Афинское и Спартанское государства
- 22-04-2022, 00:43
- 368
6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов
§ 30. АФИНСКОЕ И СПАРТАНСКОЕ ГОСУДАРСТВА
Одним из способов сохранения демократии в Афинах в конце 6 в. до н. э. был остракизм (голосование черепками разбитой посуды). Раз в году народные собрания решали вопрос: «Есть ли в государстве человек, который угрожает демократии?». Граждане выцарапывали на черепках имена, и, если на 6 тыс. черепков было написано одно и то же имя, этого человека выгоняли из Афин на 10 лет.
• Подумайте, был ли такой способ борьбы за сохранение порядка справедливым.
• О чем свидетельствуют остраконы как исторические памятники?
Афинские остраконы.
Рассмотрите карту на с. 123. В какой части Балканского полуострова лежит Аттика? Определите ее месторасположение.
1. Что определяло общественную жизнь Афинского полиса в 8—7 вв. до н. э.?
Вы уже узнали, что вся Греция состояла из многих полисов - больших и малых. Однако два полиса были самыми известными. Древние греки говорили, что их страна Эллада будто стоит на двух ногах - одной были Афины, другой - Спарта, мощнейшие греческие государства.
Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины за 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Высшие правительственные должности занимали аристократы. Наивысшая власть принадлежала ареопагу, который состоял из представителей родовой знати, и 9 архонтам - государственным чиновникам (председателю, верховному жрецу, главнокомандующему, шестерым общественным судьям).
Постепенно более бедные члены общества разорялись и были вынуждены брать в долг у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Если же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Те, кто брал землю в аренду, оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли.
Около 621 г. до н. э. были приняты чрезвычайно жесткие законы. Автором данных законов был архонт Драконт.
Прочитайте отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, греческого писателя и философа (ок. 46 - ок. 120 гг.), о законах Драконта. Подумайте, почему данные законы назвали «драконовскими».
«...Почти за все преступления назначалось только одно наказание - смерть. Следовательно, человек, который провинился в бездеятельности, должен был также умереть; кто украл курицу или фрукты, подлежал тому же наказанию, что и святокрадцы и убийцы... Когда Драконта спросили, почему за большинство преступлений он назначил смертную кару, то он, поговаривают, отвечал, что, по его мнению, и малая вина заслуживает этого наказания, а для больших - он более суровой не знает».
Прочитайте отрывок из труда Плутарха о событиях, предшествовавших избранию Солона на государственную должность. Определите, что повлекло реформы в Аттике.
«...Поскольку неравенство между бедными и состоятельными достигло наивысшей точки, то государство оказалось в очень опасном положении, и ввод тирании казался единственным средством, чтобы положить конец смутам и возобновить спокойствие. Весь простой народ задолжал богачам. Одни обрабатывали землю и платили богачам шестую часть урожая, другие за долги отдавали в залог самих себя, а заемщики превращали их в рабов, из которых одних заставляли работать дома, а других продавали на чужбину. Многие должники вынуждены были продавать своих детей - этого ни один закон не запрещал - или из-за жестокости заемщиков оставлять свою родину. Однако огромное количество сильных людей объединялось теснее; они призывали друг друга не терпеть этого дальше, а избрать проводником честного человека, освободить должников, которые не расплатились вовремя, разделить заново землю и полностью изменить государственный строй...».
2. Почему с именем Солона связывают истоки афинской демократии?
В 594 г. до н. э. первым архонтом стал мудрец и поэт Солон. Сначала Солон упразднил все долговые обязательства и запретил долговое рабство. Крестьяне, которые попали в рабство за долги, становились свободными. Возвращались за счет государства на родину даже те греки, которые за долги были проданы за пределы страны. Изменения в жизни крестьян способствовали укреплению и развитию их хозяйств. Но большое значение приобрело то, что эти изменения поднимали дух граждан, ведь отныне и самого нищего крестьянина нельзя было превратить в раба.
Следующим шагом Солона было разделение всего свободного населения Аттики по имущественному признаку на 4 группы:
Положение граждан Аттики отныне стало определяться не знатностью происхождения, а размером их прибыли. От нее зависели их права и обязанности.
Граждане первых двух групп служили в коннице, зевгиты представляли тяжеловооруженную пехоту. Фети во время войны служили в легкой пехоте или были гребцами на кораблях.
Произошли изменения в управлении государством. Высшим органом власти стали народные собрания, в которых участвовало все мужское население Аттики в возрасте старше 20 лет. На народных собраниях рассматривали важнейшие государственные вопросы: принимали законы, избирали должностных лиц. На государственные должности могли избираться лишь представители первых трех групп. Феты имели право только голосовать на народных собраниях. Для лучшей работы собраний было создано Совет четырехсот (от каждого разряда по 100 представителей). Он должен был заниматься подготовкой дел для обсуждения на народных собраниях.
За ареопагом оставались достаточно широкие полномочия, в частности рассмотрение тяжких преступлений. Голосование по смертным приговорам происходило ночью, чтобы сохранить тайну. Каждый опускал в урну камень. Белый - прощение, а черный - смерть. Если камней было поровну, то от города Афин добавлялся один белый камень. Новым государственным органом, введенным Солоном, стал совет судей. Он избирался ежегодно и состоял из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста.
Решите хронологическую задачу. Сколько лет тому назад Солон заложил основы афинской демократии? Какой это был век, какая его половина?
Подумайте, что имел в виду Плутарх, комментируя последствия реформ Солона: «Состоятельным нанес он немалый вред, потому что упразднил все долги, но еще больше возмущались бедные, потому что Солон не разделил землю, как они того хотели».
3. Чем прославили свои имена Писистрат и Клисфен?
Какими бы заметными не были изменения, начатые реформами Солона, они не уменьшили могущества знати. Вскоре Писистрат провозгласил себя защитником демократии и прав бедных граждан и установил в Афинах тиранию. Писистрат раздавал земли беднякам, но ввел для всех налог, который составлял десятую часть урожая, чем обогатил казну. Чтобы труд крестьян Аттики давал больше прибыли, им было приказано вместо пшеницы разводить виноградники и маслины. Были предприняты меры для развития торговли с богатыми причерноморскими колониями.
Расширяли и выравнивали узкие кривые улицы города. Был построен водопровод, который обеспечил Афины водой, а сточные трубы помогли избавиться от нечистот. Приглашенные из разных городов архитекторы, скульпторы и живописцы сооружали и украшали храмы. Был построен храм Афины на Акрополе. По велению Писистрата были записаны поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
В 510 г. до н. э. тирания в Афинах была свергнута. Состоялись народные собрания, которые дали право провести новую реформу Клисфену. Эта реформа была проведена в 507 г. до н. э. Страну разделили на 10 областей, каждая - из трех частей (равнинной, прибрежной и горной).
Вместо Совета четырехсот был основан Совет пятисот, который состоял из представителей каждой области. Были созданы новые правительственные органы - коллегии: одна из них ведала налогами, другая - вооруженными силами (коллегия стратегов). В них на один год избирали по 10 граждан.
Стратеги - военачальники в греческих полисах, которые имели широкие военные и гражданские полномочия.
Демократия - уклад, при котором власть в государстве принадлежит народу (от греческих слов «demos» - «народ» и «kratos» - «сила», «господство», «власть»).
Для борьбы с тиранией и ради сохранения демократии Клисфен ввел остракизм - голосование на народных собраниях черепками с выцарапанным именем человека, которого граждане считали опасным для государства.
Во времена правления Клисфена было завершено построение Афинского государства на демократических принципах.
Почему Писистрата называют тираном? Был ли Писистрат жестоким тираном? Что он сделал для Афин? Почему с именем Клисфена связывают завершение формирования Афинского государства?
Рассмотрите карту на с. 123. Где расположены греческие области Лаконика и Мессения?
Спартиаты - полноправные граждане Древней Спарты.
4. Как возникла Спарта? Кто и как осуществлял в ней государственное управление?
В 9 в. до н. э. на полуострове Пелопоннес в области Лаконика дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7 в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, которое получило название Лакедемон (Спарта).
Покоренное население по численности в 5-6 раз было больше спартанского общества, поэтому основным заданием дорийцев-спартиатов было сохранение господства.
Древнегреческие историки и писатели отдают славу творца спартанских законов легендарному мудрецу Ликургу. По законам Ликурга спартанский полис возглавлял совет старейшин из 28 лиц в возрасте старше 60 лет. В состав совета входили также два царя в возрасте старше 30 лет, которые командовали армией. Царская власть в Спарте была наследственной, а старейшин выбирали на народных собраниях из числа знати. Решения старейшин утверждали на народных собраниях. Народ мог лишь одобрять или отклонять предложения старейшин и царей. В случае если народ примет неправильное решение, совет старейшин и цари могли отклонить его и распустить народные собрания. Такую организацию власти называют олигархией, что значит «власть немногих».
Совет старейшин (герусия) в Спарте. Художественная реконструкция.
Почему управление Спартанским государством называют олигархическим?
Оцените себя
1. Определите место расположения Афинского и Спартанского полисов.
2. Объясните понятия: драконовские законы, демократия, остракизм, долговое рабство, ареопаг, архонты, спартиаты, олигархия.
3. В чем суть реформ Солона и Клисфена? Какие они имели результаты?
4. Каковы особенности общественной жизни Спарты?
Можно ли современные демократические государства сравнивать с Афинами времен Солона? Что современные демократии унаследовали от древнегреческих, а от чего избавились? Чем государственное управление Спарты отличалось от Афин?
Коментарі (0)