Войти
Закрыть

Основные достижения человечества в Средние века

7 Клас

Эпоха Средневековья длилась свыше тысячи лет и коренным образом изменила жизнь людей. Она вобрала в себя большое переселение и смешивание народов, крестовые походы, подъём и упадок больших империй, обычаи сельской жизни и бурный расцвет городов. Это время породило кровавые войны и периоды мирного труда, великих святых и костры инквизиции, выдающиеся изобретения и преследования вольнодумцев. За десять веков сложилось новое общество, полностью изменился облик Европы и Азии. Даже привычное для наших современников разделение Европы на Западную и Восточную состоялось уже тогда. В Средние века фактически сформировались основные современные цивилизации: христианская, арабо-мусульманская, индийская и китайско-дальневосточная. Именно в это время Европа стала Европой, были заложены основы быстрого развития континента в следующие эпохи. Именно тогда возникли современные европейские государства, выкристаллизовались идеи государства, свободы и прав человека, парламентаризма. Нашествие варваров уничтожило античный мир, его хозяйство и культура пришли в упадок. Однако корень европейской цивилизации сохранился, дав жизнь для нового подъёма. На смену язычеству пришло христианство — сила, объединявшая Европу. Возник и развился в одну из мировых религий ислам. Однако, в отличие от христианства, он не стал единственной религией Востока, а существовал на ряду с индуизмом, конфуцианством и т. п. Поэтому восточные общества заметнее отличались друг от друга, чем европейские....

Образование Османской империи

7 Клас

Как вам уже известно из истории Византийской империи, в конце XI в. в Анатолию проникли турки-сельджуки (тюркские кочевые племена, пришедшие из Средней Азии), оттеснившие византийцев на запад, и создали там свое государство — Румский султанат. Вся их дальнейшая история прошла в постоянных войнах против соседей: византийцев, арабов, персов и других народов. Они сыграли решающую роль в разгроме государств крестоносцев в Палестине. Постоянные войны, внутренние неурядицы подорвали мощь сельджуков. В XIII в. в Малую Азию переселилась новая волна кочевых тюрков (этнически близких сельджукам), спасающихся от монгольского нашествия. Эти племена расселились на сельджуцко-византийском приграничье. Они осуществляли набеги на Византию или же нанимались к византийцам для борьбы против болгар, сербов и даже сельджуков. Постепенно кочевники начали создавать свои княжества-эмираты. С упадком государства сельджуков эмиры получили независимость. Больше всего среди эмиров посчастливилось Осману. Эмир — титул правителя или князя в некоторых мусульманских странах, а также лицо, которое носит этот титул. Также употребляется в значении повелителя мусульман вообще. До появления ислама эмирами назывались полководцы. Это был прирожденный воин, веривший в справедливость «священной войны» (джихада). Он расширил границы своих владений, объединил под своей властью другие тюркские племена, членов которых начали называть турками-османами....

Средневековый Китай

7 Клас

Могущественное централизованное государство во главе с императором сложилось в Китае еще в III в. до н. э. С того времени и до начала XX в. Китай неизменно оставался империей. Правителя Китайского государства называли Сыном Неба. Его власть передавалась в наследство и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только властелином всех людей, но и посредником между Небом и «поднебесным миром». Империя, по мнению китайцев, была воплощением небесного порядка. Каждый подданный империи рассматривался как инструмент для выполнения воли Неба, переданной через императора. В китайском обществе была суровая иерархия. Ниже императора находились высшие сановники, как правило, его родственники. Еще ниже — чиновники, которые разделялись на несметное количество рангов. В целом, чиновников в Китае называли мандаринами. С их помощью император и управлял империей. Чтобы стать чиновником, нужно было получить соответствующее образование и сдать экзамен. Для получения высшего ранга опять приходилось сдавать экзамены. К ним допускались все «добрые люди», которые выразили такое желание. Конечно, дети чиновников могли лучше подготовиться к экзаменам. Но такая система обеспечивала доступ талантливых людей из всех прослоек общества к властным структурам. Тот, кто сдавал экзамены высшего уровня, получал место при дворе и значительную плату. Их уважали и впоследствии стали называть шенши (шень — носящий пояс власти, ши — ученый). В средневековом Китае государство и общество продолжали придерживаться многих правил жизни, которые еще в середине I тыс. до н. э. разработал Конфуций. В средние века его объявили «первым святым». Конфуция называли «учителем 10 тысяч поколений», «императором без трона»....

Особенности развития стран Востока. Средневековая Индия

7 Клас

В отличие от Европы, четкую грань перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью обозначить почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, по своим собственным законам. Во всех государствах Востока система ведения хозяйства была организована по следующей схеме. Землевладельцы были объединены в общины, имевшие гарантированное право и обязанность обрабатывать землю и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, пастбища и т. п. В то же время право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами принадлежало государственному аппарату. Между общиной и государственным аппаратом существовала четкая связь. Произведённый избыточный продукт община передавала как налог государству, которое его перераспределяло в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал к государственному аппарату, имел доступ к распределению изготовленных продуктов и, соответственно, получал их часть в собственность. Чем высшую должность занимал человек в государственном аппарате, тем большую часть он получал. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти — собственности. Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем более регулярно собирались налоги. Государство было крепким и могущественным. Его могущество зависело от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалась: восстание, голод, гибель государств и т. п. Сбои этой системы происходили по двум главным причинам: когда объемы налогов из-за недальновидной политики правителей превышали возможности производства, а также после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни....

Северо-Восточная Русь. Образование и укрепление Московского государства

7 Клас

Начиная с 30-х гг. XII в., Киевская Русь стала распадаться на отдельные самостоятельные княжества. К середине XII в. она распалась на 15 княжеств, лишь формально зависящих от Киева. В начале XIII в. на Руси уже существовало около 50 земель-княжеств. Одним из самых могущественных княжеств было Владимиро-Суздальское. Северо-Восточная Русь всегда была далекой окраиной восточнославянских земель. До IX в. здесь жили финно-угорские и балтские племена. В IX-X вв. сюда с новгородской земли начали переселяться ильменские словены, а из южного запада — вятычи. От другой части Киевской Руси эти земли отделяли густые и труднопроходимые леса, из-за чего этот край часто называли Залесьем. В летописях сохранилось упоминание о том, как в XIII в. во время княжеских усобиц войска двух враждующих князей заблудились в лесах и битва не состоялась. Почему восточные славяне переселялись в глухие, забытые Богом места, что привлекало их здесь? Во-первых, в междуречье Волги, Оки и Клязьмы было достаточно пригодной для полеводства земли. При настойчивом труде эти земли могли дать человеку все необходимое для жизни. Во-вторых, Северо-Восточная Русь почти не страдала от нападений захватчиков. В XI-XII вв., когда эти земли стали активно заселяться, рядом со старыми городами (Ростов, Муром, Рязань) возникли новые — Ярославль, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский и др. Владимиро-Суздальское княжество, которое сначала называли Ростовским, потом Ростово-Суздальским (по названиям главных городов — Ростов и Суздаль) начало расцветать при князе Юрии, прозванном Долгоруким....

Центральная и Восточная Европа

7 Клас

Славяне, как и германцы, сыграли большую роль в гибели Римской империи и формировании новой средневековой европейской цивилизации. В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между Вислой и Днепром. В течение VI — VII вв. происходило Великое расселение славян. Они заняли значительную территорию и разделились на три группы — западную, восточную и южную. От этих трех групп берут начало современные славянские народы: чехи, словаки, поляки, болгары, сербы, украинцы, белорусы, россияне и другие. Великое расселение славян — расселение славянских племен из их прародины, расположенной между Днепром и Вислой, на соседние земли в V-VII вв. Осваивание славянами территорий Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. После расселения началась борьба славян против соседних народов и государств. Завоевать и поработить славян пытались авары, франки, угры, германцы. В то же время борьба за «овладение душами» славян развернулась между восточной христианской церковью и западной, поскольку славяне были язычниками. Соперничество Востока и Запада за влияние на славян определяло их дальнейшую судьбу....

Средневековая культура Западной Европы

7 Клас

Первые века Средневековья называли «темными веками», поэтому вряд ли о них можно говорить как о благоприятных для развития культуры. Однако именно в этот период зарождалась новая европейская средневековая культура, которая берет начало из античного наследия, культуры варваров и христианства. Первые результаты такого взаимодействия стали ощутимыми в период «Каролингского возрождения». Это было первое в истории средневековой Европы проявление глубокого и сознательного интереса к античной культуре и образованию. В то же время Карл Великий, не забывая и о своем германском происхождении, приказал собирать германские древности и интересовался старинными франкскими песнями. Сам Карл имел хорошее, как для того времени, образование: знал греческий и латинский языки, любил читать книги, а вот писать так до конца жизни и не научился. Он приглашал к себе и привлекал к управлению государством ученых со всей Европы. Они создали кружок при дворе императора под названием «Академия» — на подобие философской школы греческого философа Платона, — где читали в присутствии Карла произведения античных философов и церковных богословов, сочиняли стихи, свободно обменивались мнениями на разные темы, спорили. С помощью членов «Академии» Карл учредил при центрах епископств школы, где готовили образованных людей для управления государством. Он выдал указ об обязательной учебе всех детей свободных людей. За организацию этих школ и написание для них первых учебников взялся верный соратник Карла сакс Алкуин. Однако приказ не смогли выполнить из-за нехватки учителей. Из школ, основанных Карлом при епископствах, впоследствии возникли средневековые университеты....

Навігація