Войти
Закрыть

Стебель — осевая часть побега

6 Клас

Стебель — осевой орган побега, выполняющий главным образом опорную (механическую) и проводящую функции. Опорная функция заключается в обеспечении наиболее благоприятного для фотосинтеза размещения листьев. Выполняя главную функцию, стебель обеспечивает двусторонний транспорт воды с растворёнными в ней веществами — от корней к листьям и наоборот. Внешнее строение стебля. Стебель, предназначенный для быстрого вынесения листьев к свету, имеет длинные междоузлия и является частью удлинённого побега. Стебли с очень короткими междоузлиями образуют укороченные побеги, которые способствуют более плотному размещению листьев. Так, у тополя удлинённые побеги образуют скелетные ветви, но большинство листьев находится на мелких укороченных побегах (рис. 97). Внутреннее строение молодого стебля. В молодом стебле, как и в корне, различают кожицу, кору и центральный цилиндр (рис. 98)....

Строение и функции побега

6 Клас

Побег — это сложный надземный орган с верхушечным ростом, который состоит из осевого органа — стебля, и расположенных на нём боковых органов — листьев. Побег обеспечивает рост надземной части растения и образование новых побегов, а также транспорт веществ. На верхушке побега расположен конус нарастания, образованный верхушечной образовательной тканью (рис. 87). В основании конуса нарастания формируются бугорки — зачатки будущих листьев. Молодые листья увеличиваются в размерах и загибаются над конусом нарастания. Они защищают нежную верхушечную образовательную ткань побега от повреждений, создают вокруг неё темную и влажную камеру, формируя почку. Почка — это зачаточный побег с нерастянувшимся стеблем, листья которого плотно окружают верхушечную образовательную ткань. На верхушке любого побега расположена верхушечная почка (рис. 88). Когда побег растёт, в почке возникают новые молодые листья. При этом нижние листья разворачиваются и выходят из состава почки. Стебель между местами прикрепления листьев растягивается....

Корневые системы. Видоизменения корня

6 Клас

Корни некоторых растении расположены лишь в поверхностном слое почвы, толщиной в несколько сантиметров (рис. 77, д). Так, поверхностные корни некоторых видов кактусов достигают глубины до 30 м. Они способны быстро собирать росу с большой площади, ведь в пустыне вода, выпадающая в утренние часы, не проникает глубоко в почву и быстро испаряется. У деревьев влажного тропического леса поверхностные корни успевают уловить минеральные вещества, образующиеся во время очень быстрого разложения отмерших частей растений. Тем не менее обычно корни достигают большей глубины. Так, у ячменя и озимого рапса они углубляются почти до 3 м, у виноградной лозы — до 16 м. Некоторые пустынные растения, чтобы достичь водоносных горизонтов почвы, углубляют корни до 30-50 м. Видоизменения корня — это сильное изменение строения корня, обеспечивающее приспособление растения к условиям существования. Примерами видоизменений являются корневые клубни, корни-присоски, воздушные, дыхательные, опорные корни. Корневые клубни (корневые шишки) возникают в результате накопления питательных веществ в боковых корнях. Они короткие, сильно утолщённые, шарообразной или вытянутой формы. Такие корни позволяют растению пережить неблагоприятный для роста период. Они встречаются, например, у чистяка весеннего, георгин (рис. 78)....

Строение и функции корня

6 Клас

Корень — это осевой подземный орган, растущий вглубь почвы за счёт верхушечной образовательной ткани, находящейся на кончике корня. Основные функции корня — закрепление растения в почве и поглощение из неё воды с растворёнными минеральными веществами. Строение корня. Верхушечная образовательная ткань корня (рис. 71) образует новые клетки в двух направлениях: в направлении роста корня и к его основанию. Клетки, откладывающиеся в направлении роста корня, дают начало защитному корневому чехлику. А откладывающиеся в противоположном направлении — образуют постоянные ткани тела корня. Корневой чехлик защищает нежную верхушку корня во время роста и продвижения между частичками почвы. Клетки, расположенные в глубине корневого чехлика, содержат большие зёрна крахмала. Эти зёрна под действием силы тяжести опускаются на нижний участок клеточной мембраны и помогают корню «ощутить» где — верх, а где — низ. Поверхностные клетки корневого чехлика постоянно слущиваются и отмирают. При этом они выделяют слизь, облегчающую продвижение корня вглубь почвы. Изнутри корневой чехлик восстанавливается клетками верхушечной образовательной ткани....

Основные группы постоянных тканей у растений

6 Клас

Покровные ткани. Молодые побеги и корни растений покрыты кожицей — это покровная ткань, состоящая из одного слоя живых клеток, защищающих растение от неблагоприятного влияния среды, обеспечивают поглощение одних веществ и выделение других (рис. 65, а, б). У старых стеблей и корней образуется ещё одна покровная ткань — пробка. Она состоит из нескольких слоёв отмерших клеток и выполняет защитную функцию (рис. 65, в). Срез пробки изображён на рисунке Роберта Гука — автора термина «клетка» (рис. 3, с. 15). К проводящим тканям у растений относятся древесина и луб (рис. 66). В состав древесины входят заполненные водой мёртвые клетки с утолщёнными одревесневшими (жёсткими) оболочками. Участки оболочек таких клеток, которыми они примыкают друг к другу, разрушаются и эти клетки образуют длинные сплошные трубки — сосуды. По сосудам древесины растение транспортирует воду с растворёнными в ней минеральными веществами в восходящем направлении — от корня к листьям. Одновременно древесина придаёт растению механическую прочность....

Ткани растений

6 Клас

В предыдущих параграфах мы выяснили, что живые организмы состоят из клеток. Клетки многоклеточных организмов могут отличаться по форме, размерам, строению, функциям, но не существуют сами по себе, а объединяются в отдельные группы, образуя определённую ткань. Ткань растения — это совокупность клеток, выполняющих общую функцию или функции. Объединение клеток в ткани происходит благодаря межклеточному веществу, склеивающему их, и заполняющему промежутки между оболочками соседних клеток. В месте контакта углов нескольких клеток расстояние между их оболочками самое большое. Поэтому остаются межклеточные пространства, заполненные воздухом, — система проветривания тела растения (рис. 61). Некоторые растворённые в воде вещества могут двигаться от цитоплазмы одной клетки к цитоплазме другой через клеточные оболочки и межклеточное вещество (рис. 62). Участки клеточных оболочек, через которые проходит особенно много тяжей цитоплазмы, которые соединяют соседние клетки между собой, называются порами. Они хорошо видны под оптическим микроскопом. Итак, поры растений — не отверстия....

Основные процессы жизнедеятельности цветкового растения

6 Клас

Для этого растение должно получать извне необходимые вещества и энергию, т.е. питаться (рис. 59). Растение способно поглощать вещества исключительно в виде раствора или газа. Источником воды и растворённых в ней минеральных веществ является почва. Функцию их поглощения, минерального питания, выполняют корни, которые также закрепляют растение в почве. Почва состоит из нерастворимых неорганических частиц, органических веществ (гумуса), воздуха и воды, в которой растворены минеральные вещества. В самых больших количествах растение поглощает соединения Нитрогена, Фосфора и Калия. Особенно важными для растения являются соединения Нитрогена, которые оно способно усваивать только из почвы, хотя в воздухе его доля составляет около 78 % объёма. В достаточно большом количестве растение поглощает Кальций и Феррум. Многие другие элементы, хотя и содержатся в растении в очень небольшом количестве, но также необходимы для его жизни. Если в почве каких-то минеральных веществ недостаточно, то растение «голодает». Для обогащения почвы питательными веществами человек вносит в неё удобрения. Органические удобрения (навоз, перегной и т.п.) медленно расщепляются в почве до минеральных соединений, которые доступны для растения. Минеральные удобрения (калийная селитра, суперфосфат и т.п.), попадая в почву, растворяются в воде, и их вещества непосредственно поглощает растение....

Строение молодого растения

6 Клас

Цветковые растения (образующие цветки) состоят из разнообразных органов. Основные органы, обеспечивающие их жизнедеятельность, имеются уже у проростка — молодого растения, которое только что развилось из семени (рис. 56). Например, у фасоли во время прорастания (рис. 57) хорошо заметны две овальные частички семени — семядоли, размещённые одна напротив другой. Между семядолями находятся два ещё не развернутых листа первого побега. Они развернутся позднее, одновременно с удлинением побега. Цилиндрическая часть проростка под семядолями — это подсемядольное колено. В нижней части оно переходит в первый корень растения. Если у фасоли обыкновенной семядоли разворачиваются над поверхностью почвы и зеленеют, то у других растении, например у бобов и гороха, остаются в кожуре семени в глубине почвы. Две семядоли развиваются у многих, но не у всех растений. Часто, как у лука, пшеницы и т.п., проросток имеет лишь одну семядолю, а у хвойных их бывает больше десяти. Выше семядолей формируется первый побег растения (рис. 58, а). Побег состоит из стебля с размещёнными на нём листьями. Первый корень и первый побег проростка называются, соответственно, главным корнем и главным побегом. На верхушке как корня, так и побега находятся точки роста, в которых они нарастают в длину....

Подведём итоги. Одноклеточные организмы. Переход к многоклеточности

6 Клас

1. Мы узнали, что помимо растений, животных и грибов, нас окружают ещё два мира живых организмов: мир прокариот (бактерий и цианопрокариот) и мир одноклеточных эукариот (в первую очередь, одноклеточных животноподобных организмов и водорослей). Они обычно не заметны без увеличительных приборов, но находятся почти всюду. 3. На примере бактерий, одноклеточных животноподобных организмов и водорослей мы убедились, что всем живым организмам для роста необходимо получать из внешней среды вещества (питаться) и энергию. Мы расширили свои представления о способах питания и источниках получения энергии и запомнили, что: - питание бывает автотрофным и гетеротрофным. Автотрофы (цианопрокариоты и водоросли) и гетеротрофы (большая часть бактерии и одноклеточных животноподобных организмов) известны как среди прокариот, так и среди одноклеточных эукариот; - гетеротрофное питание может осуществляться путём всасывания растворённых простых органических веществ или захвата твёрдых частиц еды — фаготрофно; - энергию живые организмы могут получать: а) непосредственно из света; б) из энергетически богатых неорганических соединений; в) расщепляя энергетически богатые органические соединения. - получение энергии благодаря расщеплению органических соединений может осуществляться как при участии кислорода (дыхание), так и без его участия (брожение)....

Многоклеточные водоросли: ульва, хара

6 Клас

У водорослей переход от одноклеточного к многоклеточному строению почти всегда сопровождался потерей способности к активному движению, вследствие чего эти организмы переходили к оседлому, сугубо растительному способу существования. Ульва — морская зелёная водоросль. Её тело образовано двумя слоями схожих по строению и функциям клеток (рис. 54). Вначале ульва прикреплена ко дну несколькими короткими нитями. Затем она отрывается от грунта и в дальнейшем может свободно плавать в толще воды. Ульва растёт в морях умеренного пояса, в частности в Чёрном и Азовском, и достигает в длину до 50 см. Она съедобна и содержит много питательных и биологически активных веществ. В некоторых странах ульву как пищевую водоросль искусственно выращивают на специальных морских фермах. Хара. На дне озёр и приморских лиманов, где останавливаются на пролёте утки, почти всегда можно увидеть плотные заросли многоклеточной зелёной водоросли хары, имеющей вид небольшого «настоящего» растения. Её тело состоит из длинного нитевидного «стебелька», от которого на определённом расстоянии один от другого кольцами отходят лучи игловидных «листьев» (рис. 55)....

Навігація