Гуманизм. Высокое Возрождение
- 26-03-2022, 01:40
- 557
8 Клас , Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 6. Гуманизм. Высокое Возрождение
1. Какую роль играла церковь в культурной жизни средневековой Европы? 2. Как возникли и развивались идеи раннего гуманизма?
1. Особенности культуры Возрождения. Примерно в середине XIV в. в Италии возникла культура эпохи Возрождения, или Ренессанса, как ее называли французы. Именно итальянские мастера возродили искусство Древних Греции и Рима, откуда и происходит название эпохи. Новое искусство возникло на основе гуманизма. Выдающимся мастерам Ренессанса была присуща разносторонность их дарований: они сочетали занятия живописью, архитектурой, философией с изучением точных наук. Творчество мастеров эпохи Возрождения заложило основу европейской культуры раннего Нового времени.
Наивысшего расцвета культура Возрождения достигла в период Высокого Возрождения (конец XV — первые десятилетия XVI в.) — «золотого века» итальянской литературы, изобразительного искусства, философии и науки. Это была эпоха титанов Возрождения, заложивших основы нового понимания мира и места человека в нем. Под влиянием Италии искусство Возрождения распространилось в странах Северной Европы. Здесь на становление новой культуры решающее влияние оказывало не античное наследие, а христианство.
Эпоха Возрождения положила начало важным изменениям в мировоззрении людей, их религиозных и политических убеждениях. Началось формирование нового типа человека, который был более духовно раскрепощен и уверен в себе, чем ранее. Новые идеи прокладывали себе путь в борьбе с официальным религиозным учением, подготавливая переворот в мировоззрении людей, произошедший в период Реформации.
Возрождение — движение в литературе, науке и искусстве второй половины XIV — XVI в., возникшее в Италии и основанное в первую очередь на возрождении античных традиций.
Гуманизм — светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоявшее духовному господству церкви в обществе. В широком понимании — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и реализацию своих способностей.
Никколо Макиавелли. Вторая половина XVI в. Художник Санти ди Тито
2. Никколо Макиавелли. Одним из самых известных теоретиков политической мысли XVI в. стал гуманист Никколо Макиавелли (1469—1527).
Споры вокруг взглядов мыслителя не прекращаются со времени появления его произведений. Одни считают Макиавелли беспринципным проходимцем, другие — жестким реалистом, не побоявшимся изобразить мир таким, каким он был на самом деле.
При жизни Макиавелли Италия была разделена на десятки мелких княжеств, чем и привлекала правителей соседних государств. Постоянные внутренние распри, вторжения чужеземных армий наводили итальянцев на размышления о том, каким должен быть правитель, способный объединить Италию и сильной рукой навести порядок в стране.
Над этим вопросом задумывался и Макиавелли. Итогом его размышлений стали несколько книг, среди которых самым известным был трактат «Государь» (1516 г.), посвященный правителю Флоренции Лоренцо Медичи. Главная мысль произведения заключается в том, что, когда правитель хочет достичь успеха, он должен отбросить моральные принципы и действовать силой и хитростью.
Макиавелли одним из первых высказал идею, что государство создается не Богом, а людьми. Поскольку интересы людей различные, а зачастую даже противоположные, талант правителя состоит в способности понимать потребности общества и учитывать психологию человека. В своем произведении мыслитель призывал правителей заботиться о поддержке народа, иначе в случае опасности у него не будет сторонников. Он понимал и то, что для того чтобы сохранить свою власть, правитель иногда должен быть решительным и безжалостным. Поэтому Макиавелли советовал тому, кто захватил власть в государстве, сразу начать с проявления жестокости, а со временем уменьшать количество насилия, и тогда народ успокоится.
Католическая церковь решительно осудила это произведение как несовместимое с христианской этикой, хотя флорентийский мыслитель лишь первым высказал то, что было политической действительностью его времени.
3. Леонардо да Винчи. Будущий великий художник Леонардо да Винчи (1452—1519) родился во Флоренции. В 14-летнем возрасте он начал учиться живописи. Однако на этом не остановился — в течение всей жизни настойчиво изучал различные науки. Наверное, нет области знаний, которой бы не интересовался Леонардо. Он увлекался математикой, анатомией, различными направлениями в технике, строил летательные аппараты и подводные лодки, в его записях можно найти описания вертолета, парашюта, автомобиля, телефона и т. п.
Леонардо да Винчи. Автопортрет
Леонардо-живописец работал очень медленно, постоянно ища что-то новое, экспериментируя. Живопись была для него средством познания мира. Он вглядывался в лица людей, стремясь понять их внутренний мир и перенести на свои картины.
В период расцвета своего таланта Леонардо создал фреску на библейскую тему «Тайная вечеря». В ее основе лежит евангельский сюжет о том, как во время вечерней трапезы перед смертной казнью Христос сказал ученикам, что один из них предаст его. Мастер сумел правдиво передать выражения лиц учеников Христа, преисполненные негодования и удивления, и охваченное ужасом лицо Иуды.
Одним из самых известных произведений Леонардо стал «Портрет Моны Лизы», жены купца дель Джокондо. Это произведение считают первым в западноевропейской живописи психологическим портретом.
Тайная вечеря (фреска в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане). 1495—1498. Художник леонардо да Винчи
Портрет Моны лизы. 1519. Художник леонардо да Винчи
Какое впечатление на вас производят творения леонардо да Винчи? Почему?
Давид. 1504. Скульптор Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама (фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане). 1512. Художник Микеланджело Буонарроти
Как в представленных творениях автор воплотил свое видение идеалов Возрождения?
Живописец сумел сосредоточить внимание зрителя не на внешней привлекательности Моны Лизы, а на ее внутреннем мире.
4. Микеланджело Буонарроти. Если Леонардо имел характер мыслителя, то Микеланджело Буонарроти (1475—1564) был вечным бунтовщиком. Он постоянно боролся против зависти, непонимания, даже против самого себя, и доказал, что человек может совершить невозможное на протяжении своей короткой жизни.
Главным персонажем произведений Микеланджело сделал человека. Ни один пейзаж не интересовал мастера — только изображение прекрасного человеческого тела. В своем величественном мраморном «Давиде» он вопреки библейскому мифу изобразил не мальчика, а цветущего юношу, преисполненного титанической силы. Эта статуя стала одновременно и символом возвращения античной красоты в искусство, и идеалом нового человека, воплощением непоколебимой воли и могущества.
Работая над росписью плафона Сикстинской капеллы, на протяжении 1508—1512 гг. Микеланджело сам расписал 600 м2 потолка на высоте 18 м сюжетами из библейских мифов. Однако его композиции далеки от традиционного религиозного содержания, они воспевают человеческое величие и красоту. Такие же силу и вдохновение вложил он в создание мраморной статуи Моисея для надгробия Папы Юлия II. В трактовке Микеланджело Моисей — это могущественный вождь, которого в те времена так не хватало раздробленной Италии.
Микеланджело был самым независимым среди всех художников итальянского Возрождения. На просьбу Папы Римского сделать его огромную статую скульптор ответил в письме: «То, что делать или не делать... позвольте решать тому, кто к этому причастен».
Микеланджело вознес искусство скульптуры на новый уровень. Однажды, рассматривая античную статую, он сказал, что ее автор «знал больше, чем сама природа». Эти слова можно отнести и к самому Микеланджело.
5. Рафаэль Санти и Тициан Вечеллио. Рафаэля Санти (1483—1520) называли светлым гением итальянского Возрождения, который смог объединить дух античности и дух христианства. За свою короткую жизнь Рафаэль сумел сделать очень много. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра в Риме, покрыл фресками стены многих залов папского дворца в Ватикане, создал замечательные портреты своих современников. В его работах воспроизведены тончайшие оттенки человеческих чувств, духовная и физическая красота персонажей. Новый идеал человека он утверждал прежде всего в портретах и многочисленных изображениях мадонн.
Афинская школа. 1511. Художник Рафаэль Санти
Сикстинская мадонна. 1513. Художник Рафаэль Санти
Какие особенности творчества Рафаэля, по вашему мнению, отображены в этих картинах?
Вершиной творчества Рафаэля считают созданную в 1513 г. «Сикстинскую мадонну». Интересна композиция картины: открывается занавес, и мы видим женщину, держащую ребенка; женщина одновременно и отдает свое дитя, и хочет удержать его. В ее взгляде — печаль, тревога за судьбу ребенка, которым она жертвует во имя спасения человечества. Перед нами не просто мадонна, а женщина, мать, страдающая, как и каждый человек. Главная идея творчества Рафаэля — создание обобщенного образа идеального человека.
Тициан Вечеллио (1477—1576) был известным итальянским художником венецианской школы. В своем творчестве он много внимания уделял библейским сюжетам («Христос и Магдалена», «Положение во гроб»). Образы Тициана преисполнены внутреннего покоя, красоты, излучают внутренний свет.
Непревзойденных высот достиг мастер в искусстве портрета. Ему удавалось воссоздавать разные, иногда противоречивые черты характера героев: величие, скупость, подозрительность, лицемерие, хитрость и т. п. Художник открывал в своих героях то, что они старались утаить, и находил неповторимые, едва заметные средства, чтобы это передать. Его портретам всегда была присуща интересная особенность — доминирующий цвет, который повторялся в оттенках. Самые известные среди портретов Тициана — «Ипполито Медичи», «Карл V».
Аллегория времени. 1570. Художник Тициан Вечеллио
Объясните идею, положенную в основу этого произведения Тицианом.
Юдифь с головой Олоферна. 1530. Художник Лукас Кранах Старший
6. Северное Возрождение. Северным Возрождением называют культуру Ренессанса, которая распространялась в XV—XVI вв. в странах, расположенных к северу от Италии: Германии, Нидерландах, Франции и Англии. Культура Возрождения в этих странах была не так распространена, как в Италии. Однако и здесь встречались мастера мирового уровня.
Генрих VIII. 1538. Художник Ганс Гольбейн Младший
Триумф смерти. 1565. Художник Питер Брейгель Старший
Северное Возрождение, в отличие от итальянского, черпало вдохновение не только в античности, но также в готике и трудах средневековых богословов.
В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи.
Уже во второй половине XV в. достигает расцвета искусство Нидерландов, а конец XV — первая половина XVI в. — это «золотой век» немецкой живописи. Среди лучших мастеров следует назвать имена Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553), автора известного портрета М. Лютера (см. с. 64), и Ганса Гольбейна Младшего (1497(1498)— 1543), который был придворным живописцем английских королей и достиг вершин мастерства в создании портретов.
Слепые (Притча о слепых). 1568. Художник Питер Брейгель Старший
Объсните, как вы поняли идею произведения.
Альбрехт Дюрер. 1498. Автопортрет
Рыцарь, смерть и дьявол. 1513. Художник Альбрехт Дюрер
Выдающимися произведениями Северного Возрождения являются картины Питера Брейгеля Старшего (1525(1530)— 1569). На них прекрасное существует рядом с безобразным, радость — с трагедией. Его картины отражают реалии своей эпохи. Их названия говорят сами за себя: «Триумф смерти», «Танец под виселицей», «Слепые», «Калеки». Своими произведениями он, как и другие мастера Северного Возрождения, стремился показать обратную сторону жизни тех времен — неуверенность в будущем, страх перемен.
Центральное место в немецком искусстве XVI в. занимает Альбрехт Дюрер (1471—1528). В его творчестве нашли отображение драматические события истории Германии того времени.
Дюрер отличался характерным для мастеров Возрождения разнообразием вкусов: он интересовался анатомией, математикой, инженерным делом, живописью и изготовлением гравюр.
Дюрер написал много портретов известных современников. Особого мастерства он достиг в искусстве гравюры, создав более 200 картин. Используя известные библейские сюжеты, художник вкладывал в них новое содержание.
Широко известна серия его гравюр «Апокалипсис», где под видом Древнего Вавилона, который накликал на себя Божью кару, художник изобразил папский Рим. Дюрер благосклонно относился к Реформации.
Эразм Роттердамский. 1523. Художник Ганс Гольбейн Младший
7. Эразм роттердамский. Выдающимся представителем Северного Возрождения был ученый-гуманист Эразм Роттердамский (1466(1469)—1536). Закончив в 1499 г. обучение на теологическом факультете Парижского университета, он занял ведущее место в европейском научном мире как выдающийся словесник, писатель и мыслитель.
В произведениях Эразма Роттердамского изложены основы его гуманистического учения. Так, он рассматривал христианство как высший этап морального развития человечества, подготовленный предшествующим периодом развития античной культуры и науки. Именно античность, по его мнению, определила важное значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе морального самосовершенствования.
В своих сатирах «Похвала глупости», «Разговоры запросто» Эразм Роттердамский разоблачал формализм, догматизм и отсутствие любой разумной основы — «глупость» во всех сферах жизни — политической, церковной, культурной. Наиболее резко он критиковал церковных богословов. Учение мыслителя способствовало распространению в Европе реформационных идей, хотя он сам был решительным противником Реформации.
Отрывок из «похвалы глупости» Эразма роттердамского
...А верховные первосвященники, занимающие место самого Христа? Если бы они, в свою очередь, попробовали подражать его жизни, а именно бедности, трудам, учительству, страданию, презрению к жизни, а также задумались о значении своего титула «папы», т. е. отца и святейшества, чья участь оказалась бы печальнее? И кто бы стал ценой своего благосостояния добиваться этого места? Кто, купив его, стал бы отстаивать его мечом, ядом и любым насилием? Скольких бы выгод лишился папский престол, если бы на него вступила мудрость? Что бы произошло со всеми этими богатствами, со всеми этими победами, со всеми этими надеждами, разрешениями и нарушениями церковных запретов, поборами, индульгенциями, лошадьми, мулами, телохранителями, что осталось бы, говорю я, от всех этих соблазнов?.. Как изображает Эразм Роттердамский образ жизни римских пап?
Выводы
Выдающиеся мастера итальянского Высокого Возрождения своим творчеством способствовали распространению в европейском обществе новых идеалов, новых взглядов на человека и его место в окружающем мире.
Северному Возрождению было присуще обращение к проблемам, волновавшим человека того времени, условиям его повседневной жизни, неуверенности в настоящем.
Вопросы и задания
1. Что такое Возрождение? 2. Назовите хронологические рамки эпохи Высокого Возрождения. 3. Какие произведения живописи леонардо да Винчи вы знаете? 4. Назовите живописца, создавшего «Сикстинскую Мадонну». 5. Каких мастеров Северного Возрождения вы знаете? 6. Кто создал серию гравюр «Апокалипсис»?
7. Охарактеризуйте особенности культуры Возрождения. 8. Чем прославился Эразм Роттердамский? 9. В чем суть новых взглядов на государство и общество, сформулированных Н. Макиавелли? 10. Определите общие и отличительные особенности творчества титанов итальянского Высокого Возрождения. 11. Охарактеризуйте творчество художников Северного Возрождения.
12. Составьте в тетради таблицу «Титаны итальянского Высокого Возрождения».
13. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из художников эпохи Возрождения или о его произведении.
Коментарі (0)