Исчисление времени в истории древнего мира. Практическое занятие 1
- 22-04-2022, 00:22
- 349
6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов
§ 1. ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
1. Каковы особенности исчисления лет до нашей эры, или до Рождества Христова?
С пятого класса вы уже знаете, что, исследуя прошлое, ученые-историки должны ответить на вопрос: когда происходило то или иное событие. Определять точное время события, то есть его дату, помогает хронология - наука, изучающая способы исчисления времени. Также вы помните, что отсчет лет от определенного события называют летоисчислением (эрой).
В Украине, как и в большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, жизнь которого положила начало одной из наибольших мировых религий - христианству. Это летоисчисление называется христианским, или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра, или эра от Рождества Христова, обычно обозначается сокращенно - н. э., или от Р. X. Следовательно, мы живем в нашей эре, или в эре от Р. X. Обо всем, что случилось до первого года н. э., говорят, что это состоялось до нашей эры (сокращенно до н. э.), или до Рождества Христова (сокращенно до Р. X.).
В летоисчислении до н. э. также пользуемся веками, тысячелетиями. Век до н. э. - это также сто лет, однако порядок отсчета изменяется, то есть года до н. э. на линии времени располагаем справа налево, а года н. э. - слева направо. Например, следующим за 33 г. до н. э. будет 32 г. до н. э.; 476 г. до н. э. - это первая половина 5 в. до н. э., а 476 г. н. э. - вторая половина 5 в. н. э. Для событий нашей эры можно не указывать сокращения «н. э.» при написании и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.
Отличие исчисления лет до н. э. от н. э. заключается в том, что начальные года - это года с нулями, а конечные - года на 1. Так, первый век до нашей эры начинается в 100-м году и заканчивается в 1-м году.
Соответственно второй век начинается в 200-м году, а заканчивается в 101-м году. Следовательно, начальные года веков до н. э. - это 1900... 400, 300, 200, а года 1801... 301, 201, 101 - это последние года веков.
Обращаем внимание, что в исторической науке тысячелетия и века часто обозначают римскими цифрами.
Обозначение арабскими цифрами: 123466789 10 15 20 Обозначение римскими цифрами: I II III IV V VI VII VIII IX X XV XX
Воспользовавшись таблицей, в которой проиллюстрировано соответствие лет векам н. э. и до н. э., выполните задания: 1. В каком году начинается 19 в.?
2. Назовите любой год 14 в. до н. э. 3. К какому веку относится 1792 г. до н. э.?
4. Назовите, в каком году начинается 15 в. до н. э. 5. Какой год является последним в 16 в. до н. э.? 6. Назовите любой год, который относится к концу 8 в. до н. э.
Работаем самостоятельно. Задание 1.
1. Какой год предшествовал 476 г. до н. э., какой год является следующим за 476 г. до н. э.?
2. К какому веку и какой его половине относится 753 г. до н. э.?
3. К какому тысячелетию относится 753 г. до н. э.?
2. Как исчислять длительность событий с переходом через эру?
В расчетах интервала времени между двумя событиями, одно из которых состоялось до н. э., а второе - в н. э., часто случаются ошибки. Например, в 1937 г. в Италии и Германии торжественно праздновали 2000-летие первого императора Римской империи Октавиана Августа (он родился в 63 г. до н. э.), хоть в действительности это чествование должно было состояться в 1938 г. Так вышло потому, что не все знают, что в хронологии нет «нулевого» года. Поэтому 1 г. до н. э. непосредственно прилегает к 1 г. н. э., а количество лет до н. э. растет по мере отдаления в прошлое, однако месяца, числа в них и дни недели считаются так же, как и в годах н. э. Следовательно, граница между 1 г. до н. э. и 1 г. н. э. - «мгновение», разделяющее 31 декабря 1 г. до н. э. и 1 января 1 г. н. э.
Отсутствие «нулевого года» обозначает, что, например, Август, родившись в 63 г. до н. э., до 1 г. н. э. прожил 62 года (а не 63). Поэтому, чтобы узнать, сколько лет прожил Октавиан Август (а умер он в 14 году), к 63 - году рождения - добавляем 14 лет и вычитаем 1 год. Октавиан Август прожил (63 + 14)- 1 = 76 лет.
Решите хронологическую задачу, воспользовавшись линией времени.
В 612 г. до н. э. сгорел дворец царя одного из государств Древнего Востока. Однако «книги» из его библиотеки сохранились, поскольку были глиняными. Сколько лет пролежали неприкосновенными книги из библиотеки царя, если остатки дворца были откопаны в 1854 г.?
3. Как использовать линию времени для решения хронологических задач?
Решать хронологические задачи с линией времени, вы научились в прошлом году: 1. Начертите «линию времени» - прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, которые обозначают определенное количество лет. 2. Посредине линии поставьте черточку, которая отделяет время до н. э. от н. э., а в конце - стрелку, которая символизирует движение времени. 3. Для ориентации во времени поставьте год, в котором живем. 4. Если для решения хронологической задачи вам не нужно отмечать одинаковые промежутки времени (век или тысячелетие), то прервите линию пунктиром. 5. На линии времени запишите условие задачи. 6. Радом с линией выполните вычисление и запишите краткий ответ.
Рассмотрите пример.
Вавилонский царь Хаммурапи начал руководить государством в 1792 г. до н. э., а индийский царь Ашока - в 268 г. до н. э. Кто из царей начал царствовать раньше и сколько лет прошло между двумя событиями?
Воспользовавшись образцом, объясните, как решать приведенную задачу.
Работаем самостоятельно. Задание 2. Начертите линию времени, обозначьте на ней соответствующие даты и решите хронологическую задачу.
Царь Хаммурапи царствовал 42 года. В каком году закончилось его правление, если оно началось в 1792 г. до н. э.?
Работаем самостоятельно. Задание 3. Начертите линию времени, обозначьте на ней соответствующие даты и решите хронологическую задачу.
Вавилон был взят персами в 539 г. до н. э. Сколько лет прошло от этого события?
Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).
Зачем историкам уметь исчислять время? Как ученые устанавливают даты событий, которые состоялись до н. э.? Знаете ли вы, как определяют возраст самых древних памятников, связанных с жизнедеятельностью первых людей?
Коментарі (0)