Христианская церковь в V–XI вв.
- 11-04-2022, 01:06
- 485
7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем
§ 8. Христианская церковь в V–XI вв.
1. Средневековый человек и Бог
Религия и церковь в Средние века играли огромную роль. Вся жизнь человека, его сознание были проникнуты верой. Воображение людей средневековой Европы о Боге, мире и человеке на протяжении многих веков формировалось на основе христианства. Согласно христианским представлениям, человека создал Бог, наделив его особенными качествами: душой, умом, языком, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданы Богом ради человека. Но первые люди — Адам и Ева — ослушались Бога, совершив грех — первый, или первородный. За это они были изгнаны из рая. Человек стал смертным, слабым, несчастным. Душа любого человека страдает, ибо заключена в греховном теле.
Фрагмент картины Мазаччо «Изгнание из рая»
Хорошие качества, чувства, поступки людей называли добродетелями, плохие — грехами.
Врагами человека были семь его «смертных грехов»: гордыня, зависть, гнев, лень, алчность, похоть, чревоугодие. Эти грехи толкали человека на ложь и всевозможные преступления.
Все верующие должны были приходить к священнику на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет. Так называли людей, которые ради любви к Богу отказывались от родных, всех удовольствий и богатств.
Люди верили, что после смерти душа может попасть или в ад, или в рай. Все очень боялись ада. В Западной Европе постепенно сложилось представление о чистилище — месте, где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в рай.
Средневековый человек считал, что время создано Богом, и поэтому вся жизнь проходила по церковному колоколу. Счет времени велся от рождения Христа.
- Чем предопределено большое влияние религии на жизнь средневекового человека?
2. Христианская церковь в IV-VI вв.
С тех пор, как 313 г. император Константин I Великий позволил христианам открыто исповедовать свою веру, и к тому моменту, когда прекратила свое существование Римская империя, христианская церковь превратилась в могучую организацию, которую не смогло уничтожить даже варварское нашествие. Авторитет римского епископа постепенно рос. Это объяснялось тем, что для людей того времени Рим был одним из центров мира. Римского епископа стали называть, как и верховного жреца Древнего Рима, великим понтификом или «отцом церкви» (папой).
Константин Великий
Никейский собор
Первым римским епископом считали одного из ближайших учеников Иисуса Христа — апостола Петра, потому все папы римские называли себя преемниками этого апостола. Перекрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра стали первым символом папской власти. Вторым символом является тиара — головной убор, который папа одевает во время торжеств. Основой папской тиары является митра — особенная высокая шапка. Символами власти епископов также являются перстень и особенный посох.
На первом церковном соборе в 325 г. в городе Никеи римского епископа было признано единственным патриархом (главой) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.
На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства — Символ веры. Среди разных описаний жизни Иисуса Христа правильными (каноническими) были признаны лишь четыре — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями Св. апостолов, Посланиями Св. апостолов и Объявлением Св. апостола Иоанна Богослова образовали Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Завета — собрания древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Ветхий и Новый Заветы вместе образовали христианскую Библию, или Святое Письмо.
Фрагмент из Библии
Тиара — папская корона
Бенедиктинцы
Святой Антоний
Архиепископ
Значение и влияние христианской церкви на государственные дела и общественную жизнь Запада и Востока были разными. На Западе христианская церковь пыталась заменить разрушенные варварами государственные структуры, а на Востоке она была частью единственного механизма государственного управления. Отличалось и само духовенство: западное значительно уступало образованностью восточному.
Христианское духовенство разделялось на две большие группы: белое и черное. К белому духовенству принадлежали дьяконы, священники, епископы и патриархи. Дьяконы помогали проводить церковные службы священникам. Священники несли христианскую веру членам прихода, которому принадлежало несколько деревень или кварталов города. Прихожане платили особенный налог на содержание церкви — десятину. Несколько церковных приходов объединялись в епископство, возглавляемое епископом. Епископства объединялись в архиепископства. На Востоке архиепископства назывались митрополиями, а их главы — митрополитами. На Западе епископы подчинялись Папе Римскому — епископу Рима.
Черное духовенство (монашество) зародилось на Востоке, в Египте. Его основатель, св. Антоний, 21 год провел затворником в египетской пустыне. Во время одного из своих путешествий он увидел ангела Божьего, который работал, потом молился и опять работал. «Делай так, как я, — сказал он Антонию, — и ты спасешься». Антоний стал делать так, как велел ангел. К нему приходили наслышанные о его святости люди, и селились рядом. Так возникла одна из первых монашеских общин.
Основателем западного монашества считают св. Бенедикта, жившего в первой половине VI в. Он, по примеру восточных монахов, составил для западных монахов устав — правила жизни, основой которого также были труд и молитва.
На Никейском соборе по настоянию римского епископа арианство было признано ересью — «ошибочными взглядами», отступлением от христианского учения, а тех, кто поддерживал еретические взгляды, называли еретиками.
Арианство возникло как религиозное направление в христианской церкви в IV-V вв. Оно получило распространение преимущественно в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Учредил арианство александрийский священник Арий. Он утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовал извечно, а является лишь первым из созданных Богом существ. Это отрицало одну из самых главных догм христианства. Также Арий защищал права священников, выступал за равенство всех церковнослужителей, против власти епископов над ними. В IV в. арианство было запрещено императором Феодосием.
Монахи отказывались от мирской жизни, мешавшей сосредотачиваться на молитвах, и жили отдельно от других людей — в горах, пустынях или лесах. Если монахи селились, например, в городах, то образовывали свою общину — монастырь. На Западе большие монастыри стали называть аббатством, а их руководителей — аббатами (на Востоке — лаврами). Во времена раннего Средневековья монастыри стали центрами христианской культуры и образования. В IV-VI вв. христианская церковь постепенно превращалась во влиятельную силу, заложившей фундамент для формирования новой европейской цивилизации.
- Когда и где были утверждены догматы (Символ веры) христианской церкви?
- Как был создан Новый Завет? Назовите четырех евангелистов.
3. Христианизация Европы
На момент падения Западной Римской империи большинство ее населения было христианами. Проповедь христианства имела успех и среди варварских племен. Ее приняли вестготы, остготы, вандалы и другие, но в форме арианства.
Лишь франки крестились по западноримскому образцу. Благодаря поддержке франкских королей именно римская церковь окрепла и окончательно утвердилась на Западе. Карл Великий узаконил сбор десятины в пользу церкви.
Большую роль в христианизации Европы также сыграли путешествующие ирландские монахи. Свое предназначение они видели в том, чтобы не только хранить, но и распространять знания. Они создавали удивительные по красоте рукописные книги религиозного и светского содержания. На небольших лодках с драгоценными книгами они плыли к далеким берегам Европы, несли Слово Божье к варварам, основывали монастыри.
После завоевания Британии ирландские монахи стали обращать в христианство англосаксов. Именно они окрестили северную часть страны и стремились распространить свою деятельность на другие территории, но им недоставало сил, чтобы охватить всю Британию. В конечном итоге Папа Римский взял на себя всю миссионерскую деятельность среди варварских племен.
Ирландские монахи
Христианизиация — процесс распространения и утверждения христианской веры на определенной территории.
С новой силой христианизация Европы началась в VIII в. К этому приобщился и Константинополь. Благодаря деятельности проповедников Кирилла и Мефодия в IX в. христианство распространилось среди болгар и сербов, а в дальнейшем и на Руси. В свою очередь, Рим распространил свое влияние на поляков, чехов, венгров, скандинавские народы.
- Назовите основные центры христианизации Европы.
4. Клюнийское движение. Схизма 1054 г.
Церковь зависела от светских вельмож. Поскольку церковные должности обеспечивали достаточно большую прибыль, герцоги и графы предоставляли их своим родственникам и друзьям. Духовенство, по свидетельствам современников, намного больше внимания уделяло приумножению своего богатства, чем спасению душ верующих. В среде церкви было немало недовольных таким положением вещей. Самыми сознательными среди них были монахи аббатства Клюни (восток Франции). Их уважали за аскетизм и стремление изменить церковную жизнь. Клюнийцы, в частности, требовали освободить церковь от подчинения светской власти, установить суровую дисциплину для всего духовенства — от монахов до Папы Римского.
Аббат — настоятель католического монастыря.
Аскетизм — форма поведения, которая предусматривает подавление желаний, отказ от роскоши и большинства удобств, ограничения в еде и сне, причинение себе физических страданий с целью искупления грехов.
Клюнийское движение постепенно распространялось. Некоторые из клюнийских монахов становились епископами, аббатами и начали упорядочивать церковную жизнь. Наконец один из них стал Папой Григорием VII. Он развернул борьбу за воплощение в жизнь идей клюнийцев. В 1073-1085 гг. он провел реформы, в частности установил новый порядок избрания римских пап конклавом, что исключало возможность вмешательства в выборы светских лиц; также ввел целибат — запрет бракосочетания для духовных лиц, чем обеспечил неприкосновенность земельных владений церкви, которые раньше кое-кто из духовенства пытался оставить в наследство своим детям.
Целибат — запрет бракосочетания для духовных лиц.
Клюнийский собор (гравюра)
Аббат
Григорий VII также упразднил инвеституры — права императора или короля утверждать духовные лица на церковные должности, и ввел запрет на их продажи и покупки — симонию.
В своем стремлении укрепить власть папства Григорий VII наткнулся на противодействие светской власти. Ему активно противостоял немецкий император Генрих IV И хотя эта длительная и изнурительная борьба завершилась смертью папы, но реформы, осуществленные Григорием VII, заложили основы грядущего могущества папства.
Еще одно важное событие в жизни христианской церкви произошло в XI в. Споры между христианством Запада и Востока 1054 г. привели к расколу (схизме). Папа Римский и константинопольский патриарх прокляли друг друга. С тех пор единая христианская церковь разделилась на римо-католическую и православную. Слово «католическая» значит всемирная, а «православная» — истинная, настоящая.
Католическая и православная церкви имели определенные отличия. Во-первых, в догматах веры. Православная церковь не признает учения о главенстве папы и его непогрешимости, отрицает использование индульгенций (освобождение от грехов за плату). Православие признает существование лишь ада и рая, а католицизм также провозглашает существование чистилища.
Во-вторых, в обрядах. Католики осуществляют крещение обливанием, а православные — погружением в воду; миропомазание у католиков осуществляет лишь епископ и только над взрослыми. Также у католиков в субботу пост. У православных есть иконы, а у католиков нет, у них — живопись.
В-третьих, в управлении церковью. Католическая церковь запрещает мирянам читать Библию. Также у католиков существует должность кардинала; с IX в. введен целибат (запрет вступать в брак). У православных духовенство разделяется на белое (могут вступать в брак) и черное (брак запрещается).
В-четвертых, в обычаях. У католиков богослужение ведется только на латинском языке и используются колокольчики для обращения внимания на важнейшие места проповеди. К тому же, все места в католической церкви сидячие в отличие от православной церкви.
Схизма — раскол в церкви.
- Почему между христианскими церквями на Западе и Востоке изначально существовали отличия?
- Когда единственная христианская церковь раскололась на католическую и православную?
Закрепим знания
- 1. Какую роль играла церковь в жизни средневекового общества?
- 2. Каким было положение христианской церкви в раннем Средневековье?
- 3. Какие вопросы решались на первых церковных соборах?
- 4. Кто возглавлял христианскую церковь на Западе?
- 5. За что выступали представители клюнийского движения?
- 6. Какое событие в 1054 г. изменило церковную жизнь Европы?
- 7. Как происходила христианизация Европы?
- 8. Какими были последствия клюнийского движения для католической церкви?
- 9. Какие причины раскола христианской церкви?
- 10. Какая роль монахов в христианизации Европы и укреплении христианства?
Коментарі (0)