Войти
Закрыть

Международные отношения: на полях сражений и во дворцах монархов

8 Клас , Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко

 

§ 17. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ И ВО ДВОРЦАХ МОНАРХОВ

Образуйте логические сочетания из слов: Англия, Карл V, революция, Республика Соединенных Провинций, Елизавета I, Испания, Вильгельм Оранский, кортесы.

1. Характер международных отношений. К началу XVI в. политическая ситуация в Европе заметно изменилась. В то время, когда Германия и Италия оставались раздробленными, Франция, Испания и Англия превратились в сильные централизованные государства, в пределах которых складывались современные нации. Здесь усиление монархии сопровождалось использованием новых подходов к внешней политике. Правители централизованных государств уже не ограничивались отношениями с отдельными, преимущественно соседними, странами, а распространяли свою внешнеполитическую деятельность на всю Европу. Главным для них становится принцип «государственного интереса» - создание для собственной страны наиболее благоприятных условий в отношениях с другими государствами. Если этой цели не удавалось достичь мирным путем, в ход шло оружие.

Масштабы военных столкновений выросли: страны противопоставляли друг другу армии из десятков, а с XVII в. - из сотен тысяч воинов. Их содержание требовало огромных средств и тяжелым бременем ложилось на плечи налогоплательщиков. Именно тогда деньги начали называть «нервом войны».

Новой чертой международных отношений стало влияние на них религиозного фактора. После Реформации население Европы раскололось на католиков и протестантов. Стремление помочь единоверцам втягивало страны в межгосударственные конфликты. Воинственный католицизм составлял стержень внешней политики Испании, главным противником которого выступала протестантская Англия, а со временем, после освобождения от испанского гнета, - Республика Соединенных Провинций. В таких условиях достаточно было малейшего повода, чтобы рядовое недоразумение переросло в международный конфликт.

Появление в международных отношениях новых черт вовсе не означало полного исчезновения старых обычаев. Как и раньше, продолжал действовать средневековый принцип династических браков и наследований. В результате периодически перекраивалась карта Европы. Иногда это вело к возникновению таких гигантских образований, как многонациональная империя Карла V. Отдельные страны, включенные в ее состав, нередко имели противоположные интересы, что лишало державу Габсбургов внутреннего единства. Как и раньше, на внешнюю политику каждой страны влияли личные симпатии или антипатии ее монарха.

2. Система политического равновесия. В начале XVI в. наиболее могущественными государствами Западной Европы были Испания, Священная Римская империя (в 1519 г. они объединились под властью Карла V) и Франция. Владения Габсбургов почти со всех сторон окружали Францию, поэтому между двумя странами неоднократно возникали споры из-за приграничных территорий. Их интересы сталкивались также в Италии, где франко-испанский конфликт вылился в затяжные Итальянские войны (1494-1559). Богатая, но раздробленная Италия не смогла дать должный отпор завоевателям и превратилась для них в желанную добычу. Военные действия велись с переменным успехом, однако окончательная победа осталась за Испанией, после чего итальянские государства надолго попали под ее влияние. Сразу после окончания Итальянских войн Франция оказалась втянутой в религиозные войны и надолго отошла от активной внешней политики. Главным врагом Испании стала Англия. С приходом к власти Тюдоров она получила возможность влиять на ход европейских конфликтов и в 1588 г. нанесла тяжелое поражение Филиппу II.

В таких условиях важно было не допустить преобладания какой-либо из великих держав. Когда одна из них начинала стремительно усиливаться, другие немедленно заключали между собой союзы для сдерживания опасного соперника. К ним обычно присоединялись также менее значительные страны-соседи, и все вместе они создавали противовес претенденту на главенство. Это явление получило название «система политического равновесия».

Активным ее участником стала Османская империя. Захватив почти весь Балканский полуостров, турки сломали героическое сопротивление Венгрии и в конце XVI в. развернули наступление на австрийские владения Габсбургов. Вскоре они начали продвигаться и в украинские земли, входившие в состав Речи Посполитой. На давление со стороны Османской империи запорожские казаки ответили военными походами в турецкие владения.

Вспомните! Назовите самые известные эпизоды противостояния турок и запорожских казаков.

Возник острый польско-турецкий конфликт, уладить который удалось благодаря вмешательству английской королевы Елизаветы. Именно тогда между Англией и украинскими землями установились первые политические контакты.

Постоянная угроза со стороны могущественной Османской империи существенно влияла на международные отношения. В европейских странах усилилось стремление забыть о религиозных противоречиях и объединить весь христианский мир - католиков, протестантов и православных - против грозного врага. С этой целью неоднократно велись переговоры о подготовке общего крестового похода против турок. Одновременно некоторые правители выдвигали на первый план не соображения общеевропейской безопасности, а собственную политику «государственного интереса». Стремясь поддерживать в Европе политическое равновесие, они вступали в союз с турками. Особую активность проявляла Франция, надеясь таким способом ослабить Габсбургов.

3. Рождение постоянной дипломатии. Усложнение взаимоотношений между европейскими государствами сопровождалось изменениями в дипломатической деятельности. Раньше каждое посольство отряжалось с конкретным поручением и сразу после его выполнения прекращало свое существование. В XVI в. такая временная форма дипломатичних связей была уже недостаточной. Возникла потребность в создании постоянных дипломатических представительств в других странах. Их содержание требовало немалых средств, поэтому не все государства могли себе это позволить, но постепенно система постоянного представительства получила общее распространение.

В то время посла не случайно называли «почетным шпионом»: в стране пребывания он собирал полезную для своего государства информацию. Регулярно, иногда даже дважды в день, он отправлял на родину длинные отчеты. Правительство получало от послов сообщение о состоянии войск, финансовых возможностях, событиях внутренней жизни других стран. Все это позволяло удачно подбирать союзников, успешно использовать слабости противников, своевременно вносить необходимые изменения во внешнеполитический курс. Иногда после поражения в войне дипломаты буквально спасали своего монарха от унизительного договора.

Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533 г.

Дипломатия становится настоящим искусством. Складывается определенный порядок приема послов и оказания им необходимых почестей - дипломатический церемониал. При его выполнении учитывалось значение каждого государства. Торжественный и помпезный прием означал уважение к стране, представленной послом; сдержанный и холодный - пренебрежение или неприкрытое недовольство ее политикой.

Из какой страны, по вашему мнению, прибыли послы?

Витторе Карпаччо. Возвращение послов. 1493-1495 гг.

Возникновение постоянной дипломатии вызвало появление специальных трактатов, посвященных правам и обязанностям посла, правилам его поведения. Общепризнанным стал принцип посольской неприкосновенности. Важными достижениями отмечено развитие международного права. Получили научное обоснование нормы взаимоотношений между государствами во время войны и мира, правила пользования морями, понятия о ненарушении международного договора.

4. Общеевропейский конфликт: Тридцатилетняя война. В начале XVII в. началась война, которая, то затихая, то разгораясь с новой силой, полыхала в Европе целых 30 лет - с 1618 по 1648 г. Эта первая общеевропейская война вошла в историю под названием Тридцатилетняя. Она вызревала долго и была вызвана обострением политических противоречий и религиозной розни.

Пражская дефенестрация. Гравюра. XVII в.

Еще с середины XVI в. в Германии по мере разворачивания Контрреформации усилилось давление католиков на протестантов. На помощь католикам пришли Папа Римский и Габсбурги - немецкий император и испанский король. Их противников поддерживали протестантская Англия, Республика Соединенных Провинций, Дания, Швеция, а также католическая Франция - из желания не допустить усиление Габсбургов. В начале XVII в. взаимных обид и претензий накопилось так много, что единственным способом разрешения противоречий казалась война.

Поводом к ней послужило восстание в Праге, где 23 мая 1618 г. вооруженные защитники чешской независимости разогнали правительство, состоявшее из сторонников Габсбургов. В ответ большая католическая армия выступила против повстанцев и в 1620 г. разгромила их в битве возле Белой Горы. По Чехии прокатилась волна массовых изгнаний протестантов и жестоких расправ над бунтовщиками. Затем война переместилась на территорию Германии, где католики продолжали побеждать. Это создало условия для установления господства Габсбургов на Балтике и вызвало обеспокоенность у протестантских правителей Северной Европы. Военные действия против Габсбургов начала Дания.

1627 г. Из донесения французского дипломата Фанкана о международном положении в Европе

Габсбурги найдут средства создать и экипировать флот, чтобы держать в узде север, тревожить юг; у них найдутся силы не только для того, чтобы препятствовать торговле датчан, англичан и французов, но и для того, чтобы захватить то, что им не принадлежит, и вернуть то, что они потеряли. Вот почему они держатся так упрямо и с таким воодушевлением атакуют всеми своими силами короля Дании, города Нижней Саксонии, большую часть которых они уже заняли.

Вся Германия, если она будет подчинена Габсбургам, поможет им подняться и станет для них крепким пьедесталом для того, чтобы соорудить на нем монархию и возвыситься над всем христианским миром.

Вопросы к документу. 1. Охарактеризуйте отношение французского посла к Габсбургам. 2. Как французское правительство могло отреагировать на такое сообщение?

Какую роль сыграли изображенные исторические персоны в Тридцатилетней войне? Из чего следует, что они имеют отношение к военным событиям?

Антонис ван Дейк. Альбрехт Валленштейн

Антонис ван Дейк. Густав ІІ Адольф

Чтобы противостоять протестантам, императору Фердинанду II нужна была собственная армия. Ее предложил создать чешский дворянин Альбрехт Валленштейн - бесстрашный воин и талантливый полководец. Он набрал стотысячное войско, существовавшее за счет взимания средств с местного населения, и нанес датчанам несколько сокрушительных поражений. Дело протестантов казалось проигранным, но тут в войну вступила Швеция.

В 1630 г. войско под командованием выдающегося полководца короля Густава II Адольфа начало свое наступление. В отличие от солдат других стран, дисциплинированные шведы не грабили мирное население и демонстрировали высокий боевой дух. Победным маршем они прошли всю Германию и в 1632 г. столкнулись с католиками в решающей битве возле городка Лютцен неподалеку от Лейпцига. Под ударами доблестных шведов Валленштейн отступил, но в разгаре боя погиб Густав II Адольф. Протестанты потеряли своего лучшего полководца, однако ненадолго пережил грозного противника и Валленштейн. Непомерное честолюбие толкало его к овладению чешской короной, ради чего Валленштейн вступил в переговоры со шведами. Обвиненный в государственной измене, он был убит по тайному приказу императора.

Последней в войну включилась Франция, которая раньше вела закулисную игру и поддерживала протестантов только деньгами. Вместе со Швецией она провела ряд успешных операций. Положение протестантов постепенно улучшилось, однако в целом война протекала вяло. Силы стран-участниц были подорваны, земли Германии, Австрии и Чехии разорены, а их население сократилось в несколько раз. В Европе все громче звучали призывы к миру.

Осада Магдебурга. Гравюра XVII в.

Мирный конгресс проходил в немецкой Вестфалии и длился около семи лет. Наконец в 1648 г. удалось подписать договор, который подвел итоги Тридцатилетней войны, - Вестфальский мир. Он закрепил новое соотношение сил в Европе: господство Испании и империи ушло в прошлое, усилились Швеция и Франция. По условиям договора Швеция получила ряд территорий в Северной Германии, что позволило ей занять господствующие позиции на Балтике. Франция завладела большей частью Эльзаса и Лотарингии и превратилась в самое могущественное в Европе государство. Европейские страны признали независимость Голландии и Швейцарии.

Герард Терборх. Заключение мира в Мюнстере

Самые большие потери в войне понесла Германия: часть ее земель обезлюдела и буквально лежала в руине. Вестфальский мир окончательно закрепил самостоятельность отдельных немецких княжеств, то есть политическую раздробленность страны. Соотношение сил по Вестфальскому миру определило ситуацию в Европе на последующие десятилетия. Изнурительная война забрала множество человеческих жизней, принесла горе и разорение целым народам. Ее главным уроком стало понимание того, что религиозные противоречия невозможно разрешить вооруженным путем.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что изменилось в характере международных отношений по сравнению со Средневековьем? Какие новые и старые черты они в себе соединили?

2. Почему европейские страны стремились поддерживать «систему политического равновесия»? Как им удавалось это делать?

3. Как на политическую ситуацию в Европе влияла Османская империя?

4. Чем были вызваны и в чем заключались изменения в организации дипломатической службы?

5. Почему итогом Тридцатилетней войны стало новое соотношение сил в Европе?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1. На карте покажите страны, вовлеченные в Тридцатилетнюю войну.

2. На контурной карте раскрасьте территории государств в соответствии с коалициями, к которым они принадлежали.

3. Попробуйте определить основные этапы Тридцатилетней войны и обозначьте их на ленте времени.

ТВОРЧЕСКИ ПОРАБОТАЙТЕ

Поразмышляйте, почему в XVI в. дипломата называли «почетным шпионом».

ЗАПОМНИТЕ ДАТЫ

1618—1648 — Тридцатилетняя война

1648 — подписание Вестфальского мира

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація