Реформация
- 23-03-2022, 01:48
- 564
8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей
§ 9. Реформация
Вспомните
1. Какое событие в истории христианства произошло в 1054 г.?
2. Какова роль папства в Западной Европе в XI—XIV вв.?
3. Назовите источники обогащения католической церкви.
4. Что такое индульгенция? Кто в Чехии выступил против продажи индульгенций и принял за это мученическую смерть?
1. Католическая церковь на рубеже XV-XVI вв.
На рубеже XV-XVI вв. католическая церковь, возглавляемая папской курией, всё ещё активно влияла на политическую и духовную жизнь общества. Римским папам удалось существенно усилить свою власть, расширить территорию Папской области, повысить её политическую значимость в Италии. Папы жили как светские правители с огромным роскошным двором.
Они наделяли свою родню почётными и прибыльными титулами, дарили племянникам места кардиналов, продавали выгодные церковные должности.
Однако расширение границ мира после открытия Америки, экономическое освоение нового континента, острая необходимость в рынках сбыта и укрепление национальных государств Западной Европы снижали престиж католической церкви. Светская власть в Европе всё решительнее протестовала против денежных поборов для церкви. Монархи и папы открыто враждовали.
На рубеже XV-XVI вв. католическая церковь перестала быть образцом набожности и нравственности. Она скрывала духовное насилие, а от грехов можно было освободиться простой покупкой индульгенции.
Рафаэль. Папа Римский Лев Х. 1513-1521 гг.
2. Германия накануне Реформации
В начале XVI в. немецкие земли оставались частью и основным ядром наибольшего политического образования в Европе — Священной Римской империи германской нации (с 1486 г.). Кроме Германии, в состав империи входили территории современных Австрии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Чехии и некоторые другие земли. Частью империи также считалась Швейцария, хотя с конца XV в. она стала фактически независимой.
Германия была монархией. Король имел право короноваться как император, даже без разрешения Папы Римского. Однако императорская власть не могла объединить политически раздробленные земли Германии. В начале XVI в. она состояла из отдельных земель: курфюрств, герцогств, маркграфств, графств и т. п., где правили независимые правители — светские князья, обычно враждовавшие между собой. Князья издавали свои законы, имели собственную армию, вели войны, заключали мир, судили и наказывали своих подданных. Хотя императорская корона принадлежала Габсбургам, её судьбу решали 7 князей-курфюрстов, имевших право избирать императора.
Реформация (от латин. reformatio — превращение, исправление) — социальное и религиозное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в. за реформу церкви, против католического учения и католического духовенства.
Много земель в Германии принадлежало церкви. Ими управляли независимые духовные князья.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
В первые десятилетия XVI в., кроме 7 князей-курфюрстов, в Германии насчитывалось около 70 духовных и светских князей — архиепископов, епископов, герцогов, маркграфов, около 70 аббатов крупных монастырей, свыше 120 графов и близких к ним по статусу лиц. И это ещё не всё: многочисленным было рыцарство, принадлежавшее к низшим чинам империи.
В стране не существовало общегерманского политического и культурного центра, органов управления, армии, системы финансов. Единственным общеимперским совещательным органом был рейхстаг, который с 1485 г. созывался ежегодно. Его работой руководил архиепископ Майнца, возглавлявший курию князей-курфюрстов. Решения рейхстага после одобрения императором приобретали силу закона.
Германия славилась как страна городов. В начале XVI в. их было почти три тысячи. Самые большие города — Аугсбург, Кёльн, Нюрнберг, Страсбург. В городах власть принадлежала патрициату. Средние и мелкие горожане составляли бюргерскую оппозицию, боровшуюся за участие в управлении городом. Тяжёлым было положение бедняков — плебеев.
В начале XVI в. население Германии составляло свыше 12 млн человек, большинство проживало в сельской местности. Положение немецкого крестьянства постоянно ухудшалось. Дворяне захватывали общинные угодья, увеличивали налоги, пытались ограничить личную свободу крестьян. Донимала сельских тружеников и католическая церковь, требовавшая уплаты десятины1.
Основной отраслью немецкой экономики была горнодобывающая промышленность. Германия занимала первое место в мире по добыче серебра. Она была известна производством высококачественной стали, текстильными изделиями, книгопечатанием.
Несмотря на эти успехи, политическая раздробленность Германии накануне Реформации заметно тормозила её экономическое развитие. Не существовало единого внутреннего рынка и общности в хозяйственной сфере. В конце концов не было единой страны.
С. Бенинг. Миниатюра из «Часослова». 1515 г.
• Какое орудие труда использовали в то время крестьяне?
1 Десятина — налог в размере 1/10 части дохода в пользу церкви. В Германии существовала так называемая большая десятина с хлеба и малая десятина со скота, плодов, овощей и т. п.
3. Мартин Лютер
В начале XVI в. Германия стала центром движения против папского Рима и распространения реформационных идей. В отличие от централизованных государств Западной Европы, где засилью папства пришёл конец, политически раздробленная Германия пребывала в иных условиях. Тут Папа Римский и высшее духовенство действовали безнаказанно, они довели церковные поборы до невиданного уровня и жаждали ещё большей власти.
Обирание Германии папством и его ставленниками обострило и без того сложную ситуацию в стране и вызвало возмущение всех слоёв общества. Поэтому освобождение от папских претензий на полное господство стало делом чести для немецкого народа.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
В начале XVI в. папская курия установила цену на покупку прибыльных церковных должностей. Место архиепископа, в зависимости от региона, стоило от 5 до 12 тыс. золотых монет, аббата в монастыре — от 3 до 8 тыс. Кроме того, новоназначенный служитель церкви был вынужден заплатить специальный налог в размере своей годовой прибыли.
В начале 1514 г. епископ Магдебурга Альбрехт Бранденбургский захотел получить должность архиепископа Майнца, для чего и одолжил достаточно большую сумму у банкиров Фуггеров. Получив эту должность, Альбрехт Бранденбургский вынужден был по заданию Папы Римского Льва X активно проповедовать необходимость приобретения мирянами индульгенций. Прибыль от них должна была покрыть долг Фуггерам и расходы на строительство собора Святого Петра, который начали возводить в Риме в 1506 г.
Кампанию по продаже индульгенций возглавил доминиканский монах Иоганн Тецель. Он говорил, что приобретение индульгенции гарантирует избавление от любых грехов. Например, за 7 золотых церковь гарантировала прощение за убийство.
Деятельность И. Тецеля гневно осудил профессор богословия Виттенбергского университета, монах ордена августинцев Мартин Лютер (1483-1546). Не убоявшись осуждения со стороны папства, в канун Дня всех святых, 31 октября 1517 г., на двери церкви Виттенбергского замка он прибил список из «95 тезисов», где остро раскритиковал позорную торговлю индульгенциями. День 31 октября 1517 г. считается началом Реформации в Германии.
Л. Кранах Старший. Мартин Лютер. 1526 г.
Мартин Лютер родился в г. Эйслебене (Саксония) в семье рудокопа. Получив среднее образование, способный юноша поступил в Эрфуртский университет, где получил степень магистра. Вопреки желанию отца видеть сына юристом, юноша постригся в монахи ордена августинцев, а впоследствии его высвятили на священника. Во время посещения Рима в 1510 г. он был поражён роскошью папского двора и распущенностью прелатов. В 1512 г. М. Лютер получил степень доктора богословия и стал профессором Виттенбергского университета.
ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ
31 октября 1517 г. Отрывки из «95 тезисов» Мартина Лютера
1. Господь наш и Учитель наш, говоря «покайтесь», желал, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием.
2. Этим словом никак не может быть обозначено таинство покаяния, то есть исповедь и отпущение грехов, которое совершается священником.
3. Папа не может освобождать от наказаний, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному канону, то есть папскими постановлениями...
27. Бессмыслицу проповедуют те, кто учит, что как только монета зазвенит в ящике, душа сразу же вылетает из чистилища...
36. Каждый истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему и без индульгенций...
43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции...
• Как объясняет понятие «покаяние» М. Лютер?
• Может ли Папа Римский освобождать от наказаний?
• В чём нужно убеждать христиан?
Тезисы М. Лютера быстро стали популярны во всей Германии. В Римев них увидели угрозу авторитету Папы Римского. Осенью 1520 г. Папа издал буллу, в которой под угрозой отлучения от церкви обязывал М. Лютера отречься от своих убеждений. Однако он публично сжёг папскую буллу. В начале 1521 г. М. Лютер был отлучён от церкви.
Вступив в открытый спор с Папой Римским, М. Лютер написал несколько трудов, в которых изложил свои взгляды на место и роль церкви в обществе.
Главной в учении М. Лютера стала идея спасения личной верой. Это означало, что спасение души зависит лишь от веры в Бога, и для этого не нужны посредники — папство и церковь. Поэтому клир (служители церкви) и монашеские ордена можно распустить, а имущество и земли церкви передать государству. Вера приходит к человеку только через милость Божью, а не вследствие каких-то заслуг. М. Лютер утверждал, что христианские таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Источником христианской веры он считал только Библию и стремился как можно быстрее перевести её на немецкий язык.
Л. Рабус. Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве. 1557 г.
• Почему М. Лютер был вынужден провести публичную акцию?
Богослужения на латыни М. Лютер хотел заменить проповедями на родном языке. Из семи церковных таинств он признавал только два — крещение и причастие.
Идеи М. Лютера легли в основу европейской Реформации, имевшей умеренно-буржуазный характер и предусматривавшей создание «более дешёвой» и «скромной» церкви.
Император Карл V Габсбург решил выслушать М. Лютера на заседании рейхстага в Вормсе и предоставил ему охранную грамоту. В апреле 1521 г. М. Лютер прибыл в Вормс. На заседании рейхстага он держался стойко и мужественно. Предложение отречься М. Лютер отверг: «...Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, ибо делать что-то против совести и опасно, и нечестно. На этом стою и не могу иначе».
В мае 1521 г. Карл V подписал Вормский эдикт, в котором провозгласил М. Лютера вне закона как еретика. Началось преследование сторонников Реформации по всей империи.
4. Народная Реформация. Томас Мюнцер
Постепенно в реформационную борьбу втягивалось всё германское общество. Последователи М. Лютера хотели реформировать не только церковь, но и политический строй Германии. Но интересы разных слоёв общества часто не совпадали. Идеи Мартина Лютера развивал священник Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Он призывал не только к очищению церкви, но и к установлению«царства Божьего на земле», где хозяином жизни должен быть народ. Томас Мюнцер мечтал, что дворяне не будут обирать крестьян, ростовщики — вытягивать последний грош у бедняков, государство откажется от непосильных налогов. Его взгляды легли в основу народной («плебейской») Реформации. Завершённый вид они приобрели во время Крестьянской войны 1524-1526 гг.
Основной причиной Крестьянской войны было ухудшение жизни крестьян: увеличение налогов и повинностей, а также ограничение самоуправления сельских общин. Война началась в июне 1524 г. в районе Верхнего Рейна, вблизи границы со Швейцарией.
Постепенно определились три основных района действий повстанцев: 1) Швабия, 2) Франкония, 3) Тюрингия и Саксония. Уже весной 1525 г. в Швабии действовало около 40 тыс. повстанцев. Они разработали свой главный программный документ — «Двенадцать статей».
К. ван Зихем. Томас Мюнцер. 1608 г.
Во Франконии были распространены «Статейное письмо», в котором провозглашалась необходимость захвата власти народом, а также «Гейльброннская программа», содержавшая требования прекратить произвол князей и сосредоточить власть в руках императора. Однако плохо организованные крестьянские отряды Швабии и Франконии были разгромлены германскими князьями, объединёнными в Швабский союз.
ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ
1525 г. Из «Двенадцати статей»
I. Во-первых, наша нижайшая просьба и желание, наша общая воля и мысль — иметь в будущем право и силу всей общиной избирать себе священника и смещать его, когда он будет вести себя недостойно...
II. Во-вторых... мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как надлежит. Потому что поскольку её надлежит давать Богу и его людям, то пусть она отойдёт священнику, поскольку он вещает правильное слово Господа...
V. В-пятых, ограничены мы также и в пользовании лесом. Потому что наши господа присвоили себе полностью все леса... Вот наша мысль: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны опять перейти в руки всей общины.
VII. В-седьмых, мы не хотим позволять господину ограничивать нас и в дальнейшем, но подобно тому, как господин даёт крестьянину землю, так последний должен владеть ею на основе соглашения господина с крестьянами. Кроме того, господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или другим службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без ограничений пользоваться землёй...
X. В-десятых, мы ограничены тем, что кое-кто присвоил себе луга, а также и пахотные земли, принадлежавшие общине. Эти земли мы хотим опять вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно...
• Каких прав добивались крестьяне?
• Какие феодальные привилегии они хотели ликвидировать?
Проповеди Т. Мюнцера оказали сильное влияние на крестьянство Тюрингии и Саксонии. Большой военный лагерь восставших крестьян Тюрингии расположился у г. Франкенгаузена. Именно здесь 15 мая 1525 г. состоялась решающая битва между восставшими и войсками германских князей. В ней участвовал и Т. Мюнцер со своим отрядом. Крестьяне были разбиты, а Т. Мюнцера схватили. После жестоких истязаний он был казнён.
Постепенно германским князьям удалось погасить огонь войны, хотя она и длилась до июня 1526 г. Во время Крестьянской войны в Германии погибли или были казнены от 70 до 100 тыс. её участников.
После поражения в Крестьянской войне положение крестьянства значительно ухудшилось, что привело к упадку сельского хозяйства и экономики всей страны.
5. От рождения протестантизма к Аугсбургскому миру
Важным событием Реформации в Германии стал созыв рейхстага в Шпейере в 1526 г. На нём было принято решение о том, что каждый курфюрст в своих владениях решает религиозные вопросы по своему усмотрению.
Л. Кранах Старший. Филипп Меланхтон. 1532 г.
• Какова роль Ф. Меланхгона в реформационном движении?
Германские князья — сторонники Реформации — сразу же начали конфискацию церковного имущества. Именно светские князья, а не Папа Римский, стали во главе церкви в своих землях.
Император Карл V не мог спокойно наблюдать за событиями в Германии. В 1529 г. на рейхстаге, вновь заседавшем в Шпейере, сторонники римской церкви во главе с Карлом V приняли решение, согласно которому в городах и княжествах, где распространилась Реформация, должно регулярно проводить католические богослужения.
В ответ на это 5 княжеств и 14 городов письменно опротестовали решение сейма. Авторы протеста утверждали, что в вопросах веры и совести невозможно подчиняться решению католического большинства рейхстага. С того времени сторонников Реформации стали называть протестантами.
В 1530 г. на рейхстаге в Аугсбурге состоялась неудачная попытка достичь согласия между католиками и протестантами путём переговоров. Главным представителем от протестантов был Филипп Меланхтон — ближайший соратник М. Лютера, автор основных положений реформированного христианства, т. е. лютеранства.
Лютеранская церковь признавала только два таинства — крещение и причастие. Церковные богослужения упростили и вели на немецком языке. Церковь отказалась от излишней пышности и стала «более дешёвой».
Однако католическому большинству рейхстага были чужды идеи лютеранства. Протестанты начали готовиться к войне с католиками и заключили в г. Шмалькальдене военно-политический оборонный союз. Положение Карла V стало критическим, ведь лютеранство приняли трое из семи курфюрстов. В 1546 г. началась так называемая Шмалькальденская война против протестантских князей.
После длительной борьбы в 1555 г. был заключён так называемый Аугсбургский религиозный мир, который утверждал равноправие лютеранства и католицизма. Он закрепил за князьями право самостоятельно определять официальную религию своих подданных, действуя по принципу «чья власть — того и вера». Это означало, что забота о спасении души стала делом князя, а не каждого мирянина, обязанного исповедовать ту же религию, что и его правитель. Несогласные с этим принципом могли переехать туда, где была узаконена близкая им по духу религия.
Протестантизм (от слова протест) — одно из трёх (вместе с католицизмом и православием) главных течений в христианстве. Оформился во время Реформации в XVI в. на основе идеологической оппозиции к римско-католической церкви.
Лютеранство — одно из направлений протестантизма, основателем которого был М. Лютер.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
Лютеранство распространилось в Украине с середины XVI в. на Волыни, Галичине, Киевщине, Подолье, Побужье. К этому течению принадлежали некоторые представители украинской шляхты. Однако в результате деятельности монашеских католических орденов, в частности иезуитов, украинские лютеранские общины практически исчезли. В настоящее время лютеранство в Украине представлено Украинской лютеранской церковью и Немецкой евангельско-лютеранской церковью.
Аугсбургский религиозный мир лишь усилил политическую раздробленность Германии и похоронил надежды на объединение Германии. Власть германских князей усилилась.
Реформация, лютеранство, протестантизм; Крестьянская война, Аугсбургский религиозный мир; 31 октября 1517, 1524-1526, 1555; Мартин Лютер, Томас Мюнцер.
1. Сравните учение М. Лютера и Т. Мюнцера, найдите общее и различное. Чем объяснить разницу в их взглядах?
2. Объясните суть решений Аугсбургского религиозного мира. Что означает принцип «чья власть — того и вера»?
3. Установите соответствие между событием и его датой.
1 31.10.1517г.
2 1555 г.
3 1524-1526 г.
А Аугсбургский религиозный мир
Б начало Реформации в Германии
В Крестьянская война в Германии
4. Назовите понятие, признаки которого указаны в определении:
• грамота о полном или частичном отпущении грехов, выдававшаяся за определённую плату — ... ;
• социальное и религиозное движение в XVI в. за реформу католической церкви, против католического учения и духовенства — ... ;
• сторонников Реформации называют ... ;
• лютеранская церковь признаёт только два таинства — ... ;
• направление протестантизма, возникшее в Германии вXVI в., — ... .
5. Внимательно прочитайте отрывок из сочинения М. Лютера «Против грабительских и разбойничьих ватаг крестьян» и подумайте, почему он осудил восстание крестьян и действия Т. Мюнцера.
• «...Крестьяне... заслуживают много раз смерти, и телесной и душевной... Но они пренебрегают покорностью и послушанием и к тому же восстают против своих господ, поэтому навлекли на свою душу и тело наказание, поступая как неверные, лживые, непокорные негодяи и воры. ...Поскольку они поднимают мятежи, грабят монастыри и замки, им не принадлежащие, то они дважды заслуживают смерти. Мятеж... подобен большому пожару, воспламеняющему и опустошающему страну...»
Подискутируйте
6. Как вы считаете, можно ли обвинить М. Лютера в ереси? Почему часть князей поддержала его и не допустила повторения истории с Яном Гусом?
Коментарі (0)