Войти
Закрыть

Небо. Небесная сфера

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 16. Небо. Небесная сфера

Изучение параграфа поможет вам:

  • различать небесные тела;
  • называть точки и линии небесной сферы;
  • объяснять причины видимых движений небесных тел и изменение вида звёздного неба в течение года.

Вспомните состав Солнечной системы.

Изучив предыдущую главу, вы научились различать и характеризовать физические тела. Тела, с которыми вы ознакомились, — это земные тела. В природе есть также небесные тела (рис. 41) — Солнце, звёзды, Земля, Луна и др.

Рис. 41. Небесные тела: а — Солнце; б — Луна; в — звёзды

Небо. Днём мы можем видеть над собой Солнце, а ночью на безоблачном небе — звёзды и Луну. Всего звезд во Вселенной больше, чем песчинок на всех пляжах Земли. Невооружённым глазом видно около 3000 звёзд, они различаются между собой размерами и яркостью.

Вы уже знаете, что планета Земля имеет форму шара, на нём различают Северное и Южное полушария. Мы живём в Северном полушарии и видим ночное небо с определённым расположением звезд, а жители Южного полушария наблюдают другое расположение тоже примерно трёх тысяч звёзд. Следовательно, если обойти вокруг Земли, то на звёздном небе можно невооружённым глазом увидеть до 6000 звёзд.

Из предыдущей главы вы знаете, что человек для исследования природы создал увеличительные приборы. Некоторые из них используют для изучения звёздного неба. Если на небо посмотреть в бинокль, то можно увидеть значительно больше звёзд, чем невооружённым глазом, а с помощью телескопа исследователь звёздного неба открывает для себя миллионы звёзд.

Небесная сфера. Мяч имеет форму шара, а его резиновая или кожаная оболочка называется сферой. У сферы есть внутренняя и внешняя поверхности.

Представление о небесной сфере возникло в глубокой древности. Люди думали, что над Землёй существует куполообразный небосвод в виде сферы, на внутренней поверхности которой находятся Солнце, Луна и звёзды. Это представление не соответствует действительности, оно возникло в связи с огромной удалённостью небесных тел от нашей планеты.

Изучая Землю, человек создал её модель — глобус. Это уменьшенная копия земной поверхности в виде сферы с континентами, океанами и морями, горами и равнинами. Глобус даёт возможность ориентироваться на Земле, продолжать её изучение (рис. 42).

Рис. 42. Глобусы

Подобно глобусу Земли человек создал также модель для изучения звёздного неба и ориентирования на нём. Назвали эту модель небесной сферой (рис. 43). Она имеет Северное и Южное полушария. На ней также есть полюса, которые называют Северным и Южным полюсами мира. Линию, разделяющую небесную сферу на два полушария, назвали небесным экватором.

Рис. 43. Небесная сфера

Небесная сфера — это внутренняя поверхность воображаемого шара произвольного радиуса, на котором небесные тела расположены так, как наблюдатель видит их на звёздном небе.

Точка, которая находится на небесной сфере над головой наблюдателя, получила название зенит. Это наивысшая для наблюдателя точка небесной сферы. Окружность на небесной сфере, пересекающая полюса мира и точку зенита, называется небесным меридианом.

Как на глобусе можно найти различные объекты Земли и определить расстояние между ними, так с помощью небесной сферы это можно сделать для небесных тел.

Небесная сфера помогает решать практические задачи: определять положение небесных тел на звёздном небе, наблюдать за движением небесных тел и описывать их взаимное положение.

Движение тел по небу. Нетрудно убедиться, что звёзды и другие небесные тела изменяют своё положение на небе. Для этого выберем место, с которого хорошо видно небо и возле которого расположены какие-либо неподвижные предметы (дом, дерево), и начнём наблюдение. Днём мы увидим на небе движение Солнца слева направо. Вечером небо засияет звёздами. Выберем одну или две самые яркие звезды, запомним их положение на небе относительно неподвижных на Земле тел — дома или дерева. Если возобновить наблюдение за выбранными звёздами через два-три часа, то можно сделать вывод, что эти звёзды переместились на небе так же, как Солнце днём, — слева направо (рис. 44, 45).

Рис. 44. Суточное вращение небесной сферы

Рис. 45. Движение Солнца по небосводу

Условную ось, параллельную оси вращения Земли, называют осью мира. Именно вокруг неё вращается звёздное небо. Точки пересечения оси мира с небесной сферой называют полюсами мира.

Рис 46. Карта звёздного неба

Звёздные карты и атласы. Для подробного изучения отдельных участков небесной сферы люди создали карты звёздного неба (рис. 46). Они составлены для каждого полушария, а все карты собраны в атлас звёздного неба. Он даёт возможность увидеть и изучать разные участки звёздного неба из любой точки на поверхности Земли.

Копилка знаний

Ещё в давние времена наблюдения за звёздным небом позволили учёным открыть связь между сменой времён года и такими небесными явлениями, как изменение высоты Солнца на небе на протяжении года, изменение очертаний Луны, появление одной звезды на ночном небе в разных его точках в течение года. Было известно, что год составляет около 365 суток. Таким образом, уже в далёком прошлом закладывались основы календаря, в котором мерами для отсчёта времени стали сутки (смена дня и ночи), месяц (количество суток между двумя полнолуниями) и год (количество суток одного полного оборота Земли вокруг Солнца).

Станьте исследователями природы

На боковую стенку картонной коробки нанесите изображения звёзд одного из созвездий. Затем на месте изображений сделайте небольшие отверстия. На отверстия наклейте белую бумагу. Коробку разместите в тёмной комнате и осветите изнутри: на внешней стороне будут видны сияющие точки — это «звёзды на ночном небе». Но стоит включить в комнате свет, и искусственные звёзды исчезают: освещение их «гасит».

Проверка знаний

1. Сколько звёзд можно увидеть на ночном небе невооружённым глазом?

2. Что называют небесной сферой?

3. О каких точках и линиях небесной сферы вы узнали?

4. Объясните причины видимых движений небесных тел и изменения вида звёздного неба в течение года.

5. Запишите в тетради названия известных вам небесных тел.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду