Архитектура и изобразительное искусство
- 12-09-2022, 12:27
- 305
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 16. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
• Какое историческое событие описывает документ? • О каких реалиях культурно-церковной жизни того времени сообщает? • На какие особенности архитектуры и градостроительства в Украине обращает внимание французский посол? С чем это связано?
Пьер Шевалье, французский офицер, секретарь французского посольства в Польше (1653-1663), писал в своем исследовании об Украине: «Украина весьма плодородная страна, а земля ее, если только обработать, дает великое множество всякого зерна, и Украина также богата всяким скотом, дичью и рыбой; здесь множество меда и воска, дерева, которое, кроме обычного употребления, служит для сооружения домов... Все дома в этой стране деревянные, так же как в Московии и в Польше. Стены городов сделаны... из земли, их поддерживают колья с поперечно положенными досками... Такие стены могут довольно легко загореться, однако они лучше выдерживают пушечную пальбу, нежели каменные. Наиболее выдающиеся города и крепости, занимаемые казаками, - это Киев, центр воеводства и митрополии греческой церкви, Белая Церковь, Корсунь, Константинов, Бар, Черкассы, Чигирин, Кодак, Ямполь над Днестром, Брацлав над Бугом - центр воеводства, Винница, Умань, Чернигов, Переяслав, Дубны, Паволочь, Фастов. Все эти города укреплены... и господин де Боплан, французский инженер... обозначил на картах укрепления большей части этих местностей. Кроме них, нет ни одного местечка или поселения, не обведенного стеною и не обеспеченного по крайней мере рвом для защиты от нападений татар, которые часто наведываются в эти края».
1. Каковы особенности украинской архитектуры и градостроения конца 16 — первой половины 17 в.?
Первая половина 17 в. - это время больших перемен для украинского градостроительства. Старые города, разрастаясь, приобретали новые архитектурные черты. Неузнаваемо изменились, в частности, Львов, Дрогобыч, Каменец, Острог. Возникали и новые города. Среди них - Жолква, Броды, Станислав (ныне Ивано-Франковск), которые создавались как крепости-резиденции магнатов. На Киевщине и Брацлавщине, в те времена страдающих от татарских набегов, города преимущественно возникали близ замков и находились под их защитой, а также около древних городищ, где для строительства городских укреплений использовались валы и остатки оборонительных сооружений прежних времен.
1. План города Броды.
2. Бродовский замок. Макет-реконструкция.
Оборонную архитектуру первой половины 17 в. представляют бастионные укрепления. Если раньше башни располагались непосредственно на стенах, то теперь их выносили вперед. Это давало возможность вести огонь вдоль защитных стен.
Именно таковы укрепления Жолквы, основанной в конце 16 в., и Бродов, возникших в 30-х годах 17 в. Строительством Бродов руководил Г.Л. де Боплан. В городе появилась новая регулярная сеть улиц, зажатых овалом земляных бастионных укреплений. С западной стороны к городским укреплениям примыкал собственно Бродовский замок - мощная крепость с пятью бастионами.
2. Какие изменения произошли в строительстве оборонительных сооружений?
Бастионная система повлияла даже на строительство дворцов. Соединение черт новой оборонной архитектуры с дворцовой наиболее ярко наблюдается в замках Збаража (Тернопольщина) и Подгорцев (Львовщина).
1. Фрагмент макета въездной башни Збаражского замка.
2. Въездная башня Збаражского замка.
3. Макет Збаражского замка.
4. Дворец Збаражского замка. Современный вид.
Замок в Збараже начал строить князь Криштоф Збаражский около 1620 г., а достраивал его брат Юрий по проекту итальянского и голландского архитекторов. Укрепления состояли из высоких, широких валов, усиленных на четырех углах пятиугольными бастионами. Валы окружал ров - шириной около сорока метров. Внутри укреплений находился двухэтажный жилой дворец.
Замок в Подгорцах Бродовского района Львовской области является самым совершенным образцом дворцовой архитектуры 17 в. в Украине. В нем соединены черты архитектуры ренессансных дворцов и новых для того времени бастионных укреплений. В нем также засвидетельствована эволюция в строительстве магнатских резиденций: от строгих оборонительных замков к роскошным дворцам. Оборонительные дворцы - так называют подобные сооружения - по большей части предназначались для отдыха магнатов-военачальников. Замок был сооружен для коронного гетмана Станислава Конецпольского. Этот дворец строили в 1635-1640 гг. на месте более древнего укрепления. Архитектором замка были Г.Л. де Боплан и А. дель Аква.
В оборонной архитектуре продолжали активно использовать дерево. Так, только из дерева построен двор Бродовского замка. Деревянные сооружения входили и в ансамбль построенного в 1640 г. замка в Олыке близ Луцка.
1. План замка в Подгорцах. Реконструкция.
2. Замок в Подгорцах. Современный вид.
В 17 в. дворец был двухэтажным, имел по обе стороны и в центре трехэтажные павильоны и башню (впоследствии сооружение перестроено, и оно стало трехэтажным).
О чем извещает надпись на мраморной табличке около въезда в замок в Подгорцах: «Венец ратных трудов - победа, победы - триумф, триумфа - отдых»?
3. Что было характерным для строительства церковных сооружений?
Заметные изменения произошли в церковном строительстве. Речь идет прежде всего о более широком использовании камня. Образцом каменных сооружений того времени являются Успенская церковь строительство которой началось в 1591 г. и завершилось в конце 20-х годов 17 в. Украшением Львова является также часовня Боимов, построенная в 1615 г. Этот памятник воплощает в себе самые яркие черты ренессансной архитектуры в ту эпоху. Она украшена роскошной резьбой, в которой сочетаются библейские сюжеты, реалистичные изображения-портреты, утонченные орнаменты из виноградных гроздьев и цветов.
1. Часовня Воимов.
2. Свод часовни Воимов.
3. Фрагмент рельефа часовни Воимов.
Больше каменных церквей появилось на Волыни. В 1632 г. в Луцке начато сооружение Крестовоздвиженской церкви. На окраинах города тогда же появился ансамбль храмов Белостокского монастыря. Однако большинство храмов в тот период строили из дерева.
В первой половине 17 в. на западноукраинских землях появляются первые сооружения в стиле европейского барокко. Наиболее известный среди первых сооружений раннего барокко в Украине - костел иезуитов во Львове, сооруженный в 1610-1630 гг. по проекту итальянского архитектора Джакомо Бриано. Храм построен по образцу базилики1 Иль-Джезу в Риме - соборной церкви ордена иезуитов.
В культовых сооружениях заметны черты оборонительной архитектуры. Крупные монастыри иногда выглядели как настоящие крепости, защищенные крепкими стенами с башнями-бастионами. Таков, в частности, Троицкий монастырь в с. Межиреч (Ровенская обл.), сооруженный на средства Януша Острожского. Держать оборону вполне могли и отдельные храмы, как, например, Пятницкая церковь во Львове.
1 Базилика - это прямоугольное, вытянутое в длину здание, разделенное колоннами на три, пять и больше продольных нефов. Средний неф был шире и выше боковых. Структура базилики стала основой для формирования католических храмов.
Костел иезуитов во Львове.
1. План Троицкого Межиречского монастыря. Реконструкция.
2. Троицкий Межиречский монастырь близ Острога - классический образец оборонного монастырского строительства на территории Волыни. Современный вид.
В оборонительных целях нередко использовали даже обычные сельские церкви. Оборонный характер был присущ и каменным синагогам. У них был крепостной, башенный вид, а ренессансные черты (арки с фигурными украшениями) в отдельных случаях соединялись с восточными мотивами.
4. Что определяло развитие изобразительного искусства этого времени?
Первая половина 17 в. - важный этап в развитии разных видов искусства в Украине. Яркие национальные черты воплощены, в частности, в резном обрамлении икон и иконостасов. Создание последних требовало большого таланта и незаурядной художественной подготовки, ведь в них сочетались живопись, архитектура и декоративная резьба. Настоящей жемчужиной украинского искусства является иконостас Пятницкой церкви, созданный львовскими художниками в первой половине 17 в.
К шедеврам украинского искусства относится иконостас Успенской церкви во Львове. Иконы для него писали выдающиеся львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович.
Исключительную художественную ценность представляют иконы Н. Петрахновича, способствовавшие утверждению нового стиля в иконописании.
Иконостас Пятницкой церкви во Львове.
1. Христос перед Пилатом. Из Успенской церкви во Львове. Художник Н. Петрахнович.
2. Святой Николай. Из киевской церкви Св. Николы Набережного.
В качестве образцов он использовал западноевропейские гравюры.
С первой половины 17 в. сохранились оригинальные образцы киевской школы религиозной живописи. Наиболее выдающийся ее памятник - икона святого Николая из киевской церкви Святого Николы Набережного, лучше всего свидетельствующая о становлении новой художественной системы иконописи киевской школы религиозного иконописания.
Активно развивалась и портретная живопись, хотя до нашего времени сохранились лишь единичные оригинальные образцы. Портрет был популярен среди высших слоев общества. В замках составляли целые галереи: так, галерея замка в Заславе к 1622 г. насчитывала почти сто полотен. Об особенностях портретной живописи той эпохи свидетельствует портрет руского воеводы Яна Даниловича из замка в Жолкве. Портретные галереи обустраивали и в замках Волыни, однако они до нас почти не дошли. Один из лучших украинских портретов первой половины 17 в. - «Неизвестный в красной шубе».
1. Неизвестный в красной шубе.
2. Портрет руского воеводы Яна Даниловича - классический образец львовской портретной живописи первой половины 17 в.
Портрет князя Криштофа Збаражского.
• Правая рука князя крепко сжата в кулак и твердо опирается на стол. Одежда роскошна: на нем белый атласный жупан, подпоясанный красным декоративным поясом, на белых лентах подвешена сабля в дорогих ножнах. Накидка с узорами, которая одевалась поверх жупана, - из персидской парчовой ткани, подбита черным мехом. На голове - шапка, отороченная черным мехом, с малиновым пером. На ногах князя - традиционные для 17 в. желтые ботинки.
Ярко представляет эпоху расцвета украинской портретной школы первой половины 17 в. портрет князя Криштофа Збаражского, ведь это произведение является редким образцом парадного портрета во весь рост (самым ранним среди сохранившихся). Портрет одного из последних представителей древнего княжеского рода, который принадлежал к самым влиятельным и состоятельным княжеским семьям Украины, создан на протяжении 1622-1627 гг.
Другие светские жанры развивались мало и известны лишь из одиночных фактов и памятников. Свидетельством развития исторической живописи является символическая композиция «Рокош под Сандомиром». О батальной живописи свидетельствует «Битва под Клушино» из костела в Жолкве.
Развитие гравюры связано с возникновением центра книгопечатания в Киеве. «Анфологион» 1619 г. стал первой богато иллюстрированной украинской книгой - 29 иллюстраций с 26 досок.
Среди украинских гравюр отдельные посвящены светским сюжетам. Первые такие гравюры были помещены как иллюстрации к «Стихам, на жалостное погребение благородного рыцаря Петра Конашевича-Сагайдачного», изданным в 1622 г. в типографии Киево-Печерской лавры. Они имеют особенное значение как исторический источник, поскольку посвящены событиям из истории украинского казачества.
Битва под Клушино. Единственный сохранившийся на украинских землях памятник батальной живописи первой половины 17 в.
Верхом на коне, с гетманской булавой - так изображен казацкий предводитель, запорожский гетман Петр Конашевич-Сагайдачный. Это изображение было первым украинским светским портретом в гравюре, первым в украинском искусстве конным портретом.
Проверьте себя
1. Сколько лет назад был построен замок в Подгорцах?
2. В каких городах расположены наиболее известные сооружения эпохи?
3. Выберите из перечня памятники, созданные в первой половине 17 в.: • иконы Н. Петрахновича для Успенской церкви во Львове; • гравюры Львовского «Апостола»; • миниатюры Пересопницкого Евангелия; • икона «Святой Николай» из церкви Святого Николы Набережного в Киеве; • портрет князя Криштофа Збаражского; • Софийский собор в Киеве. Свой выбор мотивируйте.
4. Какие из крепостей располагались на Волыни и в Галичине: • Каменец-Подольская крепость; • Луцкий замок; • Кодакская крепость; • Запорожская Сечь-крепость; • Острожский замок; • замок в Подгорцах; • Збаражский замок; • Бережанский замок?
5. Дайте ответы на вопросы: • Чем отличаются градостроительство и архитектура в первой половине 17 в.? • Какими были особенности строительства оборонительных сооружений? • Каковы признаки украинских скульптуры и живописи в первой половине 17 в.? • Как развивалось искусство гравюры?
6. О каком художественном явлении эпохи говорится в источнике? О чем свидетельствует распространение этого живописного жанра?
В письме к сестре князь Заславский (1616) писал: «Прошу, дай мне, ваша милость, дорогая госпожа сестра, нарисоваться и господина (мужа) проси, ваша милость, а я тоже изображение свое пошлю вашей милости, по крайней мере, пригодится пугать детей, если будут на чем-то слишком настаивать».
Коментарі (0)