Оцените свои умения по теме: Украинские земли в конце 16 - первой половине 17 в.
- 12-09-2022, 12:27
- 287
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
Оцените свои умения по теме: Украинские земли в конце 16 - первой половине 17 в.
ДАТЫ И СОБЫТИЯ
1. Установите хронологическую последовательность событий: • утверждение сеймом Речи Посполитой «Ординации Войска Запорожского реестрового...»; • взятие запорожцами крепости Кодак; • Хотинская война; • поход 20-тысячного казацкого войска П. Сагайдачного в Московию на помощь королевичу Владиславу; • Деулинское перемирие; • образование Киево-Могилянской академии.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА
2. Рассмотрите картосхему на с. 110: • Какими буквами обозначены территории воеводств Речи Посполитой на украинских землях в первой половине 17 в.? Назовите их. • Какие события обозначены пунктирными красными стрелками? • Территория какого государства обозначена коричневым цветом? • В соответствии с цифрами и знаками с перекрещенным оружием определите события, с которыми они связаны. • Назовите руководителей восстаний и год события.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
3. Установите, о чем идет речь в отрывках из исторических источников. Дайте исторический комментарий описанным событиям.
А. «Коронный гетман Карл Ходкевич, верхом на лошади, стоял возле своего окопа, когда примчался гонец с известием, что казаки с несколькими польскими отрядами захватили уже лагерь Османа и что для окончательной победы не хватает лишь подмоги... После неожиданного вторжения запорожцев в лагерь Османа турок охватила паника: люди всех сословий были в неимоверной тревоге, а сам Осман, так недавно считавший, что нет в мире никого могущественнее его, теперь собственными глазами видел всю шаткость своего положения».
Б. «Волею Божией, советом и повелением святейшего Кирилла, архи епископа Константинограда, Нового Рима, и вселенского патриарха, и благословением архиепископа, митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, отца Иова Борецкого, в городе Луцке при церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего образовалась школа греческая и руская. Согласно древним обычаям и порядкам святых отцов закона греческого, великим тщанием... и вниманием мещан луцких, руского народа святого закона греческого, и милостями всех православных христиан и всего посполитого народа вплоть до убогих вдовиц, думая о всяческой недостаче законной науки, что чинится из-за нестарательных людей».
В. «Кто же удержит народ, когда у него так завертелись колеса произвола, что их никаким образом нельзя сдержать!.. Убедился я в этом под Кумейками: зимой уничтожил Павлюка, к весне, несмотря на такой великий разгром, ожил Острянин. Разгромил я Острянина - сразу же был избран руководителем Гуня, и я двадцать недель вел с ним войну и едва привел к послушанию оружием и немалым пролитием крови!»
Г. «Упомянутые два епископа (Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий) пришли в греческом одеянии, которое носят в их странах, замерев в пространстве между скамьями, они, по их обычаю, поцеловали землю, а затем то же сделали посредине этого свободного пространства, а в третий раз перед стопами папы, и их, в конце, с почтением поцеловали; а первый из них, по имени Ипатий, дал папе письма... Тогда... учинили исповедь веры, и то первый - знавший латинский язык - отчитал ее по-латыни, а второй, Кирилл, не знавший латинского языка, учинил ее по-гречески или руски».
Д. «Конашевич чрезвычайно ловко, страшно смутив врага, соединился с Владиславом под самой Москвой, столицей государства. Пронес победные хоругви свои бескрайними просторами, опустошив огнем и мечом недружественные земли, обернув в печальные руины такие чрезвычайно сильные своей позицией и гарнизонами города, как Елец, Шацк, Ливны, Калуга».
Е. «В 1635 г. непокорный казак, по имени Сулима, коварно и тайно прокравшись с 800 казаками с моря по Днепру, осмелился напасть на крепость, которую его милость король Владислав повелел на средства Речи Посполитой построить на первом днепровском пороге и окружить валами против распущенного произвола казаков, чтобы они на море в лодках больше не ходили и турка не дразнили. Сулима, напав ночью на эту крепость и перебив стражу, зарубил саблей капитана и многих людей, забрал много денег Речи Посполитой, а новую крепость в нескольких местах разрушил. Позднее он был, по приказу его королевской милости, на том же днепровском острове окружен реестровыми казаками и, когда дров у него на топливо не хватало, был выдан своими и отправлен в Варшаву на двухнедельный сейм, проходивший в начале 1636 г. Там же ему и еще нескольким таким же негодяям отрубили головы и четвертовали».
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
4. Подготовьте рассказ о гетмане П. Сагайдачном, используя памятку для характеристики исторической личности.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
5. Объясните понятия и термины и составьте с ними предложения: • греко-католическая церковь; • Запорожская Сечь; • православные братства; • бастион; • полемическая литература; • морские героические походы казачества; • казацкий лагерь; • оказачивание.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК
6. Используя приведенные памятники, определите достижения культуры Украины того периода.
Коментарі (0)