Культура Украины во второй половине XVIII в.
- 12-09-2022, 16:04
- 273
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 33. Культура Украины во второй половине XVIII в.
Прочитав этот параграф, вы сможете: охарактеризовать особенности развития культуры во второй половине XVIII в.; назвать имена выдающихся представителей украинской культуры той эпохи и их основные достижения.
1. В чем заключались особенности развития культуры Украины второй половины XVII — первой половины XVIII в.? 2. Определите достижения украинской культуры второй половины XVII — первой половины XVIII в.
1. Особенности развития культуры.
В истории культуры Украинского казацкого государства XVIII век был сложной и многогранной эпохой. Культура этого периода продолжила развитие, начавшееся в прошлом столетии. Однако в то же время стали создаваться условия, при которых украинская культура постепенно утрачивала свою самобытность.
Основой развития украинской культуры была казацкая государственность. Курс российского царизма на ликвидацию Гетманщины и Запорожской Сечи и превращение Левобережной Украины в рядовую российскую провинцию лишали украинскую культуру основы ее развития, приводили к упадку.
Культурные процессы в разных частях украинских земель развивались в неодинаковых условиях. Однако это не повлияло на единство национальных традиций украинцев.
2. Образование и книгопечатание.
В середине XVIII в. общий уровень грамотности населения Украины был достаточно высоким. Его обеспечивали прежде всего украинские начальные народные школы, содержавшиеся силами приходских братств. Во второй половине XVIII в. в Гетманщине действовало 866 школ. Подобные школы существовали и на Слободской Украине. Обучение велось на украинском языке, учащимися могли стать даже представители беднейших слоев населения.
Наступление российского царизма на украинскую государственность разрушило народную школу. Закрепощенное украинское крестьянство не могло содержать учебные заведения на собственные средства.
В последней четверти XVIII в. на Левобережье и Слобожанщину распространилось действие общероссийской образовательной реформы. Для детей дворян создавались четырехлетние народные училища, для детей купцов, мещан и членов правительства — малые годичные училища. Образование приобретало сословный характер и превращалось в привилегию высших слоев населения.
В течение второй половины XVIII в. начальные народные школы существовали и на Правобережье и западноукраинских землях. Притеснения и преследования со стороны власти привели к постепенному сокращению их числа. Большинство начальных школ Правобережья контролировали иезуиты, а польское начальное образование для украинских крестьян было практически недоступно.
Среднее образование можно было получить в открывшихся в первой половине XVIII в. Черниговском, Харьковском, Переяславском коллегиумах. Это были всесословные учебные заведения, созданные по образцу Киево-Могилянской академии. В конце XVIII в. Черниговский и Переяславский коллегиумы были преобразованы в духовные учебные заведения — семинарии, а Харьковский — в казенное училище.
Развитие среднего образования на Правобережье и западноукраинских землях также замедлялось.
На Правобережье существовали гимназии для детей польской шляхты, обучение в которых велось на польском или немецком языках. Существенно ограничивался доступ украинцев к католическим и протестантским учебным заведениям на Закарпатье.
Огромное значение для развития образования и науки Украины имела Киево-Могилянская академия.
В XVII—XVIII вв. с ней связано большинство достижений украинского народа в сфере образования, философии, богословия, языковедения, литературы, публицистики, истории.
В стенах академии формировался украинский литературный язык, развивались литературные жанры, закладывались основы национального театра.
Однако в 60-х гг. XVIII в. период расцвета Киево-Могилянской академии сменился упадком. Материальное положение академии постепенно ухудшалось, и в 1829 г. она была преобразована в типичное для Российской империи духовное учебное заведение.
Важным центром высшего образования на западноукраинских землях оставался Львовский университет. С присоединением Галичины к Австрийской империи в нем произошли изменения.
Изображение студентов Киево-Могилянской академии и ее главного корпуса. Гравюра И. Щирского
Австрийское правительство позволило создать отдельные кафедры, которые вошли в так называемый Украинский институт (Студиям рутениум). Институт просуществовал до 1805 г.
Ситуация с образованием у галичан существенно изменилась после основания императрицей Марией Терезией в 1776 г. в Вене Греко-католической генеральной семинарии (Барбареум). Ежегодно в ней могли обучаться 29 юношей из Галичины.
Открытие во Львове в 1783 г. Греко-католической семинарии знаменовало создание первой высшей теологической (богословской) школы для галицких украинцев. Ранее такое заведение было основано на Закарпатье, в Мукачеве в 1744 г. Потом оно было перенесено в Ужгород, где на его основе создали учебное заведение для подготовки учителей.
Во второй половине XVIII в. развивалось книгопечатание. Самыми известными были типографии Киево-Печерского монастыря и черниговского Троице-Ильинского монастыря. Важными изданиями того времени были Библия (1759 г.), «Киево-Печерский патерик» (1760, 1762 гг.), «Синопсис» (1755 г.), «Часослов учебный» (1753, 1758, 1766 гг.), «Букварь» (шесть изданий) и многие другие.
3. Литература.
Украинская литература второй половины XVIII в. развивалась на традициях предыдущего периода. На протяжении десятилетий господствующим оставался стиль барокко.
Интересным явлением литературы этой эпохи стало развитие украинской историко-мемуарной прозы. Ведущее место в ней занимают дневники Николая Ханенко (1691—1760) и Якова Маркевича (1696—1770). Оба автора принадлежали к казацкой старшине и занимали высокие должности в Гетманщине. В своих сочинениях они отображали события государственной, политической и экономической жизни того времени, подробно описывали быт украинской шляхты.
Важную роль в литературе этого периода играли поэтические произведения. К жанру исторических стихов относится написанный Семеном Дивовичем стихотворный диалог «Разговор Великороссии с Малороссией». Автор отстаивал идею автономии Украины и выступал против централизаторской политики российского царизма в Гетманщине.
Темой многих исторических стихов были события национально-освободительной борьбы населения Правобережья, события Колиивщины. Это стихотворения «Захотела Смелянщина веру утвердить», «Во шестьдесят восьмом году собиралось народу».
Откликом на царский указ от 10 апреля 1786 г. о конфискации земель у украинских монастырей стало анонимное сатирическое стихотворение «Плач киевских монахов».
Представителем сатирическо-юмористической поэзии был Иван Некрашевич. Колоритные бытовые сцены из народной жизни нашли отражение в произведениях «Ярмарка» и «Исповедь». И. Некрашевич также является автором нескольких стихотворных писем, духовного стихотворения «Спор души и тела».
4. Развитие философских идей. Г. Сковорода.
Вторая половина XVIII в. обогатила новыми идеями украинскую философскую мысль. В Киево-Могилянской академии курс философии преподавал известный общественный деятель, писатель Михаил Козачинский (1699—1755). Он знакомил слушателей с идеями о неотъемлемых естественных правах человека, которые возникли в то время в Западной Европе. Свои философские взгляды М. Козачинский изложил в книге «Гражданская политика». Он впервые в украинской философии попытался создать правовое учение и заложил основы гражданского естественного права.
Самым известным учеником Козачинского был Григорий Сковорода (1722—1794) — будущий выдающийся философ, гуманист, просветитель, поэт, педагог, музыкант.
В философских размышлениях Г. Сковорода особое внимание уделял тому, как человек может стать счастливым. По его мнению, для этого нужно познать самого себя и заниматься в жизни тем, что отвечает твоим природным потребностям. Одним из главных источников творчества Г. Сковороды была украинская действительность второй половины XVIII в. Вероятно, именно поэтому философ утверждал, что самым важным достижением человека является свобода и нужно любой ценой отстаивать личную независимость. Выход из положения философ видел не в активной борьбе, а в необходимости избегать ненавистное миру зло, подразумевая стремление к чрезмерному обогащению и притеснению других.
Важную роль в борьбе с существующим злом, по мнению Г. Сковороды, играло образование. Просветитель верил в безграничные возможности человеческого разума. «Не ум от книг,— утверждал он,— а книги от ума».
Г. Сковорода
Г. Сковорода о главной цели философии
Глава дел человеческих есть дух его, мысли, сердце. Всяк имеет цель в жизни, но не всяк главную цель, то есть не всяк занимается главою жизни. Иной занимается чревом жизни, то есть все дела свои направляет, чтобы дать жизнь чреву; иной — очам, иной — волосам, иной — ногам и другим частям тела; иной же — одеждам и прочим бездушным вещам; философия, или любомудрие, устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям как главе всего. Когда дух в человеке весел, мысли спокойны, сердце мирно, то все светло, счастливо, блаженно. Сие есть философия.
1. Как Г. Сковорода определяет главную цель человеческой жизни и философии? 2. Как философия может помочь человеку стать счастливым?
5. Развитие естественных наук.
Вторая половина XVIII в. стала периодом определенных успехов в развитии естественных наук, в частности медицинских знаний.
В это время многие врачи-украинцы получили ученую степень докторов медицины. Большой вклад в развитие медицинских знаний внесли Н. Амбодик-Максимович, М. Тереховский и другие. Кроме того, эти ученые начали исследовать растительный мир Украины. Н. Амбодик-Максимович в 1795 г. написал первый отечественный учебник по ботанике, сосредоточившись, в частности, на изучении растений Украины. Украинские врачи особое внимание уделяли борьбе с эпидемическими заболеваниями. Так, Е. Мухин первым провел вакцинацию против оспы, искал средства борьбы с холерой. Известный эпидемиолог Д. Самойлович, служивший военным врачом в 1768—1770 гг. во время русско-турецкой войны, предложил новые методы предотвращения эпидемии чумы, которая вспыхнула в 1784 г. во многих городах Российской империи. Эти методы были одобрены многими академиями наук.
Развивалось медицинское образование. В 1773 г. для подготовки врачей и аптекарей во Львове была создана медицинская коллегия. В Надднепрянской Украине первая специальная медицинская школа возникла в 1787 г. в Елисаветграде.
6. Музыка.
Вторая половина XVIII в. отмечена важными достижениями отечественной музыкальной культуры. Особой любовью украинского народа, как и прежде, пользовались казаки-бандуристы.
Существенные изменения произошли в украинской инструментальной музыке. На Запорожской Сечи музыканты играли во время походов и празднования побед, их приглашали на казацкие рады. После ликвидации Сечи запорожских музыкантов перевели в специальные подразделения при городских магистратах.
Характерной особенностью развития украинской музыки того времени было усиление ее связей с западноевропейской музыкальной культурой. Последний гетман К. Разумовский содержал в Глухове собственные оркестр и театр, где ставили итальянские оперы. Собранная им нотная библиотека является одной из самых старинных в Восточной Европе.
Музыкальное искусство второй половины XVIII в. невозможно представить без творчества трех выдающихся мастеров украинской хоровой музыки: Максима Березовского (1745—1777), Дмитрия Бортнянского (1751—1825) и Артема Веделя (1767—1808). М. Березовский является автором 20 хоровых церковных концертов. Его музыка отличается глубокой лиричностью. Д. Бортнянский написал оперы «Сокол», «Сын-соперник», комедию «Празднество сеньора», также ему принадлежат более 100 произведений хоровой церковной музыки. А. Ведель создал 29 хоровых церковных концертов, которые отмечены высоким мастерством и глубоким драматизмом образов.
7. Архитектура и скульптура.
В украинской архитектуре второй половины XVIII в. сочетались различные стили.
В оригинальных формах украинского барокко возводил здания Степан Ковнир (1695—1786). При его участии были построены корпус, дом типографии и колокольни на Дальних и Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, Кловский дворец в Киеве, церковь Антония и Феодосия в Василькове. Лучшие черты украинского барокко развил Иван Григорович-Барский (1713—1785). Первым его достижением стал городской водопровод в Киеве с павильоном-фонтаном «Фелициан» на площади перед домом магистрата (ныне «Самсон» на Контрактовой площади). По проектам И. Григоровича-Барского в Киеве были построены Надвратная церковь с колокольней в Кирилловском монастыре, Покровская церковь, церковь Николы Набережного на Подоле, бурса Киево-Могилянской академии, колокольня Успенского собора. В творчестве мастера прослеживаются первые признаки классицизма.
В середине XVIII в. в украинскую архитектуру проник новый западноевропейский стиль рококо, являющийся продолжением традиций барокко. Он отличается утонченными деталями декоративного оформления. Здания в этом стиле на украинских землях возводились в основном по проектам иностранных архитекторов. В стиле рококо построены Андреевская церковь в Киеве (по проекту Б. Растрелли), Доминиканский собор во Львове (архитекторы М. Урбаник и Я. де Витте), городская ратуша в Бучаче (архитектор Б. Меретин) и другие.
В это время начал также распространяться стиль классицизма. В сдержанных и даже строгих классических формах построены дворцы гетмана К. Разумовского в Почепе, Яготине, Глухове и Батурине (архитектор Ч. Камерон).
Украинские народные мастера не утратили секреты деревянного зодчества. Самым большим деревянным зданием XVIII в. (около 65 м в высоту) был Троицкий собор в городе Самарь (ныне Новомосковск). Построил его в 1773—1779 гг. народный мастер Аким Погребняк. Это единственный в Украине образец девятикупольной деревянной церкви.
В это время на украинских землях успешно развивалась скульптура. На Левобережье ее достижения связывают с деятельностью выдающегося резчика по дереву Сысоя Шалматова. Он выполнял скульптурное оформление иконостасов Мгарского монастыря, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ромнах, Крестовоздвиженского собора в Полтаве.
Среди скульпторов этого времени, творивших на западноукраинских землях, следует назвать Иоганна Пинзеля. Он выполнил статуи Юрия-Змееборца (Георгия Победоносца), Св. Афанасия и Льва на фасаде собора Св. Юра во Львове. Ему принадлежит также серия каменных фигур, дополняющих архитектуру ратуши в городе Бучаче, скульптурное оформление костела в Городке, распятие во львовском костеле Св. Мартина.
Троицкий собор (Самарь)
Андреевская церковь (Киев)
Собор Св. Юра (Львов)
В конце 60-х гг. XVIII в. ведущую роль в галицкой скульптуре стали играть местные мастера — С. Стажевский, М. Филевич, П. Полеёвский и И. Оброцкий. Все они творили в стиле рококо. Мастера выполняли работы для собора Св. Юра и Латинского кафедрального собора во Львове. Для их произведений характерно сочетание реалистических элементов и высокой эмоциональности.
8. Живопись и графика.
Для украинской живописи вторая половина XVIII в. стала периодом распространения влияния рококо. Украинская портретная живопись этой эпохи в целом сохраняет грандиозность и торжественность форм, сложившиеся в период барокко. Высоким мастерством исполнения отличаются портреты полковника А. Ковпака, киевского мещанина Балабухи, А. Полетики, лубенского полковника Г. Гамалии, переяславского полковника С. Сулимы, Я. Шияна и другие.
Успешно развивалось в это время искусство гравюры. В творчестве Григория Левицкого-Носа (1697—1769) древнее украинское искусство гравюры достигло своей вершины.
Значительных успехов также достигли граверы типографии в Почаеве Адам и Иосиф Гочемские. Адам иллюстрировал не только церковные издания, но и первый в Украине учебник медицины А. Крупинского, изданный в 1774 г. во Львове.
Самым оригинальным жанром живописи второй половины XVIII в. стали картины, созданные неизвестными народными мастерами. Они отображают главные моменты украинской жизни того времени. Среди произведений этой эпохи много изображений опришков, гайдамаков, предводителей Колиивщины М. Зализняка и И. Гонты. Своеобразием отличается картина «Богдан с полками», посвященная Национально-освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой середины XVII в.
Символом минувшей эпохи стала народная картина «Казак Мамай». На ней изображен казак-бандурист среди широкой степи, который с тоской вспоминает славное прошлое украинского казачества.
Выводы. Во второй половине XVIII в. украинская культура продолжала развиваться по традициям предыдущего периода.
• В украинской культуре появилась личность мирового значения — Г. Сковорода.
• В конце XVIII в. украинская культура стала утрачивать самобытность, ее выдающиеся представители приобщились к русской культуре, а сама она начала приобретать черты провинциальной.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте развитие образования на украинских землях во второй половине XVIII в. 2. Какие изменения произошли в это время в развитии Киево-Могилянской академии? 3. Как развивалось книгопечатание? 4. Назовите имена выдающихся представителей украинской культуры второй половины XVIII в. 5. Укажите достижения естественных наук той эпохи. 6. Определите достижения украинской музыкальной культуры второй половины XVIII в. 7. Какие архитектурные стили преобладали на украинских землях в этот период?
8. Охарактеризуйте развитие литературы второй половины XVIII в. Какие факты свидетельствуют о том, что литература отображала явления жизни той эпохи? 9. Что, по вашему мнению, хотел сказать Г. Сковорода своей фразой «Мир ловил меня, но не поймал»? 10. Как искусство рококо отображало изменения в Гетманщине во второй половине XVIII в.? 11. Почему народные картины считают своеобразным отражением украинской жизни того времени? 12. Чем можно объяснить высокий уровень развития музыкального искусства в Украине?
13. Составьте рассказ о Г. Сковороде и его вкладе в развитие украинской философской мысли. 14. Составьте в тетради таблицу «Украинская культура второй половины XVIII в.», указав область культуры, имена выдающихся деятелей и основные достижения.
Коментарі (0)