Войти
Закрыть

Центральная и Восточная Европа

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем

 

§ 20-21. Центральная и Восточная Европа

1. Первые государства западных славян

Славяне, как и германцы, сыграли большую роль в гибели Римской империи и формировании новой средневековой европейской цивилизации. В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между Вислой и Днепром. В течение VI — VII вв. происходило Великое расселение славян. Они заняли значительную территорию и разделились на три группы — западную, восточную и южную. От этих трех групп берут начало современные славянские народы: чехи, словаки, поляки, болгары, сербы, украинцы, белорусы, россияне и другие.

Великое расселение славян — расселение славянских племен из их прародины, расположенной между Днепром и Вислой, на соседние земли в V-VII вв. Осваивание славянами территорий Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

После расселения началась борьба славян против соседних народов и государств. Завоевать и поработить славян пытались авары, франки, угры, германцы. В то же время борьба за «овладение душами» славян развернулась между восточной христианской церковью и западной, поскольку славяне были язычниками. Соперничество Востока и Запада за влияние на славян определяло их дальнейшую судьбу.

Князь государства Само Дагоберт

Кирилл и Мефодий

Самым давним государством, образованным западными славянами, считают княжество Само, возникшее на землях современной Чехии и Моравии. Появилось оно в 623 г., когда князь Само объединил славян для борьбы против Аварского каганата. Князь, как сообщают летописи, сначала был франкским купцом, вел торговлю со славянами, а потом стал их военным вождем. По происхождению он достоверно славянин. В состав его государства входили, кроме чехов, также южные славяне (словены) и полабские славяне (сорбы). Государство князя Само просуществовала 35 лет и распалось в 658 г. после его смерти. Однако оно сыграло важную роль в жизни западных славян — положило начало созданию ими государственности и защитило их от попыток порабощения соседями.

В первой половине IX в. на территории между средним Дунаем и верховьями рек Лабы и Одры возникло государство Великая Моравия. Основную часть ее населения составляли племена моравов. Основателем Великой Моравии считают князя Моймира (818-846 гг.). Он и его преемники — князья Ростислав (846-870 гг.) и Святополк (870-894 гг.) вели борьбу против немецких князей, пытавшихся захватить их земли. Эпоха правления Ростислава и Святополка стала временем наивысшего расцвета Великой Моравии. В то время в ее состав входили, кроме моравов, чехи, полабские славяне, польские племена, славяне Паннонии и Словакии. На Великую Моравию из Восточно-Франкского королевства пыталось распространить свое влияние германское духовенство. Тогда князь Ростислав решил искать поддержки в Византии. Он обратился к ней с просьбой прислать духовных наставников для проповеди христианства. В 863 г. в Моравию прибыли два грека из Солуни — братья Мефодий и Константин (последний более известен под именем Кирилл, которое принял перед пострижением в монахи). Оба брата получили хорошее образование в Константинополе, свободно владели македонским языком. Для того чтобы сделать христианскую веру понятной для славян, они создали славянский алфавит и перевели Библию и богослужебные книги на славянский язык.

Проповедь христианства братьями из Солуни имела огромный успех. Тысячи моравов и чехов приняли крещение. Многие люди изучали грамоту и тоже становились священниками, помогая Кириллу и Мефодию. Распространением христианства из Византии обеспокоилось германское духовенство. Епископы потребовали от Папы Римского прекращения деятельности Кирилла и Мефодия. Братья вынуждены были прибыть в Рим, чтобы дать объяснение. Кирилл вскоре умер в Риме, а его брат смог отстоять право вести богослужение на славянском языке. Однако после возвращения в Моравию Мефодий был заключен немецкими епископами и освобожден лишь по приказу папы. После смерти Мефодия в 885 г. германское духовенство начало преследование его последователей. Некоторые из учеников известных братьев нашли пристанище в Болгарии и продолжили распространение славянской письменности. Из Болгарии славянская азбука проникла и в Киевскую Русь.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии, их просветительская деятельность имело огромное значение для всей славянской культуры. Именно за это в славянских странах они признаны православной церковью равноапостольными святыми.

После смерти князя Святополка начались усобицы (борьба за власть) между его сыновьями. Эта борьба привела к ослаблению Великой Моравии. В конце IX в. ее разгромили угры (мадьяры).

  • Укажите хронологические границы «Великого расселения славян».
  • На какие три ветки разделились славяне?
  • Как называется первое славянское государство?

  • Рассмотрите рисунок и определите, какую роль братьев Кирилла и Мефодия пытался отметить художник.

2. Болгарское царство

Славяне, осевшие в северо-восточной части Балканского полуострова после Великого расселения в первой половине VII в., основали «Союз семи племен». Им пришлось вести тяжелую борьбу за свое существование: против аваров, нападавших из севера; против Византийской империи на южных границах. В 679 г. на эти земли переселились из Приазовья племена булгар во главе с ханом Аспарухом. Он договорился со славянами о выделении земель для поселений булгар. Общая борьба против аваров и византийцев объединила два народа в единое булгаро-славянское государство — Первое Болгарское царство. При преемниках хана Аспаруха территория Болгарского царства значительно увеличилась. При хане Круме (802-815 гг.) под властью болгар была территория современных Болгарии, Румынии и части Венгрии. Название «болгары» тогда применяли ко всему славяно-булгарскому населению страны. Влияние Византии и переселение на ее территорию учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии обусловили принятие в 864 г. болгарами христианства.

Хан Аспарух

Оловянная печатка царя Симеона

Симеон Великий (миниатюра)

Болгарское войско

Эпохой расцвета могущества Первого Болгарского царства было правление Симеона Великого (893-927).

Большое внимание Симеон уделял развитию культуры и образования. По его приказам византийские мастера строили в столице Болгарии Преславе дворцы, церкви, возводили городские стены. Приняв учеников Кирилла и Мефодия, он создал при своем дворе первый в мире центр славянской литературы. На славянский язык переводили известные произведения византийских ученых. Среди них был знаменитый «Изборник» — энциклопедия, содержащая сведения из богословия, истории и философии. В то время, когда большинство населения стран Европы было необразованным, в Болгарии, как свидетельствовали путешественники, чтение книг превратилось в любимое занятие не только в городах, но и в селах.

При преемниках Симеона Великого Первое Болгарское царство пришло в упадок. Царская власть слабела, крепла болгарская знать — бояре, начавшие выступать против власти царя и разрушать своими усобицами государство. К его упадку причастен и киевский князь Святослав.

Ослаблением Болгарии воспользовалась Византийская империя. В течение второй половины X в. Византия вела войны против Болгарии, постепенно завоевывая большую часть страны. Окончательное поражение Болгарии нанес византийский император Василий II Болгаробойца. Первое Болгарское царство было покорено Византией в 1018 г.

Однако болгары в 1185 г. смогли возродить свое государство. Второе Болгарское царство погибло в борьбе с турецким нашествием в конце XIV в.

  • Как образовалось Первое Болгарское царство?
  • Когда оно было уничтожено Византийской империей?

 

3. Чешское королевство

Славянские племена, занявшие в эпоху Великого переселения народов земли между Рудными горами на севере и горами Шумавы на юге, оказывались в окружении могущественных соседей. Это было государство франков и Аварский каганат, с которыми боролся легендарный Само, это — Восточно-Франкское королевство и Великая Моравия, это — Германская империя, Венгрия и Польша.

Князь Вацлав

Собор Св. Вита

После падения Великой Моравии местные славяне покорились племени чехов, жившем на реке Влтаве.

Во главе союза племен оказались чешские князья из рода Пржемысловичей. Им приходилось время от времени с оружием в руках отстаивать свои владения.

Князь Вацлав (920-е гг. — 935) был воспитан с детства в христианской вере и впоследствии всеми силами распространял ее в Чехии. Он же обосновал в Праге главный храм страны — собор Св. Вита.

Князья чехов, живших на реке Влтава, объединили в союз соседние славянские племена. На чехов постоянно давили немецкие епископы. Около 973 г. в Праге было основано подчиненное Риму епископство, и с тех пор остатки восточного христианства, распространенные там братьями Кириллом и Мефодием, исчезли.

Самым известным из Пржемысловичей стал князь Вацлав (921-929). Пылкий сторонник христианства, он способствовал его распространению среди язычников-чехов. Это вызывало недовольство древней родовой знати. Во главе заговора стал младший брат князя Болеслав (929-967 гг.). Вацлав был по-предательски убит братом. Однако его смерть повлекла возмущение многих чехов, и Болеславу пришлось начать свое правление из публичного признания своей вины.

Прага (современный вид)

Коронация Братислава II

Весь XI век для Чешского государства миновал в борьбе против соседних государств. Чехия то побеждала, то терпела поражения. При князе Бржетиславе I она стала вассалом Германской империи, которая часто вмешивалась в борьбу между чешскими князьями и знатью. Однако германские императоры также иногда требовали помощи чешских князей. В 1085 г. император Генрих IV за помощь в борьбе против римского папы предоставил чешскому князю Братиславу II королевский титул. Чехия получила статус королевства, но была зависимой от Германской империи. Однако чешские короли действовали полностью самостоятельно, что особенно проявилось с ослаблением Священной Римской империи.

После гибели последнего из Пржемысловичей чешский трон перешел к германским князьям из династии Люксембургов.

  • Как и когда возникло Чешское королевство?
  • Когда Чешское королевство стало составляющей Священной Римской империи?

4. Ян Гус и гуситские войны

В XIV в. сложились самые благоприятные условия для развития чешских земель. Чехия благодаря рудникам стала основным источником серебра в Европе. Кроме того, сюда переместился политический центр Священной Римской империи. Император Карл IV Люксембург (1346-1378 гг.), одновременно будучи и королем Чехии, свою политику направил на развитие своих родовых владений, что способствовало развитию градостроительства, торговли, промыслам. Он перестроил Прагу, учредил Пражский университет (1346 г.). Но во всех своих начинаниях Карл IV опирался на немецких переселенцев.

За быстрым развитием края скрывалось огромное количество проблем. Нарастал конфликт между чехами и немцами, имевшими разные права; росло недовольство католической церковью, стремительно терявшей авторитет. Все это обусловило мощное национально-религиозное народное движение, получившего название гуситского [от имени чешского проповедника, профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415)].

Ян Гус

На языке документа

Из проповедей Яна Гуса

«Забери у собак кость — они перестанут грызться: забери имущество в церкви — не найдешь для нее ксёнза».

"Чехи в Королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях...»

«Из меня (Христа) сорвали одежду а они (духовенство) купаются в королевской роскоши на деньги бедных. Я укрываюсь кровавым потом — они нежатся в шикарной бане. Я ночью не сплю, униженный и оплеванный, — они заняты кутежом, обжорством, пьянством. Я несу крест, иду на смерть — они, напившись, отдыхают. Я прибит к кресту — они храпят в теплой кровати».

«Духовенство не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отобрать у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, напротив, только о том и думают, как бы еще увеличить богатства. Для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому не известные праздники, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»

  • Какие идеи провозглашал Ян Гус?
  • Против кого были направлены речи проповедника?
  • Какое влияние оказывали эти идеи на чешский народ?

В своих проповедях Ян Гус подверг критике обряд причастия, который в католической церкви проводился отдельно для священников и мирян. Священники принимали причастие хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простой люд — лишь хлебом. Гус доказывал, что сначала все христиане принимали причастие одинаково.

Такая позиция непременно должна была привести Гуса к столкновению с высшим духовенством, что вскоре и произошло. Его вызвали на церковный собор, который состоялся под председательством императора Сигизмунда в городе Констанца. Хоть как уговаривали Гуса отречься от своих взглядов и покориться, он остался непреклонным. Тогда его объявили еретиком и 6 июля 1415 г. сожгли. Последние слова Гуса были: «Я верю во всемогущего Господа Бога, я не могу покаяться в ошибках, которых никогда не делал». От церкви также был отлучен весь чешский народ.

Казнь Яна Гуса и отлучение стали поводом к вспышкам народного гнева. Все созревшие конфликты вырвались на поверхность. Это конфликты между чехами и немцами, королем и феодалами, духовенством и папой, университетом и епископом Пражским, феодалами и крестьянами. Хотя у каждой прослойки населения была своя цель борьбы, но их объединяло стремление добиться реформирования церкви и избавиться от засилия немцев, господствующих в стране.

Восстание началось в Праге в 1419 г. Постепенно повстанцы завладели всей Чехией — сердцем Священной Римской империи. После смерти короля Вацлава гуситы провозгласили о лишении его преемника императора Сигизмунда чешского престола. Участники движения изменили государственный строй страны. Управление было сосредоточено в руках сейма — собрание представителей всех сословий. Гуситы создали сильную армию во главе с опытными полководцами. Ими была выработана новая тактика ведения боя: они ставили по кругу тяжелые боевые телеги, сковывали их цепями и в такой крепости, отражали атаки конных рыцарей. После этого переходили в наступление. Кроме того, гуситы начали применять на поле боя легкие пушки, установленные на телегах.

Самой большой реформой гуситов стала конфискация церковных владений, отмена десятины, реформирование церкви и ее обряда.

Сожжение Яна Гуса

Ян Жижка

Прокопий Великий

Движение гуситов вызывало обеспокоенность как Папы Римского, так и императора. Началась война, которая приобрела характер религиозной борьбы католицизма против гуситского реформаторства и борьбы немцев против славян. Папа и император Священной Римской империи объявляли один крестовый поход за другим. Но войско крестоносцев постоянно терпело поражения от блестящих полководцев гуситов — полуслепого рыцаря Яна Жижки, а после его смерти — Прокопия Великого. Одержав несколько побед подряд, гуситы под предводительством Жижки снискали славу непобедимых. Были случаи, когда враг убегал, узнав о приближении гуситов. Во время одного из боев Ян Жижка окончательно потерял зрение, но продолжал руководить, одержав еще ряд побед. Знание родной местности и опытные помощники давали возможность слепому полководцу принимать безошибочные решения во время боя. Он был чрезвычайно изобретательным, никогда не действовал однообразно. В одной из битв по его приказу оружием против рыцарей стали телеги, нагруженные камнями и спущенные из холма на атакующие ряды. Смяв ряд рыцарей, гуситы закончили дело мечами. «Страшным слепым» называли Жижку враги и страшились даже его имени.

Гуситы не только оборонялись, но и сами осуществляли походы за пределы Чехии. Но главной для гуситов была не внешняя опасность, а внутренняя. Любое движение должно иметь конечную цель, а именно в этом вопросе среди гуситов не было единства. В их движении участвовали разные социальные прослойки общества: от феодалов до крестьян, от богатых до самых бедных. Когда, казалось бы, основная цель гуситов была достигнута, среди участников движения возникли противоречия. Гуситы разделились на умеренных — чашников (последователи Яна Гуса, которые причащали простых верующих из чаши) и радикальных — таборитов. Последних возглавил Ян Жижка (их название происходило от горы Табор в Южной Чехии, где расположился их центр).

Табориты

  • Рассмотрите рисунок и составьте рассказ о тактике боя гуситов.

Мемориал участникам битвы около Липан

Умеренные требовали ликвидации привилегий церкви, отмены церковного землевладения, упрощения церковного обряда, введения богослужения на чешском языке и равноправия в принятии причастия. В политическом плане они выступали за независимую чешскую монархию. Табориты были склонны к проведению социальных реформ. Вожди таборитов, ссылаясь на заповеди Христа, а также на военное положение, требовали отказа от личного имущества и передачи его в общую казну, настаивали на отмене всех налогов. Они отрицали культ святых, поклонение святым мощам и утверждали, что кто-либо, даже женщина, может вести богослужение. Самые ожесточенные из таборитов настаивали не на реформе, а на отмене церкви, отрицали не только собственность, но и семью. Чашников поддерживали дворяне, высшее духовенство, таборитов — часть дворян, крестьяне и бедные прослойки общества. Споры между таборитами и чашниками привели к открытому столкновению. В битве около Липан (1434 г.) табориты были разгромлены. В конечном итоге, чашники заключили соглашение с католической церковью, согласно которому разрешались оба вида принятие причастия, а богослужение велось на чешском языке. Впоследствии эта уступка была отменена. Но в Чехии, хотя и ненадолго, возникла национальная церковь, имевшая свои этнические особенности. Для католической церкви это движение было предшественником будущей борьбы за обновление и реформу церкви (Реформации).

С одной стороны, движение способствовало улучшению экономического положения всех прослоек чешского общества, немного сгладив социально-экономические контрасты, способствовало также национальному самоутверждению чехов, развитию чешского языка. С другой — Чехия надолго была оторвана от общеевропейского развития. Общество раскололось по религиозному принципу. Католическая церковь потеряла свои владения и влияние в чешском обществе.

Страна понесла значительные человеческие потери и материальные убытки. Погибло много шедевров католического искусства.

  • Что было поводом к гуситскому движению?
  • Каково историческое значение движения гуситов?

5. Венгрия

В 896 г. венгерские племена переселились из Причерноморских степей через Карпатские перевалы на средний Дунай, где покорили местное славянское население. Во главе семи венгерских племен стоял вождь Арпад. Это событие мадьяры назвали «нахождением родины», а Арпад положил начало первой княжеской (вскоре королевской) династии Венгрии. В 955 г., потерпев поражение от императора Оттона I, мадьяры прекратили нападения на земли Германской империи и перешли к оседлому образу жизни. Начиная с 955 г., среди венгров распространялось христианство по западному образцу. Князь Иштван Арпад с помощью германских рыцарей начал крестить венгров огнем и мечом, в то же время уничтожая давнюю племенную знать, не подчинявшуюся его власти. В знак признания его успехов в распространении христианства Папа Римский прислал Иштвану I королевскую корону, и на Рождество 1000 г. он был коронован. «Корона Св. Иштвана» стала символизировать не только королевскую власть, но и само Венгерское государство. Монарх, не коронованный этой короной, считался незаконным. За заслуги в крещении венгров церковь впоследствии провозгласила короля Иштвана святым, и он стал главным святым Венгрии. Для укрепления своей власти Иштван I осуществил административную реформу, разделив территорию страны на округа — комитаты, во главе которых стояли ишпаны (жупаны). Они собирали для короля налоги, осуществляли власть на местах. Ишпаны селились, как правило, в замках и имели в своем распоряжении отряд конных воинов. Такое административное разделение страны просуществовало вплоть до XX в.

Иштван I

Андраш II

Будапешт — столица Венгрии (современный вид)

В середине XI — начале XIII вв. страну захлестнул водоворот междоусобной борьбы. Из этой борьбы наибольшую пользу извлекла феодальная знать (бароны и магнаты), которая настолько укрепила свои владения и власть, что при короле Андраше II, даже убив королеву и часть приближенных к королю, они не были наказаны. Такое своеволие знати стало угрожать владениям средних и мелких землевладельцев, состоявших, как правило, на королевской службе. Впоследствии они стали основой для формирования новой прослойки общества — дворянства (шляхты). Именно эта социальная группа возглавила движение против своеволия знати и добилась от короля издания Золотой буллы 1222 г. Этот документ ограничивал права короля, магнатов и иностранцев, зато гарантировал права будущих дворян (шляхты). Последняя статья буллы давала право магнатам оказывать сопротивление королю, если тот не выполнял обещаний.

Невзирая на усобицы, венгерские короли проводили активную внешнюю политику. Они покорили Славонию и Хорватию, распространили свою власть на Далмацию, неоднократно посягали на Галицко-Волынское княжество.

В 1241-1242 гг. Венгрия испытала опустошительное монгольское нашествие. 11 апреля 1241 г. вблизи села Мохи мадьяры были вдребезги разбиты монголами. Казалось, что Венгрия прекратила существование. Но в 1242 г. монголы неожиданно оставили территорию страны, и король Белла IV взялся за укрепление ее обороноспособности. Венгрия укрылась каменными замками. Стали быстро расти города, имевшие статус «свободных королевских городов». Самым большим городом была Буда.

В XIV-XV вв. Венгрия переживала период наибольшего подъёма и расцвета.

В 1301 г. прервалась династия Арпадов.

При поддержке Папы Римского королем был избран Карл Роберт (1310-1342) из неаполитанской ветки Анжуйской династии. Он железной рукой навел порядок в королевстве, укротив магнатов. Он осуществил ряд мероприятий, содействовавших экономическому развитию страны, упорядочил финансовую систему. Во внешней политике Карл Роберт отдавал предпочтение дипломатии. Важным дипломатическим шагом стало заключение в 1335 г. в Вышеграде военного и торгового союза между Венгрией, Чехией и Польшей. Этот союз становился весомым фактором в регионе на ближайшие двести лет.

Эпизод битвы возле Мохи

Карл Роберт

Лайош I Великий

Сигизмунд Люксембург

Битва под Никополем в 1396 г. (турецкая миниатюра)

Противоположностью Карла был его сын Лайош I Великий, получивший свое прозвище за непрерывные военные авантюры: вмешательство в борьбу на юге Италии, начало войны с Венецией, стремление присоединить новые владения на Балканах. Хотя ему удалось распространить свою власть на Сербию, Боснию и часть Болгарии, это не принесло Венгрии позитивных результатов. Страна нажила новых врагов, а магнаты, вспомнив о своих правах, после смерти Лайоша I добились избрания королем Сигизмунда (Жигмонда) Люксембурга (1387-1437), пообещавшего им новые уступки. Как только Сигизмунд укрепил свою власть, он сумел укротить магнатов. Во внутренней политике Сигизмунд продолжил линию Карла Роберта, что обеспечило расцвет страны.

Во внешней политике Сигизмунду пришлось столкнуться с новой угрозой — турками-османами, начавшими завоевание Балканского полуострова. Попытка наступательными действиями покончить с турецкой угрозой потерпела полное поражение в битве под Никополем в 1396 г. После этого Венгрия в борьбе с турками придерживалась оборонной стратегии, а Сигизмунд сосредоточил свое внимание на западном направлении, где добился своего избрания германским и чешским королем, а в дальнейшем и императором Священной Римской империи.

После смерти Сигизмунда Венгрия испытала новое нашествие турков. Инициативу в борьбе с ними взял на себя талантливый полководец Янош Хуньяди. Благодаря его победе под Белградом в 1456 г. удалось на 70 лет остановить продвижение турков в Европу, что обеспечило последний подъём Венгрии при правлении Матяша I Корвина (1458-1490).

Личность в истории

Король Венгрии Матяш I Корвин и его герб

Матяш I — одна из самых ярких фигур венгерской истории. Он получил хорошее образование, был умным, властным, энергичным государственным деятелем, тонким дипломатом, ловким воином, храбрым рыцарем. Содействовал развитию искусства и наук, увлекался идеями гуманистов. Любил, чтобы его изображали, как римских императоров. Переодевшись в простого крестьянина или мещанина, часто наблюдал за жизнью простого народа. Народ его любил, сочинял о нем легенды и сказки.

Матяш навел порядок в государстве, упорядочив управление, финансы, суды, войско. На государственную службу брал по профессиональным признакам, а не по знатности. Законодательно упорядочил взаимоотношения между крестьянами и феодалами. Успешные мероприятия Матяша во внутренней политике обеспечили ему возможность проводить активную внешнюю политику. Своей главной целью он считал создание могущественной Дунайской монархии. Но все его достижения были утрачены после его смерти. А вскоре Венгрия была захвачена турками.

  • В каком году мадьяры получили новую родину?
  • Когда образовалось Венгерское королевство?
  • Какая страна стала главным противником Венгрии в XV в.?

6. Польское королевство

Западнославянское государство Польша образовалось из союзов племен, которые расселялись в бассейне Вислы: полян, слензан, куявов, Мазуров и других. Центром формирования государственности стало племенное объединение полян, расположенное в районе города Гнезно. Здесь возникло княжество, объединившее в IX-X вв. земли в бассейнах рек Висла и Одер. От названия полян и происходит название государства Польша.

С городом Гнезно в Великой Польше связано предание о том, как легендарный князь Лех, вождь племени полян, однажды увидел на большом дубе гнездо белого орла. «Будем гнездиться здесь!» — воскликнул Лех и приказал основать на этом месте свою столицу, которую назвал Гнезно («Гнездо»). Действительно, город Гнезно был первой польской столицей. Изображение белого орла на красном фоне стало гербом Польши, а красный и белый цвета — цветами государственного флага.

Меч-щербец

Основателем Полянской княжеской династии был, как писал средневековый хронист, «какой-то бедный полевод на имя Пяст». Однако первым известным польским князем из династии Пястов был Мешко I (960-992). В 966 г. князь Мешко I вместе со своей трехтысячной дружиной принял христианство от германских епископов по западному обряду и стал другом германского императора Оттона I. Он покорил племена вдоль Вислы и образовал Польское государство.

Значительно увеличил территорию Польши сын Мешка I — Болеслав I Храбрый (992-1025). Он объединил под своей властью все польские земли, в 1018 г. захватил Чехию и Моравию. Болеслав осуществил поход на Киев, но владел им недолго. Памяткой об этом походе стала зазубрина на лезвии меча, которым он ударил по одних из киевских ворот. С того времени появилось название меча «щербец». В 1000 г. в городе Гнезно было создано архиепископство. Этим актом

Мешко I

Болеслав I

Болеслав III Кривоустый

Польская церковь провозгласила независимость от немецкого архиепископа. В 1025 г. Болеслав I принял титул короля.

В 1139 г. польский король Болеслав III Кривоустый разделил свои владения между сыновьями на четыре княжества: Краковское, Сандомирское, Мазовецкое и Познаньское. Краковское княжество было отдано старшему сыну с титулом короля и верховной властью над другими князьями. Раздел государства между сыновьями положил начало долгому периоду феодальной раздробленности. Польша потеряла почти все приобретения Болеслава I Храброго и очутилась перед угрозой порабощения. Страна настолько ослабела, что даже не могла дать отпор нападениям своих соседей — племенам пруссов, живших на побережье Балтийского моря. Для борьбы против них мазовецкий князь в 1126 г. пригласил Тевтонский орден. Покорив пруссов, орден быстро превратился из союзника в захватчика. В 1157 г. император Фридрих I Барбаросса заставил польских князей признать его верховенство и платить дань. В 1241 г. южные земли Польши пережили разрушительное монгольское нашествие.

Однако феодальная раздробленность не остановила хозяйственное развитие польских земель. В XIII в. благодаря немецким и еврейским переселенцам бурно развивались новые города. Укрепление городов, которым предоставлялось право самоуправления, содействовало развитию торговли и ремесел. Основные внешнеторговые пути пролегали через Краков — Торунь — Холм — Гданьск и Львов — Краков — Вроцлав.

Хозяйственное развитие способствовало формированию основных сословий польского общества. Господствующую прослойку составляли магнаты — большие землевладельцы, добившиеся закрепления за собой наследственного права, а также шляхта — служивая знать. Привилегированным сословием общества было духовенство, владеющее значительными имениями и имеющее ряд привилегий.

В городах социальное положение определялось богатством и должностью в органах самоуправления.

В период феодальной раздробленности произошли значительные изменения и в жизни крестьянства. Его зависимая часть переводилась на фиксированный налог (чинш), натуральный или денежный, что давало крестьянину большую хозяйственную самостоятельность.

Хозяйственный подъём польских земель, постоянная внешняя угроза, этническое и церковное единство стали основанием к объединению польских земель и укреплению королевской власти.

Владислав Локетек

Казимир III Великий

Период раздробленности в истории Польши завершился во времена правлении Владислава Локетека (1306-1333 гг.). Он смог преодолеть сопротивление князей, городской верхушки, внешних врагов и объединить под своей властью почти все польские земли, не входящие в состав соседних государств. После возобновления единого Польского государства в 1320 г. Владислава Локетека провозгласили королем.

Политику объединения Польши продолжил его сын Казимир III Великий (1333-1370 гг.).

Сначала ценой территориальных уступок он заключил мир с соседями. К Чехии отошла Силезия (1348 г.), к Бранденбургу — Западное Поморье, а к Тевтонскому ордену (в 1237 г. объединился с орденом Меченосцев) — Восточное Поморье. Для укрепления внутреннего положения Казимир III проводит реформы. Он разделил Польшу на административные единицы (воеводства, каштелянства), во главе которых поставил своих сторонников. Король создал общепольские органы: королевскую канцелярию, центральную казну, суд, войско. Была проведена денежная реформа: введена полноценная монета — «краковский грош», что способствовало оживлению торговли. Также он попробовал создать единый сборник законов для всей страны, но этому помешали существенные отличия в жизни Великой и Малой Польши. В конечном итоге, пришлось создать два сборника законов (1346-1347 гг.) — Вислицкий и Петровский. Реформы позволили укрепить королевскую власть, но ее усиление не имело достаточной опоры в обществе. Опереться на города в борьбе против магнатов, как это было в других европейских государствах, польские короли не могли. Шляхта, враждущая с магнатами, после получения привилегий в 1374 и 1454 гг. сама стала на путь ограничения королевской власти.

Для украинского народа правление Казимира III привело к захвату в 1349- 1352 гг. Галиции, а в 1366 г. — части Волыни. Галицко-Волынское государство прекратило свое существование.

  • Когда возникло Польское государство?
  • Какой король объединил Польское королевство после феодальной раздробленности?

Закрепим знания

  • 1. Когда и как возникло Великоморавское государство?
  • 2. Почему болгарского царя Симеона I называют Великим?
  • 3. В каком году Чешское княжество стало королевством?
  • 4. Когда Польша стала королевством?
  • 5. Какие реформы осуществил Казимир III? Почему он был назван Великим?
  • 6. Как происходила христианизация государств Центральной и Восточной Европы?
  • 7. Какие реформы осуществили гуситы, захватив власть?
  • 8. На каких два лагеря раскололись гуситы и почему?
  • 9. Можно ли утверждать, что гуситы потерпели поражение?
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду