиту. Именно при содействии казачества была возобновлена в 1620 г. высшая православная иерархия.
2. Что рассказывают документы о восстановлении высшей православной иерархии? Чем известен Иов Борецкий?
В Киевской летописи есть такое свидетельство: «Года 1620 прибыл из Москвы святейший патриарх иерусалимский именем Феофан, и остановился в монастыре Братском, и был принят с великой честью духовными и светскими людьми. В том же году, отъезжая из Киева, святейший патриарх... поставил и высвятил на митрополию Киевскую человека достойного и честного. Именем Иова Борецкого, в письме славянском, и греческом, и латинском ученого, и с ним четырех епископов на разные места: Мелетия Смотрицкого на епископство Полоцкое, Исаию Копинского, инока монастыря Печерского, на епископство Перемышльское, Паисия Ипполитовича на епископствоХолмское и Белзское, Иосифа Курцевичана епископство Владимирское».
• О каких событиях говорится в источнике? • Как эти события связаны с Берестейской церковной унией? • Почему возникла необходимость освятить митрополита и епископов?
Большие надежды в деле возрождения православной церкви митрополит возлагал на образование и книгопечатание. Как организатор и покровитель Киевской братской школы, поддерживал ее собственными средствами. Он объединил вокруг себя талантливых ученых, писателей, просветителей, в частности Мелетия Смотрицкого, Петра Могилу, Лаврентия Зизания, Елисея Плетенецкого. Близкими сподвижниками митрополита были казацкие руководители Петр Конашевич-Сагайдачный, Михаил Дорошенко, Олифер Голуб.
3. Как легализировалась православная церковь? Какими были меры Петра Могилы по упорядочению церковной жизни?
Избранный в 1632 г. польский король Владислав IV подписал «Пункты для успокоения руского народа», по которым украинцам и белорусам возвращались утраченные после Берестейской унии права: за православными признавалось право иметь своего митрополита и епископов, определялись условия разрешения споров между православными и греко-католиками относительно церквей и земель и т. и. Вскоре преемник Иова Борецкого Исаия Копинский, которого не признавала власть, был снят с должности митрополита, а митрополитом был избран Петр Могила.
Новый глава православной церкви решительно взялся за обновление церковной жизни. Улучшению положения церкви, по замыслу П. Могилы, должна была способствовать строгая дисциплина среди священников и монахов. Был, в частности, введен постоянный надзор за духовенством, за порядком богослужений и т. п.
Серьезным препятствием для усиления авторитета церкви было право магнатов вмешиваться в церковные дела на территории своих имений. П. Могила прилагал усилия, чтобы ограничить эти права. Стремился он и к усилению роли митрополита. Благодаря П. Могиле было создано и одобрено патриархами «Православное исповедание Веры» - краткое изложение главных положений православия.
Митрополит заботился об увеличении количества и обновлении содержания церковных книг. Основным центром книгоиздания стала типография Киево-Печерской лавры. В 1646 г. в ней была издана богослужебная книга, автором которой был Петр Могила, - «Требник»1.
Чтобы сделать православную церковь ближе к народу, П. Могила ввел в богослужение украинский язык вместо церковнославянского. Его усилиями православной церкви возвращалось имущество и земли. Митрополит заботился о возобновлении духовных святынь православия: были отреставрированы Софийский собор, Десятинная церковь, церковь Спаса на Берестове, Михайловский собор Выдубицкого монастыря и многие другие.
1. Таинство крещения. Гравюра мастера Ильи к «Требнику» Петра Могилы.
2. Портрет Петра Могилы на фреске церкви Спаса на Берестове.
• Часть торжественной композиции, помещенной над алтарной аркой. На ней изображен Христос на троне, рядом - Богородица и князь Владимир, слева - Петр Могила в убранстве митрополита, с отреставрированным храмом в руках.
1 Требник - книга, содержащая тексты молитв и священнодейств, касающихся совершения священником таинств и определенных богослужений: крещений, молебнов, отпевания умерших, освящения жилища, плодов и т. п., то есть треб.
Личность
Петр Могила (1596-1647) родился в семье молдовского господаря Симеона и венгерской княжны Маргарет. Когда в 1607 г. Симеон погиб, семья вынуждена была оставить Молдову. С тех пор родиной будущего митрополита стала Украина. Петр Могила получил хорошее образование: учился во Львовской братской школе и Замойской академии. Был военным, имея в опекунах командующего польской армией С. Потоцкого и коронного канцлера и гетмана С. Жолкевского. Принимал участие в битве под Хотином (1621). Впоследствии постригся в монахи. С 1627 г. - архимандрит Киево-Печерской лавры, в 1632-1647 гг. - митрополит.
- Чувствую, да нет, точно знаю: угасает моя жизнь, - митрополит Иов на миг остановился, внимательно взглянул в глаза архимандриту Киево-Печерского монастыря, своему ученику и сподвижнику Петру Могиле. - Обещай, что исполнишь мою последнюю волю... Молчишь? Неужели изменишь в последнюю минуту жизни?
- Нет, не изменю, - твердо ответил архимандрит.
- Если так, то слушай.
Могила еще ниже склонил голову.
Иов Борецкий говорил быстро, будто боялся, что не успеет. Говорил о делах церковных, об основании школ и науке книжной. Видя в Могиле своего преемника, митрополит приказывал, чтобы школы именно в братстве Киевском, а не где-то в другом месте, основаны были.
На девятый день после смерти митрополита Иова П. Могила вступил в Киевское братство и дал согласие на объединение Лаврской школы с Братской. А вскоре, во время пребывания во Львове, он дал обет перед Львовскими профессорами: «Я, Петр Могила, милостью Божией и по собственной моей воле, умыслил основывать школы, чтобы молодежь в набожности, в обычаях добрых, в науках вольных обучена была... на пользу и отраду православного народа».
В конце 1631 г., исполняя волю покойного митрополита, Петр Могила заключил с Киевским братством соглашение, по которому становился «старшим братом, дозорным, пожизненным охранителем и наставником» объединенных Лаврской и Братской школ.
• На примере личности П. Могилы определите роль православной церкви в жизни Украины первой половины 17 в.
4. Когда и при каких обстоятельствах была образована Киево-Могилянская академия? Чему обучали в ней?
В 1615 г. возникла Киевская братская школа. Она быстро завоевала славу наиболее авторитетного учебного заведения в Украине. К ее основанию приложили усилия ученые, писатели, ведущие деятели православной церкви, объединенные вокруг архимандрита Киево-Печерской лавры Елисея Плетенецкого. Ее первым ректором был Иов Борецкий.
Осенью 1631 г. в Киеве возникла еще одна школа - Лаврская. Основал ее Петр Могила. Ректором стал Исаия Трохимович. Вскоре Лаврская школа была объединена с Киевской братской. Объединенная школа начала действовать в сентябре 1632 г. и называлась она коллегией.
Киевская коллегия (вскоре Киево-Могилянская академия) была высшим учебным заведением. Полный курс обучения составлял 12 лет. Всего в академии было восемь классов, а количество предметов превышало 30.
Основой учебных предметов служили «семь вольных наук». В первых четырех классах академии изучались языки: литературный староукраинский, церковнославянский, греческий, латинский и польский. Все высшие науки в Киево-Могилянской академии преподавались, как и всюду в Европе, по-латыни. Однако заботились в академии и о надлежащем знании украинского языка: именно научная деятельность преподавателей и студентов академии способствовала развитию староукраинского языка.
Киево-Могилянская академия на протяжении длительного времени была единственным высшим учебным заведением для детей всех сословий Украины, Восточной Европы и православного мира. Академия не только обучала молодежь, но и распространяла образование, знания. Ее воспитанники закладывали школы, одаривали библиотеки и таким образом способствовали развитию культуры.
• О каких реалиях тогдашней жизни говорится в документе? • Почему современник дает такую резкую оценку ситуации?
Ян Щесный-Гербут - староста винницкий и мостицкий - в 1613 г. написал «Размышления о народе руском»: «Рану в сердце Отчизны нашей наносит тот, кто ломает право и разрывает согласие между народами, из которых составлена Речь Посполитая Польская, - он Отчизну в сердце убивает. Так и эта ссора, которую начали с народом руским, братьями и кровными нашими, она как рана в сердце, которая, хотя бы и самой малой была, приносит смерть. Одну часть дела понимаю, а вторую часть, хотя о ней постоянно мыслю, понять не могу. Ибо знаю хорошо о том. что с ними деется, начиная от Берестейского съезда».
• Какая черта культурного развития привлекла внимание путешественника?
Известный церковный деятель Павел Алеппский, в 1654 г. путешествовавший по Украине, записал в своем дневнике: «По всей казацкой земле мы заметили прекрасную черту, весьма нас удивившую: все они (жители), кроме немногих, даже большинство их женщин и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковное пение; кроме того, священники обучают сирот и не разрешают, чтобы они слонялись неучами по улицам... Каждый город имеет приблизительно 40, 50 и больше тысяч душ; но детей больше, чем травы, и все умеют читать, даже сироты».
Проверьте себя
1. Установите хронологическую последовательность событий: • начало деятельности братской школы в Киеве; • утверждение польским сеймом «Пунктов для успокоения руского народа»; • избрание православным митрополитом И. Борецкого.
2. Дайте ответы на вопросы: • Что определяло положение православной церкви после Берестейской унии? • Когда и при каких обстоятельствах была восстановлена высшая православная иерархия? • Какие события способствовали узакониванию существования православной церкви? • К каким мерам прибегал П. Могила ради обновления церковной жизни? • При каких обстоятельствах была создана Киево-Могилянская академия? • Как была организована учеба в ней?
3. Сделайте выводы-обобщения о месте православной и греко-католической церквей в общественно-политической жизни после Берестейской унии.
4. Охарактеризуйте митрополита Петра Могилу как человека и исторического деятеля, дайте оценку его деятельности. (См. памятку характеристики исторической личности).
Коментарі (0)