Культура Украины в XVI в. Развитие архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- 12-09-2022, 15:26
- 266
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 7. Культура Украины в XVI в. Развитие архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Прочитав этот параграф, вы сможете: рассказывать об особенностях градостроения на украинских землях в XVI в.; описывать выдающиеся архитектурные памятники этого периода; характеризовать основные достижения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; объяснять понятия и термины «замок», «ордер», «гравюра», «декоративно-прикладное искусство».
1. Как развивалось градостроение на украинских землях во второй половине XIV — XV в.? 2. Назовите выдающиеся памятники архитектуры Украины второй половины XIV — XV в. 3. Укажите достижения украинского изобразительного искусства того времени.
1. Архитектура и градостроение.
В XVI в. на украинских землях наблюдался расцвет зодчества. Восстанавливались разрушенные города и закладывались новые, возводились храмы, монастыри, строились оборонительные и жилые сооружения. Строители того времени стремились сохранить древние традиции и сочетать их с новыми чертами европейского ренессансного стиля. Главным объектом художественного внимания становился фасад (внешний вид) здания, который украшали ордеры, декоративноорнаментальная лепка и т. д. Памятники архитектуры этого времени сохранились в Луцке, Каменце, Жолкве, Бродах и Львове. Уникальным памятником ренессансного зодчества считаются здания на площади Рынок в центральной части Львова — Черная каменица, дом Корнякта, памятники, связанные с деятельностью Львовского братства, — Успенская церковь и первое сооружение из ее ансамбля башня Корнякта, часовня Трех Святителей, созданные в 60-х гг. XVI — XVII в.
Постоянная угроза нападений со стороны других государств обусловливала необходимость возведения частных и государственных крепостей и замков, за стенами которых могли найти защиту не только их жители, но и население близлежащих земель. Многие замки, построенные в Средневековье, не отвечали требованиям времени и в первой половине XVI в. были перестроены. Так, были реконструированы замки Луцка, Кременца, Мукачева, Винницы, Меджйбожа.
Ордер — тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных колонн и горизонтальных элементов в соответствующей стилевой обработке.
Некоторые православные монастыри на западноукраинских землях также были окружены стенами с башнями и выполняли роль крепостей. На Волыни такими крепостями были монастыри в селах Межйрич и Дермань. Дерманский монастырь стоял на высоком холме и был обнесен стеной высотой 7 м. Под стенами проходил наполненный водой ров с перекидным мостом. В крепость монастыря можно было попасть через трехъярусную башню, которая также служила колокольней.
К известным памятникам православной церковной архитектуры XVI в. относятся Богоявленская церковь в Остроге и Троицкая церковь в Межириче. Оба храма являются крестово-купольными и продолжают древнерусскую строительно-архитектурную традицию. Однако условия жизни того времени заставили приспособить эти церкви к обороне.
2. Изобразительное искусство.
Украинская живопись XVI в. получила заслуженное признание. Большинство произведений было написано на церковную тематику (фрески, иконы). Картины или портреты бытового характера встречались редко. Художники продолжали развивать древнерусские традиции. Однако в портретной живописи было заметно влияние западноевропейского, итальянского и германского искусств.
Черная каменица во Львове. Современный вид
Успенская церковь с колокольней (башня Корнякта) во Львове. Современный вид
Часовня Трех Святителей во Львове. Современный вид
В XVI в. украинские художники по-прежнему много работали в Польше. Сохранились фрески на евангельские сюжеты, выполненные ими в соборах и замках Вавеля в Кракове. Однако с конца XVI в. они попали под влияние итальянских и немецких мастеров. Это связано с тем, что католическое духовенство осуждало деятельность православных «схизматиков» в костелах.
В украинской иконописи в то время господствующими оставались традиции Руси, но начали появляться и новые черты. Мастера больше внимания уделяли бытовым деталям, усиливая тем самым реалистические элементы. Позы изображенных стали более естественными, а детали одежды обрели большую конкретность. Широкую известность в это время получили львовская и перемышльская школы иконописи. Выдающимися произведениями середины XVI в. считаются иконы «Поклонение волхвов» из села Бусовиско и «Рождество Христово» из села Трушевичи.
В XVI в. успешно развивалась украинская художественная резьба, заменившая очень дорогую и изысканную древнерусскую мозаику. Преобладала резьба по дереву и изредка встречалась резьба на мраморе. В основном это были надгробные монументы и плиты.
Высокого уровня развития достигла книжная миниатюра — небольшие цветные изображения в рукописных книгах. Особое место занимает Пересопницкое Евангелие, где кроме заставок и инициалов, искусно выполненных в форме традиционного геометрического орнамента, есть четыре миниатюры с изображениями евангелистов. Каждая миниатюра украшена богатым растительным орнаментом. Особую торжественность и жизнерадостность придают миниатюрам и орнаментам Пересопницкого Евангелия золотой фон и яркие цвета — синий, красный, зеленый. В XVI в. значительно усиливается влияние народного искусства на оформление рукописных книг — часто используются мотивы, заимствованные из народного ткачества, резьбы по дереву и настенных росписей.
Рождество Христово. Икона из села Трушевичи. Середина XVI в.
Архистратиг Михаил. Икона из села Яблоневое. Середина XVI в.
Распятие. Икона из села Волчье. Вторая половина XVI в.
Во второй половине XVI в. в связи с распространением книгопечатания стало развиваться искусство гравюры. Первыми украинскими гравюрами считают иллюстрации к «Апостолу» и «Букварю», изданным в 1574 г. во Львове И. Федоровым.
Во второй половине XVI в. в украинской живописи происходит процесс отделения портрета от иконописи и превращения его в самостоятельный жанр искусства. Это было связано с новым толкованием образа человека, распространением гуманистических идей Возрождения и изменениями в развитии украинского общества. К сожалению, имена большинства мастеров портрета этого времени не сохранились. Самыми известными произведениями украинских художников XVI в. считаются портрет князя галицкого, магната и ученого Яна Гербурта, портрет К.-В. Острожского, портрет Насти Лисовской из Рогатина, известной под именем Роксолана.
Талантливым художником-портретистом был Войцех Стефановский из Львова. Во время визита в город короля Речи Посполитой Стефана Батория в 1578 г. он написал его портрет, за что получил титул королевского придворного маляра. Портрет был выполнен почти с документальной достоверностью, в нем заметна присущая мастеру острая наблюдательность при изучении натуры.
Гравюра — печатный оттиск на бумаге с рисунка, вырезанного на доске.
3. Декоративно-прикладное искусство.
В XVI в. в украинском декоративно-прикладном искусстве появляются новые черты, связанные с проникновением ренессансных орнаментальных мотивов. Однако украинские мастера привносят в них много своеобразных особенностей, совмещая новые формы с традиционными приемами и мотивами, сложившимися в народном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, произведения которого сочетают практическое и эстетическое качества.
В этот период возрождается стеклоделие, пришедшее в упадок в прошлые столетия. Во многих городах Украины наряду с ткачеством начинает развиваться ковроделие. Львовские мастера овладели искусством изготовления обивки для мебели из тисненой кожи. Ее покрывали разноцветным рисунком, сочетавшим восточные элементы орнамента и изысканные ренессансные узоры.
Наибольшее распространение в XVI в. в Украине получили такие виды декоративно-прикладного искусства, как местное изготовление мебели, художественное литье и изделия из металла, производство керамики, а также старые виды искусства — вышивка и шитье.
В художественной обработке металла украинские мастера прославились отливанием пушек, часовым делом, производством новых видов оружия. Далеко за пределами Украины были известны изделия львовских ювелиров-золотарей.
Изделия из керамики украинских мастеров XVI в. большей частью были покрыты геометрическим орнаментом, выполненным специальным валиком и напоминающим мотивы вышивки. В то же время все большее распространение получил прием разрисовывания посуды минеральными красками, золотой и зеленой глазурью.
Мастера по шитью работали во многих украинских городах, шляхетских и монастырских имениях. Изготовленные ими вещи пользовались большим спросом среди зажиточных слоев населения.
Шитье — вышивка шелковыми нитями, покрытыми тонким слоем золота или серебра.
Портрет Роксоланы. Конец XVI — начало XVII в.
Орнамент. Деталь плащаницы. 1655 г.
Голова Иосифа. Деталь плащаницы. Конец XVI в.
Больших успехов достигли украинские мастера в изготовлении мебели. Для шляхты и городской знати создавалась резная, украшенная инкрустацией (слоновой костью, полудрагоценными камнями) или рисованным орнаментом мебель. Особо ценилась резная мебель из ореха, но чаще всего использовали липу. Одним из наиболее распространенных предметов меблировки в XVI в. по-прежнему оставался сундук. Изготавливалось также много видов кроватей, столов, стульев, кресел.
Выводы. В XVI в. в украинской архитектуре появляются черты европейского ренессансного стиля. Потребностями времени было обусловлено строительство защитных сооружений — крепостей и замков.
• В украинском изобразительном искусстве наряду с традиционными жанрами (фрески, иконопись, книжная миниатюра) возникают новые — гравюра и портретная живопись. В иконописи и светском портрете наблюдается стремление к реализму в изображении персонажей.
• В декоративно-прикладном искусстве украинские мастера умело сочетали традиционные приемы и мотивы с новыми веяниями, проникавшими из Европы.
Вопросы и задания
1. Какие памятники архитектуры входят в ансамбль площади Рынок во Львове? 2. Из какого материала в XVI в. строили замки? 3. Назовите известные вам памятники православной церковной архитектуры XVI в. 4. Назовите основные виды украинского изобразительного искусства XVI в. 5. Что такое книжная миниатюра? 6. Что такое гравюра? 7. Какие виды декоративноприкладного искусства развивались на украинских землях в XVI в.?
8. Как развивались архитектура и градостроение в Украине в XVI в.? 9. Охарактеризуйте основные достижения украинского изобразительного искусства. 10. Какие факты свидетельствуют о влиянии идей европейского Ренессанса на украинское изобразительное искусство? 11. Каких успехов достигли в XVI в. мастера украинского декоративно-прикладного искусства?
12. Закончите составление таблицы «Развитие украинской культуры в XVI в.» (с. 44).
13. Посетите местный художественный музей и подготовьте сообщение о произведениях украинского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVI в., которые присутствуют в его экспозиции.
Коментарі (0)