Войти
Закрыть

Место второй части Нового времени во всемирной истории

9 Клас , Всемирная история 9 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 1. Место второй части Нового времени во всемирной истории

1. Какие периоды всемирной истории вы изучали в прошлом году? Укажите их хронологические рамки. 2 Назовите события всемирной истории конца XV — XVIII в., которые вы считаете самыми важными. Объясните свой выбор. 3. Какие основные изменения произошли в мире в этот период? 4. Покажите на карте страны, где происходили события, которые вы изучали в прошлом году.

1. Место второй части Нового времени во всемирной истории. В этом учебном году вы продолжите знакомиться с событиями Новой истории, или истории Нового времени. В прошлом году вы изучали события конца XV — конца XVIII в. Сейчас вам предстоит узнать, что происходило в мире в конце XVIII — начале XX в. Как видите, предметом нашего изучения станет XIX век, поэтому некоторые исследователи называют этот период Нового времени «долгим» XIX веком.

Во второй части Нового времени, ставшей эпохой модернизации, произошло немало важных изменений в жизни людей. Так, в странах Западной Европы и Америки, называемых Западом, сформировалось индустриальное общество. Его появление обусловило качественные изменения в различных сферах жизни людей.

В это время в мире происходили процессы общественной модернизации. В целом исследователи различают несколько ее типов. Так, по форме она бывает мирной, эволюционной — в виде реформ, осуществляемых властями, и немирной, революционной — коренное насильственное разрушение того, что мешает развитию общества. По содержанию общественная модернизация может осуществляться в соответствии с требованиями времени или же с целью догнать другие страны, преодолеть отставание от них.

Периоды всемирной истории

2. Экономическая жизнь индустриального общества. В странах Запада начало становления индустриального общества было связано с развертыванием промышленной революции, которая постепенно распространялась по Европе с запада на восток начиная с Великобритании.

Новое промышленное производство развивалось на основе свободной конкуренции, когда производители товаров вели борьбу между собой за лучшие условия производства и сбыта товаров. Свободная конкуренция была движущей силой экономического развития и в то же время порождала его нестабильность.

В период кризиса предприятия разорялись, а сотни тысяч наемных рабочих оставались без работы. Это вызывало многочисленные социальные протесты и толкало мыслящих людей на поиски путей усовершенствования существующей экономической системы. Процесс становления индустриального общества был связан со структурными изменениями в экономике: если раньше ее основу составляло сельское хозяйство, то теперь на первое место вышла промышленность. В сельском хозяйстве Великобритании и северных штатов США, а вскоре и в других странах стали применять сельскохозяйственные машины.

Развивалась торговля, где важное место заняли сравнительно дешевые фабрично-заводские товары, рассчитанные на массового потребителя. В мировой торговле наблюдалось разделение ее участников на ведущие индустриальные страны Запада, которые производили фабрично-заводскую продукцию и потребляли дешевое сырье, и страны, ставшие рынками сбыта этих товаров и поставщиками сырья. К последним относились страны Востока и Латинской Америки. Однако и в странах Запада темпы экономического развития существенно отличались.

Модернизация — изменения в обществе, связанные с необходимостью преобразования всех сфер жизни в соответствии с требованиями времени.

Индустриальное общество («индустрия» — синоним слова «промышленность») — общество, в котором завершился процесс создания крупной, технически развитой промышленности как основы и ведущего сектора экономики и соответствующих социальных структур.

3. Изменения в политической и социальной жизни. Значительное влияние на политическую жизнь стран Запада во второй части Новой истории оказала Великая французская революция конца XVIII в., провозгласившая идеи свободы, равенства и братства. В странах Запада постепенно утверждались основы правового государства, которые базировались на принципах верховенства закона, политических свободах и свободе предпринимательства. Происходило становление основ демократии с выборностью органов власти, всеобщим избирательным правом, разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. В ведущих странах мира постепенно формировались основы гражданского равноправия и парламентской демократии.

Пароход «Принцесса» (США). 1859 г.

Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Открытка 1830 г.

Какую информацию об изменениях в развитии ведущих стран мира в XIX в. можно получить на основе иллюстраций?

Гражданское равноправие — важнейший принцип демократии, согласно которому все граждане имеют равные права. Парламентская демократия — форма осуществления народовластия, при которой главным центром законодательной деятельности в стране является парламент.

Основными формами государства в странах Западной Европы и Америки стали республики (парламентские или президентские) и монархии (парламентские или конституционные). Процесс политического развития стран происходил либо путем реформ, либо путем революций.

Важную роль в политической жизни государств стали играть политические партии. Это были добровольные объединения сторонников общественных идеалов, которые стремились получить власть законным путем, то есть путем выборов, и реализовать свои программы. Идейные основы политических партий базировались на существовавших в XIX в. направлениях общественно-политической мысли, основными из которых были:

консерватизм — совокупность идейно-политических течений, сторонники которых опирались на традиции в общественном развитии, выступали за сохранение доминирующей роли государства и церкви в жизни общества, отрицали революции и радикальные реформы;

либерализм — идейно-политическое течение, объединявшее сторонников парламентского устройства, свободы частного предпринимательства и демократизации общественной жизни. Либералы выступали за изменения в обществе исключительно законным путем посредством реформ, отвергая революции как средство решения социальных противоречий;

радикализм — идейно-политическое течение, сторонники которого выступали за осуществление решительных и глубоких преобразований

в политической и социально-экономической жизни. Несмотря на разнообразие радикальных направлений (анархизм, социализм, коммунизм и др.), их объединяло негативное отношение как к старому — сословному — устройству, так и к новому — буржуазному; национализм — идейно-политическое течение, возникшее в XIX в. и объединявшее сторонников признания приоритета национального фактора в общественном развитии.

В социальной жизни западного индустриального общества важное значение имели предприниматели и наемные рабочие. Предприниматели, игравшие ведущую роль в экономической жизни общества, стремились приобрести возможность влиять на государственную политику законными парламентскими методами.

В начале XIX в. в странах Запада наемные рабочие были бесправной и социально незащищенной частью общества. Борьба рабочих за свои права стала одним из главных факторов, определявших стабильность общества в этих странах. В XIX в. была разрушена традиционная сословная система деления общества. Место человека в нем стало определяться тем, чего он достиг благодаря собственным усилиям.

В «долгом» XIX в. начались процессы формирования наций. Во Франции этому способствовала революция 1789—1799 гг. В Германии и Италии образование наций завершилось во второй половине XIX в. после преодоления политической раздробленности и объединения стран. Намного сложнее этот процесс проходил в Австрийской империи. Австрийцы здесь составляли лишь четвертую часть населения и осуществляли политику онемечивания других, преимущественно славянских народов, населявших государство. В результате этих процессов в странах Запада распространялись представления о том, что каждая нация имеет право быть свободной и жить своей политической жизнью. Поэтому национальное возрождение безгосударственных народов стало важной составляющей общественно-политической жизни этих стран в XIX в.

4. Человек в условиях индустриального общества. В XIX в. в Европе наблюдался быстрый рост численности населения. За столетие (1800—1900 гг.) этот показатель вырос со 190 млн до 420 млн человек. Вместе со становлением индустриального общества в странах Запада произошло немало изменений в жизни человека. Если раньше основная часть населения жила в селах и работала на земле, то сейчас стала увеличиваться численность жителей городов, где располагались фабрично-заводские предприятия. Высоким уровнем урбанизации отличались промышленные районы. Стремительный рост численности населения обострял здесь социальные проблемы. Характерным признаком в XIX в. для стран Запада стали массовые миграции людей, которые устремлялись в крупные города или другие страны в поисках лучшей жизни. Миграционные процессы проходили в форме эмиграции и иммиграции.

Нация — большая группа людей, связанных общими традициями и обычаями, чувством социальной однородности и общими интересами. Ее основными признаками обычно считают общность языка, религии, традиций, истории и сравнительно компактное территориальное размещение.

Национальное возрождение — процессы, связанные с пробуждением национального сознания безгосударственных народов Европы в XIX в. По форме и содержанию национальное возрождение фактически было процессом создания нации.

Население стран Европы и США в XIX в., млн человек

1. Какая страна отличалась самыми высокими темпами роста численности населения в данный период? Чем, на ваш взгляд, это было обусловлено? 2. Какое государство имело наибольшую численность населения в начале и в конце XIX в.?

Рост городов и численности населения в них прежде всего был обусловлен процессами, связанными с промышленной революцией и индустриализацией. Так, в 1800 г. в Европе насчитывалось лишь 17 городов с населением 100 тыс. человек, а в целом городское население составляло около 5 млн жителей. В 1890 г. таких городов было уже 103, а общая численность городского населения увеличилась в шесть раз. Население четырех городов превысило 1 млн человек (Лондон, Париж, Берлин, Вена).

Одним из источников урбанизации была также миграция населения как внутри страны, так и между странами, континентами. Основной поток мигрантов был направлен в крупные промышленные центры и США. Сначала это были выходцы из Англии, Германии, Скандинавии. В последней трети XIX в. основу эмигрантов составили переселенцы из Италии и стран Восточной Европы. Кроме США, люди из Европы выезжали и в Латинскую Америку, и в колонии.

Великая французская революция конца XVIII в. положила начало движению женщин за уравнивание их в правах с мужчинами. Эта борьба женщин за эмансипацию не прекращалась на протяжении всего XIX в. Она проходила в трех направлениях: в образовании, в правах на собственность и за избирательные права. Самой продолжительной стала борьба за избирательные права женщин. Женщин, которые отстаивали свои избирательные права, называли суфражистками. Они собирали митинги и демонстрации, устраивали потасовки с полицией. В начале XX в. женское движение стало более организованным. В Англии его возглавила Эммелина Панкхёрст (1858—1928). В 1914 г. избирательные права были предоставлены женщинам скандинавских стран, Австралии и Новой Зеландии, в 1918 г. — Англии, в 1919 г. — Германии, в 1920 г. — США. Суфражизм стал предшественником феминизма — более широкого движения женщин за свои права, получившего развитие в XX в.

Урбанизация — процесс роста числа городов и численности населения в них, а также усиление их роли в экономической и культурной жизни общества.

Миграция — переселение людей, перемещение капиталов внутри страны и за ее пределы.

Эмиграция — вынужденное или добровольное переселение людей в другие страны по экономическим, политическим или религиозным причинам.

Иммиграция — въезд иностранцев в страну на долговременное или постоянное проживание.

Эмансипация — освобождение от зависимости, притеснений, ограничений, предвзятого отношения и т. д. Эмансипация женщин прежде всего предполагала предоставление им равных с мужчинами прав в общественной, трудовой и семейной жизни. Суфражизм — женское движение за предоставление женщинам равных с мужчинами избирательных прав.

Феминизм — общественное движение, выступающее за равные права женщин во всех сферах жизни.

5. Социальное развитие В XIX в. под влиянием экономических преобразований быстро менялась и социальная структура населения. В Новое время открылись новые возможности для тех, чьи предки не имели знатного происхождения. Ум, образованность, деловые качества, настойчивость позволяли добиться успеха в жизни. Прежние сословия быстро разрушались, а на их месте возникали новые классы и группы.

К изменениям приходилось приспосабливаться и старым слоям общества. Родовая аристократия в большинстве стран Европы еще сохраняла наследственные привилегии. Она составляла основу высшего чиновничества, дипломатов и офицеров, но ее влияние в обществе стремительно падало. Представители старой аристократии, принявшие изменения, занялись предпринимательством, начали осваивать специальности, связанные с банковской сферой, создавать промышленные предприятия. В попытках сохранить власть и богатство они часто стремились породниться с обладателями значительных капиталов, не принадлежавшими к их кругу. В результате такого объединения формировался слой высшего класса.

Несмотря на могущество высшего класса, в обществе последней трети XIX в. стало заметным влияние среднего класса: предпринимателей, служащих, людей «свободных профессий» (инженеров, врачей, преподавателей, юристов и др.). Считается, что человека можно отнести к среднему классу по нескольким основным признакам: устойчивое материальное положение, которое в то же время не позволяет жить, не работая; образованность и т. д. Средний класс служит основой стабильности общества, так как не стремится завладеть чужим имуществом, как бедняки, но и не вызывает зависти, как богатые люди.

Паркетчики. 1875. Художник Гюстав Кайботт

Гладильщицы. 1884. Художник Эдгар Дега

Какую информацию об условиях труда представителей разных профессий в XIX в. можно получить из иллюстраций?

Самым многочисленным новым слоем общества был рабочий класс, который в течение столетия также претерпел изменения. Так, происходил рост его численности (с 20 млн человек в 70-е гг. XIX в. до 40 млн в 1900 г.) и расслоение по уровню доходов и квалификации. В самом выгодном положении находились высококвалифицированные рабочие, которых называли рабочей аристократией. Основную массу рабочего класса составляли чернорабочие, получавшие мизерное жалованье. Любые неурядицы — болезнь, несчастный случай, старость — ставили рабочего и его семью в трудное положение. Отсутствие системы социального обеспечения обрекало этих людей на нищенское существование.

Развитие промышленности позволило привлекать к труду на предприятии женщин и детей. В конце XIX в. женщины составляли 15% всех рабочих. Однако их ущемляли в оплате труда; отсутствовали законы, которые бы защищали женщину от негативного влияния производства. Многие женщины работали домашней прислугой, выполняли поденную работу. Появились профессии, которые ассоциировались исключительно с женщиной: телефонистка, машинистка, секретарша. В XIX в. активно использовался и детский труд. Только в конце века были приняты законы, ограничивающие или запрещающие его.

Следует отметить, что в последней трети XIX в. реальный доход рабочих в странах Европы вырос на 30—50%. Это позволило людям лучше питаться, одеваться и даже тратить деньги на развлечения. Также была сокращена продолжительность рабочего дня с 14—16 до 8—12 часов. В некоторых странах это было закреплено на законодательном уровне.

Традиционное общество — общество, в котором над человеком господствуют вековые традиции и обычаи, где человек не существует отдельно от природы. Такое общество негативно настроено к любым нововведениям.

6. Страны Востока. Востоком называют страны Азии и Африки, где в XIX в. продолжали развиваться традиционные общества мусульманской, индийско-южно-азиатской и китайско-дальневосточной цивилизаций. К ним относилась большая часть населения мира. Эти цивилизации оставили после себя немало достижений в хозяйственном, общественно-политическом и культурном развитии. Однако влияние европейцев привело к существенным изменениям в их жизни — как позитивным, так и негативным.

В XIX в. страны Запада, используя свое экономическое преимущество, усилили давление на страны Востока. Они стали разрушать здесь основы традиционных обществ и делить этот регион на колонии, зависимые государства и сферы влияния. Крупнейшие колониальные владения имели Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Востока начали национально-освободительную борьбу против колонизаторов, ставшую одним из основных явлений мировой истории XIX в.

Выводы

В 9 классе вы будете изучать вторую часть истории Нового времени, охватывающую события конца XVIII — начала XX в.

В странах Запада этот период называют эпохой модернизации. В экономической жизни здесь проходило становление индустриального общества, связанное с началом промышленной революции.

В общественно-политической жизни западных стран в этот период определяющими были изменения, связанные с разрушением «старого порядка» и утверждением основ демократии.

Развитие стран Востока, где сохранялись традиционные общества, в XIX в. происходило под давлением стран Запада, которые превосходили их в экономическом развитии. Страны Востока постепенно осознали необходимость противостоять этому процессу.

Вопросы и задания

1. Какой период всемирной истории изучается в 9 классе? 2. Что такое индустриальное общество? 3. Что такое урбанизация? 4. Какие основные слои и классы общества сложились к концу XIX в.? 5. Какие изменения произошли в судьбе женщины в XIX в.? 6. Назовите характерные черты традиционного общества.

7. Какие изменения произошли в экономике западных стран в период становления индустриального общества? 8. Охарактеризуйте новые явления в политической и социальной жизни стран Запада в XIX в. 9. Как менялась жизнь человека в условиях индустриального общества?

10. Покажите на карте ведущие страны Европы и мира, которые вы будете изучать в этом году. Назовите их столицы. 11. Объединитесь в небольшие группы и обсудите, какую роль сыграл «долгий» XIX век в развитии человечества.

12. Подготовьте эссе на тему «Для чего мы изучаем историю».

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація