Войти
Закрыть

Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского. Практическое занятие

8 Клас , Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко

 

§9. Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского. Практическое занятие

Каким были европейское общество и католическая церковь в период Возрождения, накануне Реформации? Об этом убедительно рассказывает современник и очевидец, выдающийся мыслитель Эразм Роттердамский. Объединившись в группы, мы познакомимся с европейским обществом того времени с точки зрения... «Глупости».

Рис. 1. Эразм Роттердамский. Художник Ганс Гольбейн (Младший). XVI в.

1. «Князь гуманистов».

«Князь гуманистов» — именно так называли известного богослова и филолога Дезидерия Эразма, к имени которого по месту рождения было добавлено Роттердамский (1466—1536) (рис. 1). Нелегкая судьба Эразма помогла ему познать жизнь европейских стран и католической церкви со всех сторон. Он рано осиротел и несколько лет провел в августинском монастыре, стал священником. Эразм изучал богословие в Париже, служил секретарем у епископа французского города Камбре. Он много путешествовал, жил и работал в Нидерландах, Италии, Германии, Швейцарии, читал лекции в Оксфордском университете. В Англии познакомился и сдружился с гуманистом Томасом Мором.

Эразм Роттердамский в совершенстве владел древнегреческим и латинским языками. Однако в историю Европы он вошел именно как величайший гуманист эпохи Ренессанса. Эразм не поддерживал идеи Реформации и был активным противником Лютера. При этом он резко критиковал католическую церковь, считая, что Вселенскую церковь и папскую власть можно исправить.

Для этого необходимо вернуться к истокам христианского вероучения.

Эразм Роттердамский — выдающийся гуманист Северного Возрождения, борец за чистоту католической церкви.

2. «Похвала Глупости».

Эразм Роттердамский создал много трудов по богословию, филологии, педагогике. Однако наибольшую популярность получило произведение, написанное «в дороге». В 1509 г., путешествуя из Италии в Англию, Эразм написал сатирический памфлет «Похвальное слово Глупости» («Похвала Глупости») и посвятил его своему другу Т. Мору (рис. 2). В своем небольшом шуточном сочинении Эразм едко высмеял человеческие пороки. Еще до начала Реформации он выступил с критикой современного европейского общества, феодальных сословий и католической церкви. «Похвала Глупости» вошла в историю мировой литературы, гуманизма и Возрождения. Только при жизни автора ее переиздавали десятки раз. Сейчас это произведение переведено на все европейские языки.

♦ Рис. 2. Страница из «Похвального слова Глупости» с рисунком Ганса Гольбейна (Младшего). 1515 г.

В своем сочинении Эразм Роттердамский утверждал, что миром правит богиня Глупость. Только этим можно объяснить господствующую в мире несправедливость, жестокость и безразличие правителей к людям, невежество и жадность духовенства, нищету народа.

Почему «Похвала»? Так ведь Глупость хвалит себя сама, что неразумно. Во время своего выступления перед публикой богиня Глупость характеризует те слои населения Европы, которые ей поклоняются.

Кого Эразм Роттердамский считал главными «почитателями» Глупости?

ИЗ «ПОХВАЛЫ ГЛУПОСТИ» ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

Короли и вельможи

А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, ворами, убийцами, глупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными отбросами общества, но отнюдь не просвещенными философами.

Кто взял в свои руки кормило правления, тот обязан помышлять лишь об общественных, а отнюдь не о частных своих делах, не отступать ни на вершок от законов, следить постоянно за неподкупностью должностных лиц и судей... Пороки простых людей губительны для немногих, но государь поставлен так высоко, что если он позволит себе хотя бы малейшее уклонение от путей чести, то бесчестие тотчас же, словно чума, распространяется среди его подданных.

♦ Рис. 3. Княжеский замок-дворец в Мекленбурге (Германия). Современный вид.

...Государи возлагают все заботы на богов, а сами живут в довольстве и веселии и допускают к себе только тех людей, которые привыкли говорить лишь приятные вещи. Они уверены, что честно исполняют свой монарший долг, если усердно охотятся, разводят породистых жеребцов, продают должности и чины и каждый день измышляют новые способы набивать свою казну...

Теперь вообразите себе человека, невежественного в законах... преследующего единственно свои личные выгоды... ненавистника учености, ненавистника истины и свободы, менее всего помышляющего о процветании государства, но все меряющего меркой собственных доходов и интересов. Наденьте на такого человека золотую цепь, возложите ему на голову корону, усыпанную дорогими каменьями, вручите ему скипетр, символ правосудия, знаменующий возвышенную любовь к отечеству.

А что сказать о придворных вельможах? Они украшают себя золотом, дорогими каменьями, пурпуром и другими внешними знаками, а доблесть и мудрость они целиком уступают другим людям. Для счастья им хватает того, что они могут называть короля своим господином, свидетельствовать ему свое почтение...

Спят они до полудня; наемный поп стоит наготове возле постели и, лишь только господин проснется, тотчас же наспех пробормочет молитву. Сразу после завтрака подают обед. Потом игры в кости, бирюльки, скоморохи, забавы и потехи... Затем наступает время ужина, за которым следует пьяный банкет. Таким образом, без малейший скуки проходят часы, дни, месяцы, годы, века.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Кто был заинтересован в войнах, которые постоянно вели между собой европейские государи? 2. Почему Эразм Роттердамский считал, что грехи простых людей менее опасны для общества, чем грехи правителей? 3. Как Глупость характеризует государственную деятельность немецких правителей и придворных вельмож? 4. Используя отрывок из текста произведения, составьте «портрет» немецкого короля. 5. Как Глупость описывает распорядок дня придворного вельможи? 6*. Как вы считаете, почему Глупость в своей речи не упоминает императора Священной Римской империи? 7*. По итогам обсуждения сделайте вывод о том, что должен сделать честный правитель, чтобы его страна покинула царство Глупости.

♦ Рис. 4. Монахи на городской улице. В начале XVI в. число монахов в европейских странах превышало допустимые пределы. Разгон монастырей был неминуем.

Богословы и монахи

Богословы толкуют и объясняют тайны жизни и вероучения: им известно, по какому плану создан и устроен мир... Они ищут ответ на другие, воистину достойные вопросы: может ли Бог превратиться в женщину, дьявола, осла, тыкву или камень? А если бы он действительно превратился в тыкву, могла ли эта тыква проповедовать, творить чудеса, принять крестную муку? Что случилось бы, если бы Святой Петр отслужил обедню в то время, когда тело Христово висело на кресте? Можно ли сказать, что Христос еще оставался тогда человеком?

...Профессора наши донельзя собой довольны. Пустословя в университетах, мнят они, будто размышлениями своими поддерживают готовую рухнуть Вселенскую церковь.

К богословам по благополучию своему всего ближе благочестивые монахи-пустынножители, хотя это прозвище нисколько им не пристало. Большинство из них далеко от всякого благочестия. Именно «пустынножители» чаще, чем кто-либо, встречаются вам во всех модных местах (рис. 4).

...Простые люди их ненавидят, и даже случайная встреча с монахом считается плохой приметой. Между тем монахи полностью собой довольны. Во-первых, они уверены, что высшее благочестие состоит в строжайшем воздержании от всех наук и лучше всего вовсе не знать грамоты. Поэтому, читая в церквях ослиными голосами непонятные им псалмы, они убеждены, что услаждают святых. Иные из них бахвалятся своим неряшеством и попрошайничеством. Требуя милостыню, они поднимают страшный шум, назойливо толпятся в постоялых дворах, заполняют повозки и корабли — к немалому ущербу для прочих нищих. Своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственному желанию, уподобляются апостолам (рис. 5).

♦ Рис. 5. Торговля индульгенциями. Сатирическая гравюра XVI в.

«Христианское смирение»

Вскоре после первой публикации «Похвального слова Глупости» монахи начали преследование Эразма Роттердамского. По прошествии времени его книга была включена в «Индекс запрещенных книг». Переводчик «Похвалы» на французский язык закончил свою жизнь на костре.

Однако всего усерднее пекутся они о том, чтобы не быть похожими друг на друга. Не в том, чтобы возможно больше уподобиться Христу, их цель, а в том, чтобы сильнее отличаться от монахов других орденов. Немалую утеху находят они также и в своих названиях: «бенедиктинцы», «бернардинцы», «августинцы»... как будто недостаточно называться просто христианами.

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли считать, что богословы того времени действительно изучали и толковали «слово и закон Божий»? 2. Как связаны с реальной жизнью и вероисповеданием проблемы, обсуждаемые богословами? 3. Какую роль отводили себе богословы в жизни католической церкви? 4. Как Глупость оценивает значение монахов-пустынножителей в жизни людей и церкви? 5. Могли ли странствующие монахи и монахи-пустынножители исправить характер простых верующих, наставить их «на путь истинный»? 6*. Можно ли утверждать, что Эразм Роттердамский, прикрываясь «Глупостью», считал монахов «лишними людьми» в католической церкви?

♦ Рис. 6. Папа Римский времен Реформации. Карикатура XVI в.

Кардиналы, епископы, папы

Папы, кардиналы и епископы не только соперничают с государями в пышности, но иногда и превосходят их. Они заботятся только о себе, возлагая заботу о прихожанах либо на самого Христа, либо на странствующих монахов... И не вспомнит никто, что само слово «епископ» означает труд, заботу и прилежание.

А верховные первосвященники, которые заступают место самого Христа? Если бы они попробовали подражать его жизни, а именно бедности, труду, учительству, крестной смерти, презрению к жизни... Кто стал бы добиваться этого места любой ценой или, однажды добившись, решился бы отстаивать его посредством меча, яда и насилия? Что осталось бы тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей, сборов, индульгенций, коней, мулов, телохранителей, наслаждений?

Их место заняли бы бдения, посты, слезы, проповеди, молитвенное собрание, ученые занятия, покаянные вздохи и тысяча других таких же горестных тягот.

Папа-воин

Более трех лет Эразм прожил в Италии. Однажды он стал свидетелем того, как Папа Римский Юлий II в доспехах в сопровождении кардиналов величественно въехал в город после очередной победы над своим неприятелем. Для этого «торжественного события» специально пробили брешь в стене. Так христианский первосвященник подражал римским императорам-язычникам, что не пристало особе в сане наместника Христа. Это зрелище вызвало у Эразма скорбь и отвращение.

Не следует также забывать об участи многочисленных чиновников, переписчиков, нотариусов, адвокатов, секретарей, погонщиков мулов, конюших, банкиров, менял... Вообще вся эта толпа, которая «украшает» римский престол, была бы обречена на голод.

Вопросы для обсуждения

1. Что общего нашла Глупость между правителями, придворными вельможами, кардиналами и епископами? 2. Каким должна быть жизнь римского первосвященника, с точки зрения Эразма? 3. Что высмеивает Глупость в деятельности римских пап?

«Похвальное слово Глупости» пользовалось огромным успехом у современников. Написанное на латыни произведение стало настольной книгой европейских интеллектуалов, гуманистов, сторонников и противников Реформации. До нашего времени сохранились десять томов научно-литературного наследия Эразма Роттердамского, но только «Похвальное слово Глупости» и сегодня остается самым популярным произведением великого гуманиста.

Вопросы и задания

1. В начале XVIII в. произведение Эразма Роттердамского очередной раз было опубликовано во Франции под названием «"Похвальное слово Глупости" — произведение, которое правдиво представляет, как человек из-за глупости потерял свой облик, и в приятной форме показывает, как вновь обрести здравый смысл и разум». Согласны ли вы с подобным названием? Свое мнение обоснуйте. 2. Объясните, почему в Европе стала популярна поговорка «Кто плохо говорит об Эразме — тот или монах, или осел». 3*. Какие гуманистические идеи прославляет Эразм Роттердамский в «Похвальном слове Глупости»?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація