Войти
Закрыть

Средневековая культура Западной Европы

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем

 

§ 18-19. Средневековая культура Западной Европы

1. Культура в начале Средневековья

Первые века Средневековья называли «темными веками», поэтому вряд ли о них можно говорить как о благоприятных для развития культуры. Однако именно в этот период зарождалась новая европейская средневековая культура, которая берет начало из античного наследия, культуры варваров и христианства. Первые результаты такого взаимодействия стали ощутимыми в период «Каролингского возрождения». Это было первое в истории средневековой Европы проявление глубокого и сознательного интереса к античной культуре и образованию. В то же время Карл Великий, не забывая и о своем германском происхождении, приказал собирать германские древности и интересовался старинными франкскими песнями.

Сам Карл имел хорошее, как для того времени, образование: знал греческий и латинский языки, любил читать книги, а вот писать так до конца жизни и не научился. Он приглашал к себе и привлекал к управлению государством ученых со всей Европы. Они создали кружок при дворе императора под названием «Академия» — на подобие философской школы греческого философа Платона, — где читали в присутствии Карла произведения античных философов и церковных богословов, сочиняли стихи, свободно обменивались мнениями на разные темы, спорили.

Алкуин (миниатюра из манускрипта Фульда)

С помощью членов «Академии» Карл учредил при центрах епископств школы, где готовили образованных людей для управления государством. Он выдал указ об обязательной учебе всех детей свободных людей. За организацию этих школ и написание для них первых учебников взялся верный соратник Карла сакс Алкуин. Однако приказ не смогли выполнить из-за нехватки учителей. Из школ, основанных Карлом при епископствах, впоследствии возникли средневековые университеты.

Четыре евангелиста, 820 г.

Карл Великий интересовался историей. По его приказу собирали и переписывали давние римские и греческие рукописи. Он поручил ежегодно записывать все события, происходившие в государстве. Эти записи получили название анналы (от лат. annus — год).

Культурный подъем проявился и в достаточно бурном строительстве. Было возведено свыше 300 дворцов, соборов, церквей и монастырей.

В своей резиденции в Аахене Карл построил величественный дворцовый комплекс. В центре его располагался большой зал для приемов, императорские покои. Боковое крыло комплекса, где размещались школа, библиотека, архив, соединяло зал с часовней — дворцовой церковью, которая сохранилась до наших дней. Современники оценивали часовню как «чудо небывалой и высокой красоты». Она была образцом для наследования.

«Каролингское возрождение» оказалось непродолжительным. В этот период не было создано каких-либо известных шедевров, но благодаря ему было сохранено многое из античного наследия и заложено основы для расцвета средневековой европейской культуры.

В следующие два века (IX-X) в культуре опять наблюдался упадок.

  • Какие основные черты «Каролингского возрождения»?

2. Схоластика. Фома Аквинский

Мыслителей Средневековья, воспитанных на христианской догматике, прежде всего интересовала проблема взаимосвязи Бога, Вселенной и человека. Никто из них не отрицал существования Бога. Больше всего споров между средневековыми мыслителями вызывал вопрос, как соотносятся вера и ум. Но без определения понятий, без четкого логического мышления невозможно понять истину.

Росту интереса к знаниям в Западной Европе способствовало то, что при посредничестве арабов европейские интеллектуалы ближе познакомились с произведениями великих мыслителей античности. Самое большое влияние на западноевропейскую науку оказали труды Аристотеля, на основе которых средневековые ученые выработали метод логического мышления и познания. Этот метод познания мира и Бога получил название схоластика, что происходит от слова «школа».

Фома Аквинский

Кроме схоластики, в средние века существовало другое направление, которое философы называют мистицизмом. Мистики считали, что основы веры познаются молитвами и благочестивыми размышлениями. То есть, мистики провозглашали преимущество чувства над разумом. Они считали, что только мысленно, оторвано от действительности человек может общаться с Богом. Из этого делали вывод, что человеку нужно вести добродетельную жизнь и бороться против греха.

Схоласты поучали: познать истину нужно для того, чтобы ум не отступал от буквы Святого Письма, а в логическую цепочку доказательств не прокралась ни одна ошибка, которая может ввести в заблуждение. Поэтому схоласты много внимания уделяли технике размышлений — логике. В античных ученых они позаимствовали метод размышлений силлогизм — особенное умозаключение, с помощью которого на основе нескольких (чаще двух) разных суждений выводится новое. Например:

  • 1. Ни один человек всего не знает.
  • 2. Ученый — это человек. Вывод: ученый всего не знает.

Для познания истины схоласты редко применяли такие методы как опыт и эксперимент. Они не нуждались в них, поскольку основным источником знаний для их логических построений было Святое Письмо.

Впоследствии, когда человечество охватило желание глубже познать мир, когда опыт и эксперимент стали основным источником новых знаний, слово «схоластика» приобрело отрицательный смысл и обозначало напрасные размышления, оторванные от жизни знания, бесконечные сухие логические построения, не дающие результата. Но на то время это был большой шаг вперед в познании человеком Вселенной. Схоласты называли себя «карликами, стоящими на плечах гигантов» (то есть на плечах античных мыслителей), и поэтому они видят дальше, чем их предшественники.

Вершиной средневековой схоластики стала деятельность Фомы Аквинского (1225-1274). Он родился в знатном итальянском семействе. Воспитывался в знаменитом монастыре Св. Бенедикта Монте-Касино, обучался в Неаполитанском университете. Спустя некоторое время Фома вступил в доминиканский орден. Будучи монахом, он обучался в Париже и Кельне.

Главный труд Фомы Аквинского «Сумма богословия» объединил все тогдашние представления о Боге и человеке. Каждая глава произведения содержит обсуждение какой-либо философской мысли, ее опровержение и изложение вывода, который автор считает правильным. Впоследствии учение, разработанное Фомой Аквинским, стало для католической церкви официальным, поскольку содержало несколько «доказательств» существования Бога.

  • Что пытались доказать схоласты?
  • Учение какого богослова стало официальным в католической церкви?

3. Школы и университеты

Образованных людей в средние века было относительно немного. В раннем Средневековье, как вы уже знаете, они жили преимущественно в монастырях.

Лекция в университете (миниатюра)

Подъем Европы, который начался в X в., вызвал тягу к знаниям и потребность в образованных людях. Образование начало выходить за пределы монастырей.

В средневековой Европе можно выделить три уровня школ. Низшие школы существовали при церквях, монастырях, давали элементарные знания тем, кто желал посвятить себя служению Богу. В них изучали латынь, молитвы и порядок богослужения. Средние школы чаще всего образовывались около резиденций епископов. В них изучали семь «свободных наук» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, которая включала в себя географию, астрологию и музыку.

Начиная с XI в., в Европе появляются высшие школы, впоследствии названы университетами. Первые университеты были общинами, объединявшими учителей и учеников (ученики еще называли университет «альма матер» — ласковая мать). Эти объединения имели четкие правила поведения, структуру и претендовали на независимость от власти города, в котором они располагались.

Первые такие объединения возникли в итальянских городах Салерно и Болонья, где изучали медицину и римское право. На протяжении ХІІ-ХIIІ вв. количество университетов постепенно увеличилось. Самыми известными были Парижский (Сорбонна), Оксфордский и Кембриджский (в Англии), Саламанкский (в Испании).

Сорбоннский университет — самый авторитетный университет в средние века

Университет в Болонье — первый университет в Европе

Семь свободных наук (худ. Мартен де Вос)

Ваганты (миниатюра)

К 1500 г. в Европе насчитывалось 65 университетов.

Образцом для университетов Европы стал Парижский университет. Он возник еще в первой половине XII в., но существовал как «свободная школа». В 1200 г. король Франции Филипп II Август дал «школе» специальные права. В университете были четыре факультета: артистический (подготовительный, на котором изучались «семь свободных наук»), медицинский, юридический, богословский (философский).

Преподавали в университетах на латинском языке, что давало студентам возможность начать обучение в одном университете, а заканчивать в другом. Четкого срока обучения не было, и поэтому некоторые студенты обучались достаточно долго. Студентов, которые путешествовали из одного университета в другой, называли вагантами (бродягами). Основными формами обучения были лекции и диспуты между профессорами.

  • Где можно было получить образование в средние века?
  • Что такое университет?
  • Какой университет был первым в Европе?

  • Рассмотрите рисунок и составьте рассказ об учебе в средневековой школе.

4. Зарождение исследовательских знаний, алхимия

В давние времена людей влекло познание окружающего мира.

Одним из первых интерес к естественным наукам проявил профессор Оксфордского университета, монах-францисканец Роджер Бекон. Он доказывал, что знание можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов. Бекон сделал немало открытий. Особое внимание он уделял математике, физике, химии, пытался создать микроскоп и телескоп, объяснил происхождение радуги. Современники считали Бекона магом и волшебником: рассказывали, что он якобы создал говорящую медную голову. Ученый был убежден, что можно построить самодвижущиеся суда и тележки, сделать аппараты, которые летали бы в воздухе и передвигались по морскому дну.

Роджер Бекон

Слава о его достижениях распространялась по всей Европе. Завистники обвинили исследователя в связях с дьяволом. Монаха бросили в тюрьму, где он провел 14 лет и вышел на свободу лишь перед смертью.

Но жажда познания охватывала все более широкие слои общества. В Сицилийском королевстве, где тесно переплелись западноевропейская и арабская культуры, были переведены многочисленные труды и произведения греческих и арабских авторов. В знаменитой медицинской школе в Салерно изучали лечебные качества растений по противодействию ядам, разрабатывались практические рекомендации как поддерживать здоровье и т. п.

Важные практические знания накапливали алхимики и астрологи. Первые проникались поисками «философского камня», с помощью которого обычные металлы можно превращать в золото. Эти усилия оказались напрасными, но алхимики также изучили свойства разных веществ, создали немало приборов для опытов. Астрологи, которые предвещали судьбы людей по расположению звезд, сделали много открытий в области астрономии.

Обогатились и географические знания европейцев. Венецианский купец Марко Поло осуществил путешествие в Китай и Центральную Азию. Свои впечатления он описал в «Книге», которая на протяжении всего Средневековья оставалась самым любимым чтивом европейцев.

Алхимики

Путь путешествия Марко Поло

В XIV-XV вв. увидели свет немало описаний разных земель. Наряду с достоверными сведениями они содержали разные фантастические истории, например, о полулюдях-получудищах. Фантастическими описаниями были наполнены книги о животных и растениях. Впечатления от путешествий расширяли знания о мире и способствовали усовершенствованию географических карт. Этим закладывался фундамент для будущих Великих географических открытий.

  • В чем главная заслуга Р. Бекона? Какой метод познания он считал главным?

5. Героический эпос

С давних времён люди передавали рассказы о событиях прошлого из уст в уста. Как правило, героями этих рассказов были вожди, короли, рыцари. В X в. их стали записывать. Самыми известными героями были рыцари Зигфрид, Роланд, Сид, король Артур, бесстрашный Беовульф.

Героический эпос — рассказы о героях — посвящен вождям и королям раннего Средневековья, об известных битвах, сказочных героях.

Эпизод из поэмы о Беовулъфе

О благородном Зигфриде, прекрасной Кримхильде, о германцах и их борьбе с гуннами повествует «Песня о Нибелунгах».

Одним из самых любимых героев Средневековья был король Артур — храбрый борец против англосаксонских завоевателей Британии. Его образ изображен в десятках романов. Рыцари «круглого стола», волшебный меч Эскалибур, жена Джиневра, волшебник Мерлин сопричастны с образом короля Артура.

Скандинавский герой конунг Беовульф всю жизнь боролся со страшными чудовищами. Он и погиб, убив последнего дракона.

Наиболее известными поэмами Средневековья стали французская «Песня о Роланде» и испанская «Песня о моем Сиде».

Эпизод из «Песни о Роланде»

«Песня о Роланде» повествует о временах Карла Великого и борьбе с арабами. Отважный воин Роланд, прикрывая отступление, ценой собственной жизни спас сеньору. Благородный Роланд стал образцом верности и чести для многих поколений средневековых рыцарей.

В «Песне о моем Сиде» повествуется о военных событиях в Испании и отважном рыцаре Сиде, одолевшего двух мусульманских правителей и огромное количество их воинов. Сид прослыл своей смелостью, великодушием, любовью к родине и преданностью королю.

  • Что привлекало современников в образах рыцарей Зигфрида, Роланда, Сида, короля Артура, конунга Беовульфа?

6. Рыцарская культура

Рыцари, и представители иных слоев феодального общества, создало собственную культуру, которая окончательно сформировавшейся в XIII в. Это была сложная система ритуалов, обычаев, дворянской вежливости (куртуазностъ), разнообразных развлечений. Кроме того, она оставила после себя рыцарскую поэзию о любви, романы, в значительной степени дополнившие героический эпос.

Важной составляющей рыцарской культуры была куртуазная (рыцарская) поэзия, присущая лишь периоду средних веков с XI по XIII вв. Наибольшего расцвета она достигла в творчестве трубадуров — светских поэтов, происходивших из разных прослоек общества. Главной темой их произведений была куртуазная любовь. Трубадуры появились на юге Франции, в Провансе, где впервые в Европе сформировался литературный язык.

Рыцарь и его прекрасная дама (средневековый рисунок)

Трубадуры (миниатюра)

Поэзия трубадуров обязательно была песенной. Ее выполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов сами трубадуры или нанятые странствующие певцы-жонглеры.

Наряду с поэзией трубадуров в немецких землях развивалась собственная традиция любовной поэзии — минезанг, что в переводе значит «любовная песня». Минезингеры, опираясь на народные песни, наряду с воспеванием возвышенной любви большое внимание уделяли описанию природы. Самым выдающимся минезингером считается Вальтер фон дер Фогельвейде.

Основой рыцарской культуры был кодекс рыцарского поведения, основанный на чести. Согласно его, рыцарь должен был быть безгранично преданным Богу, верно служить своему сеньору и прекрасной даме, заботиться о женщинах, священниках и обездоленных, неизменно придерживаться всех обязательств и клятв.

Однако реальная жизнь значительно отличалась от идеала. На неблагородных и простолюдинов рыцари смотрели пренебрежительно, используя любой повод для притеснений, ограблений или обид.

  • Какие основные черты рицарской культуры?

7. Городская культура

Горожане, жизнь которых значительно отличалась от других прослоек средневекового общества, тоже создали собственную культуру. Городская культура имела светский (не связан с церковью) характер и была тесно переплетена с народным творчеством. Среди населения были популярными стихотворные басни, шутки о сообразительных жителях городов, находивших сложной выход из любой сложной ситуации.

Яркое проявление городская культура имела в развитии литературы. Самым известным и любимым произведением был французский «Роман о Лисе», в котором в образах животных были представлены все прослойки средневекового

Общества — феодалы, короли, священники, горожане. Главный герой — сообразительный, жизнерадостный, находчивый Лис Ренар, олицетворяющий состоятельного бюргера. Он постоянно водит за нос Волка Изегрина и его брата Примо (олицетворяли образы рыцарей).

Не менее популярным был и «Роман о Розе», в котором воспеваются природа и человеческий ум, утверждается равенство людей.

Городская литература воспитывала чувство человечности. Она отображала сознание горожан, ценивших свободу и независимость.

В рыцарских романах доминировали две основные темы: куртуазная любовь и рыцарская верность. Эти темы являются основными и в известных стихотворных романах Кретьена де Труа, написанных в 1160- 1190 гг. Первая тема шире раскрыта в «Ланселоте», вторая — в «Персевале». «Персеваль» положил начало циклу романов о поисках «Святого Грааля» — чаше, которой пользовался Христос на тайной вечере и в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь из раны Иисуса от копья римского воина. Но самым известным рыцарским романом Средневековья стал роман «Тристан и Изольда» — рассказ о высокой любви и трагической смерти его главных героев Тристана и Изольды.

Шванки в Германии (гравюра)

Лис Ренар

Неотъемлемой частью городской культуры было творчество странствующих актеров, музыкантов, певцов, танцоров и акробатов, фокусников, жонглеров. Они были любимцами жителей городов. Странствуя от города к городу, они демонстрировали свое мастерство на площадях под открытым небом.

  • Чем отличалась культура жителей города?

8. Развитие техники

Средневековая Западная Европа в техническом отношении не блистала. В период с V по XIV вв. изобретательство проявлялось слабо. До XIII в. не было ни одной книги о технических изобретениях, усовершенствованиях. Основной энергией для приведения в действие каких-либо устройств была мускульная сила человека и животного. Невзирая на это, средние века оставили нам несколько существенных усовершенствований уже известных устройств и новых изобретений. Так были усовершенствованы подъемные краны, изобретен домкрат. Самым революционным было изобретение верхнебойного колеса, которое использовало энергию воды для приведения в действие механизмов. По сравнению с другими видами колес, оно максимально использовало энергию течения воды и могло быть установлено даже на равнинной местности, где реки были медленными.

Еще одним важным новшеством стало изобретение хомута — новой системы упряжи для лошади, что позволяло использовать коня для долговременной пахоты земли. Конь заменил волов в обработке земель. Суть изобретения заключалась в том, что главные усилия коня направлялись на шею, где у него наиболее развитые и самые выносливые мышцы.

Следующим важным изобретением Средневековья стали механические часы. Кто стал их изобретателем — неизвестно. Впервые о механических часах вспоминается в византийских книгах VI в. Некоторые историки приписывают их изобретение Пацификусу из Вероны (начало IX в.), другие — монаху Герберту, который впоследствии стал Папой Римским. Он создал бакенные часы города Магдебурга в 996 г.

Колесо

а — нижнебойное

б — среднебойное

в — верхнебойное

Хомут

Часовой механизм

Печатный станок

Первые часы приводились в движение с помощью коня. За движением часов следил специальный конюх. Удобные и безотказные часы начали появляться, когда была изобретена упругая стальная пружина. Сначала ее роль исполняла свиная щетина, впоследствии стальная пружина. Самым революционным изобретением Средневековья стал печатный станок. Но о нем вы узнаете позже.

Кроме названных изобретений в средние века появились и другие, без которых мы не представляем современной жизни. Это стеклянное зеркало (XIII в. — Италия), бумага (II в. — Китай, XII в. — Испания), ножницы (X в. — Центральная Европа) и очки (XIII в. — Италия).

  • Предложите возможные варианты использования водяного колеса в средние века. Какие силы оно могло заменить?
  • Определите последствия усовершенствования водяного колеса.
  • Как повлияло использование коня на внутреннюю колонизацию Европы?
  • Что побуждало человечество к изобретению часов?
  • Почему в конце средних веков часы становятся персональными?
  • Как попала бумага из Китая в Европу?
  • Почему родина стеклянных зеркал и очков — Италия?

9. Книгопечатание

В средние века книги были редкостью. Это объясняется тем, что каждая книга была оригинальным рукописным произведением, а грамотных людей было мало. Книги писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте. Такими книгами можно было пользоваться долгое время, они были красивыми, но очень дорогими. Не менее дорогой была и обложка. Кроме того, книги украшали рисунками — книжными миниатюрами, поэтому особенно ценные экземпляры находились в монастырских библиотеках под жестким контролем.

Иоганн Гутенберг

Увеличение количества грамотных людей, распространение бумаги обусловили спрос на книги и их удешевление. Появились мастерские по массовой переписи книг. В XIV-XV вв. интерес к писанному тексту значительно возросло, особенно к Слову Божьему. Чтобы удовлетворить растущий спрос, нужно было придумать новый способ изготовления книг. В начале XV в. в Европе появились первые книги, изготовленные с помощью отпечатков, вырезанных на дощечках. Однако такой способ был трудоемким и не удовлетворял потребностей времени, к тому же переписчики работали быстрее, чем изготовлялся макет такой печатной книги.

Печатный станок

Около 1445 г. немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг (1399-1468) изобрел способ книгопечатания. Из металлических кубиков с выпуклыми зеркальными отпечатками букв — литер — в специальных рамках набирал текст страницы и печатали с помощью пресса. Это изобретение коренным образом изменило систему передачи информации: устную форму заменило печатное слово.

  • Кто был изобретателем книгопечатания?

10. Архитектура и искусство

На протяжении XI-XV вв. искусству были известны два основных художественных стиля — романский и готический. Первый стиль — романский — господствовал в XI-XII вв., второй — готический — в XII-XV вв. Черты этих стилей наиболее ярко проявились в архитектуре замков и церквей.

Аббатство Мария-Лаах в Германии (романский стиль)

Амьенский собор (готический стиль)

Собор в Реймсе (готический стиль)

Романский замок — жилище и оборонное сооружение феодала — характеризовался массивностью форм, придававших ему особенную монументальность, а окружающие крепостные стены усиливали это впечатление. Вид замка свидетельствовал о могуществе его обладателя.

Романский собор, которому присущи те же черты, должен был воплощать идею величия и могущества церкви. В построении его использовали план римского общественного здания — базилики.

С появлением романской архитектуры возникла проблема перекрытия зданий. Это технически сложное задание было решено возведением полукруглого свода, в строительстве которого мастера романского стиля достигли совершенства.

Примером романского сооружения может служить Вормский собор (Германия) с массивным каменным сводом, который держался на крепких стенах. Небольшие, похожие на бойницы окна, пробитые в толстых стенах, горизонтальное разделение стен полукруглыми арками подчеркивают грандиозность и суровую монументальность сооружения. Хмурое величие архитектуры усиливает скульптура, условно передающая черты человека.

В XII-XV вв. в Западной Европе получает распространение новый архитектурный стиль, впоследствии названный готическим. Среди зданий, сооруженных в то время, и сейчас поражают воображение соборы в Реймсе и Амьене, Лани и Бове, Шартре и Париже. Фундаменты этих зданий закладывали на глубину до 10 метров, а их башни возвышались на высоту 40-этажного дома. Эти величественные соборы вмещали почти всех жителей.

Дуомский собор в Милане (готический стиль)

Собор в Вормсе (романский стиль)

Основными признаками нового стиля были тонкие стены, высокий стремительный арочный потолок, большие окна, украшенные цветными витражами.

Всего этого можно было достичь лишь благодаря новой системе и технике строительства. Конструкция опиралась на несущий каркас, построенный вне стен собора, что позволяло строителям сооружать высокие соборы. Это стало важной особенностью готического стиля.

Появление больших окон дало толчок к расцвету витражей — мозаике из цветного стекла, которая с помощью связок (в средние века использовали свинец) соединялась в определенную композицию. Витражи в католических храмах воссоздавали библейские сюжеты. Настоящим чудом остаются витражи собора Шартра, изготовленные в XII-XIII вв.

Еще одним важным элементом готического стиля является скульптура, которая как будто воспевает, наполняет сооружение движением. В готическом храме скульптура играла роль, с одной стороны, архитектурного украшения, а с другой — энциклопедии знаний и представлений о мире средневекового человека. Наряду со скульптурами святых, ангелов, Иисуса Христа, Девы Марии, демонов появились скульптуры обычных людей. К тому же все скульптуры приобрели человеческие черты. Таким образом, в недрах готического стиля возник интерес к человеку и миру, в котором он живет. Этот интерес развивался уже в следующей эпохе — Возрождении.

Храм в средние века был центром жизни. В раннее Средневековье храм во время войн и набегов становился прибежищем для окружающих жителей, был спасителем для преследуемых. Но это было не главным. В первую очередь храм был Божьим домом. И этому дому надлежало доказывать могущество Бога, его присутствие везде. Храмы романского стиля были величественными, с могучими стенами. Храм своим видом внушал надежду на спасение и укреплял веру. Кроме того, храм для человека Средневековья, преимущественно неграмотного, был «Библией в камне». Фрески, мозаики, иконы, скульптуры «пересказывали» основные положения веры, содержание Святого Письма.

С появлением готических соборов их суть и назначение не изменилось, но теперь главным посылом верующим стало милосердие и прощение. Воплощением этого стали многочисленные изображения страдающего Христа и Богоматери.

Строительство величественных готических соборов совпало с периодом расцвета городской жизни. Не каждый город мог позволить себе построить такой храм. Строительство храма объединяло городскую общину. Бог словно становился ее покровителем. Каждый верующий, входящий в храм, не чувствовал себя подавленным, а частью Божьего дома.

  • Какие архитектурные стили господствовали в средние века?

11. Ранний гуманизм и Возрождение

В конце средних веков культуре Западной Европы был присущий повышенный интерес к античности, который сопровождался попытками возродить и подражать ей. Именно поэтому начавшуюся новую эпоху назвали Возрождением, или Ренессансом. Хотя в действительности это было не возрождение, а создание новой культуры, соединившей в себе элементы двух культур, — античной и средневековой.

Из XIV в. почитатели античности, опираясь на приобретенные знания, считали, что, в первую очередь, нужно познать человека. Тех, кто изучал человека, с конца XV в. стали называть гуманистами. Сегодня словом «гуманизм» мы определяем любовь к людям и такое понимание мира, при котором человек является наивысшей ценностью.

В противовес христианским добродетелям, гуманисты выработали собственные добродетели, важнейшими среди которых провозглашались достоинство и доблесть.

На пороге большой культуры Возрождения стоял известный поэт и философ Данте Алигьери (1265-1321). Он рано начал писать стихи. Все они были посвящены одной девушке — Беатриче. Самое известное произведение Данте — «Божественная комедия».

Если Данте был предшественником Возрождения, то первым человеком Возрождения можно уверенно назвать Франческо Петрарку (1304-1374). Петрарку прославила «Книга песен» — 366 стихов (сонетов), посвященных его возлюбленной Лауре. За свои поэтические способности Петрарка, как в античные времена, был коронован лавровым венцом на римском Капитолии.

Данте Алигьери

Последователем и другом Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375). Он также писал стихи, но славу Боккаччо принес сборник из ста новелл «Декамерон».

Произведения Петрарки и Боккаччо были написаны живым народным итальянским языком. Этим они доказали, что на народном языке можно писать выдающиеся произведения, передавать весь спектр человеческих чувств.

Франческо Петрарка

Джованни Боккаччо

Воскрешение Лазаря (худ. Джотто)

Среди создателей новой культуры были и художники. Важным достижением искусства тех времён стало появление линейной перспективы. Средневековые художники всегда на картинах изображали более значимые фигуры или вещи большими, невзирая на то, где они изображены: на переднем или заднем плане. Картины в линейной перспективе изображаются так, как воспринимает мир человеческий глаз: предметы на переднем плане побольше, на заднем — поменьше. Также художник пытается передать индивидуальные черты человека, его характер. Быстрое распространение получают картины светского характера, появляется такой новый жанр как портрет.

Как Данте в литературе, в искусстве новой культуре положил начало флорентиец Джотто де Бондоне (1266-1337). Он рисовал портреты, иконы, фрески. Его первой большой работой была фреска, посвященная жизни Святого Франциска. Самой известной работой Джотто была роспись церкви в Падуе. На фресках он изобразил Иисуса, Деву Марию, апостолов как земных людей — умными, честными, красивыми, крепкими духом. Их лица передавали человеческие чувства и переживания. Сцена «Поцелуй Иуды» показывает также отношение художника к евангельским событиям. Бондоне много сделал для родного города, за что был похоронен в местном соборе как выдающийся гражданин.

Для своего произведения Данте избрал форму виденья: в темном лесу он внезапно встречает величайшего римского поэта Вергилия, с которым отправляется в путешествие в потусторонний мир. С ним он проходит девять кругов Ада, а потом с другими героями Чистилище и Рай. Поэма повествует об Италии, Флоренции, папах, императорах, монахах и святых, античных полководцах и мудрецах. Ее главный герой — сам Данте и его современники. Одних он сурово критикует, другими восторгается. Все, кого Данте встречает в потустороннем мире, продолжают переживать страсти земной жизни: гнев, гордость, презрение. Именно этот накал страстей, которыми насыщен мир, стал новым для литературных произведений.

Сандро Боттичелли

Мазаччо

Рождение Венеры (худ. Боттичелли)

Телесность, объемность фигур, линейная перспектива в полной мере впервые появилась в творчестве флорентийца Мазаччо (1401-1428). За свою короткую жизнь он успел прославиться. Самой известной стала сцена «Изгнание из Рая» на фреске одной из флорентийских церквей.

Все последующие художники Возрождения учились по картинам Бондоне и Мазаччо. Вершиной Раннего Возрождения в искусстве считается живопись Сандро Боттичелли (1445- 1510). Его картины «Весна», «Рождение Венеры» передают понимание художниками Возрождения как внутренней, так и внешней красоты.

Принципы Возрождения нашли свое отражение и в скульптуре. Флорентиец Донателло (около 1386-1466), отступив от средневековых канонов, возродил античные традиции, создав круглую скульптуру. Самым выдающимся его произведением стала статуя библейского Давида.

Статуя Давида (скульптор Донателло)

Изгнание из Рая (худ. Мазаччо)

Начала культуры Возрождения в архитектуре заложил Филиппо Брунеллески (1377-1446). Он разработал законы линейной перспективы и решил сложные инженерные задачи по созданию огромных куполов, возвышавшихся над соборами. Главным в его творчестве стало создание купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Культура Возрождения изменила средневековое представление о мире, земной жизни, человеке и его добродетелях. Человек стал центром мироздания.

  • Назовите выдающихся представителей Раннего Возрождения.

Закрепим знания

  • 1. Каковы истоки средневековой культуры?
  • 2. Когда состоялся первый подъем средневековой культуры?
  • 3. Почему в IX-XI вв. культура развивалась преимущественно за стенами монастырей?
  • 4. Кто такой Фома Аквинский и какой его вклад в средневековую культуру?
  • 5. Какие основные проблемы поднимала средневековая философия?
  • 6. Почему возникла потребность в университетах?
  • 7. Каким темам была посвящена рыцарская литература?
  • 8. Каковы особенности городской культуры в средние века?
  • 9. Что такое героический эпос? Назовите главных героев этих произведений.
  • 10. Как связаны между собой героический эпос и рыцарские романы?
  • 11. Кто такие трубадуры и минезингеры?
  • 12. Кого в средние века называли жонглерами?
  • 13. Какой была тематика литературных произведений эпохи Возрождения?
  • 14. В чем заключалась сущность изобретения И. Гутенберга?
  • 15. Чем можно объяснить медленное развитие научных знаний в средние века и слабый интерес к естественным наукам?
  • 16. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
  • 17. Составьте сравнительную таблицу «Архитектура Средневековья».

  • 18. Какие функции выполнял храм в жизни города, деревни?
  • 19. Чем был предопределён переход от романского к готическому стилю в архитектуре?
  • 20. Определите основные отличия искусства Возрождения от средневекового.

Практическое занятие

Средневековые школы и университеты. Жизнь средневекового студента

Цель. Определить роль школ, университетов в развитии средневекового Запада; какой была жизнь средневекового студента.

Ход работы

1. Ознакомиться с представленными материалами.

2. Обсуждение лучших презентаций (5-6 слайдов) о школах в средние века.

Школа при монастыре

Урок (миниатюра) XIV в.

3. Работа с документом.

Из постановления папского легата о студентах и магистрах парижской школы (1215 г.)

Пусть никто не читает лекций по вольным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг.

Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменатором. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком.

Если кто-нибудь подготовился к тому, чтобы учить, он должен будет экзаменоваться согласно форме, что содержится в... решении епископа Парижа...

Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике... Никто не должен читать по книгам

Аристотеля «Метафизика» и из философии природы или читать «Сумоны...» по этим книгам...

Никто не должен устраивать пирушек... на собраниях магистров и диспутах мальчиков и юношей. Но каждый может приглашать к себе друзей и товарищей так, чтобы их не было очень много. Подношение одежды или других вещей, как это повелось, или даже больше, мы всячески поощряем, особенно относительно бедных.

Никто из магистров, изучающих вольные искусства, не должен иметь больше одной мантии черного цвета, ниспадаемой к пяткам... Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками...

Если умрет магистр искусств или богословия, все магистры должны не спать всю ночь. Каждый из них сам лично читает Псалтырь или обеспечивает иным способом его чтение. Каждый должен присутствовать в церкви, где до полуночи или большую часть ночи идет служба, если только этому не помешает серьезная причина. В день погребения не должно быть лекций и диспутов...

Каждый магистр должен иметь право суда относительно своих учеников..

Никто не получает разрешения учить от канцлера либо другого лица за деньги, либо путем обещания, либо путем любого другого соглашения...

Относительно богословов мы приказываем, что никто в Париже не может обучать богословия, если он не достиг тридцати пяти лет, не учился в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг...

Никто не допускается в Париже к учебе или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

  • 1) Объясните, почему именно папский легат регламентирует деятельность Парижского университета.
  • 2) Какие стороны жизни студентов регламентирует легат?
  • 3) Чем это было обусловлено?
  • 4) Выскажите предположение, какие нарушения делали студенты.

4. Дополните текст несколькими предложениями.

Система университетского образования оказала большое влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты содействовали развитию научной мысли, самосознания и роста, утверждению свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, тем самым осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Например, произведение «Декамерон» итальянца Джованни Бокаччо (1313-1375) быстро перевели на все языки Европы, его читали и знали везде.

5. Подвести итоги урока, исходя из его цели.

Вопросы и задания на обобщение по теме «Материальный и духовный мир европейского Средневековья»

1. Какими были причины и последствия христианизации Европы?

2. Определите хронологическую последовательность ключевых событий истории христианской церкви в Европе.

3. Объясните значение понятий и терминов: «еретик», «инквизиция», «Возрождение», «гуманизм», «теология», «схоластика», «алхимия».

4. Составьте исторический портрет на выбор: Алкуин, Абеляр, Фома Аквинский, Данте, Гутенберг, Петрарка, Боттичелли, Боккаччо.

5. Приведите примеры могущества католической церкви в XII-XIII вв.

6. Выполните задание по исторической карте:

  • Очертите границы разделения христианского мира между католиками и православными.
  • Назовите земли, за которые велась борьба между христианами и мусульманами в средние века.
  • Какие регионы Европы охватили массовые еретические движения?

7. Составьте подробное описание одной из достопримечательностей средневековой культуры.

8. Заполните таблицу «Культура Средневековья»

9. Между Восточной и Западной церквями с самого начала существовали отличия. Почему со временем они продолжали накапливаться и в 1054 г. привели к расколу?

10. Объясните, зачем Папе Римскому было нужно собственное государство, если он и так был главой всех христиан-католиков.

11. Объясните, почему колонны для храма в Аахене, который строился во времена Карла Великого, пришлось везти из Италии.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду