Войти
Закрыть

Общественная и культурная жизнь древних китайцев

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 22. ОБЩЕСТВЕННАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

• Рассмотрите иллюстрацию. Зачем императору Китая нужно было войско после смерти? • Как эта находка связана с верованиями древних китайцев?

• О развитии какого искусства она свидетельствует? • Что, по вашему мнению, чувствовали люди, которые строили гробницу Цинь Шихуанди?

Глиняные фигуры воинов Шихуанди в натуральную величину (7000 воинов, 650 лошадей, 130 боевых колесниц). Это «войско» из гробницы Шихуанди нашли в 1972 г.

1. Какие занятия определяли повседневную жизнь древних китайцев?

Вы уже знаете, что основным занятием древних китайцев было земледелие. Сеяли пшеницу, ячмень, однако больше всего выращивали риса, который до сих пор является для китайцев важнейшим продуктом питания. Важной отраслью хозяйства было животноводство. Китайцы разводили крупный рогатый скот, который использовали в качестве тягловой силы, также свиней, овец. Занимались они огородничеством и садоводством. Из огородных культур выращивали чеснок, лук, черемшу, бамбук, тыкву, репу и т. п., а из садовых культур - груши, сливы, земляничное дерево, абрикосы, апельсины, каштаны, хурму, персики. Культивировали китайцы еще одно растение, которое в древности не знали в других краях, - чай.

В те времена Китай был единственной страной, изготавливавшей шелк. Технологию его изготовления китайцы держали в строгом секрете.

Понятно, что среди ремесел особое место занимало ткачество. Совершенствуя ткацкий станок и красители, китайцы производили много видов шелковой ткани. Шелковые ткани производились почти в каждом крестьянском хозяйстве, а также в частных и государственных ткацких мастерских.

Незаурядного мастерства достигли китайцы в выплавке металлов. В начале нашей эры для производства железа они уже начали использовать меха*, действовавшие с помощью водяного двигателя. Китайские мастера умели отливать из бронзы совершенную посуду. Популярными были также изделия из минералов: из яшмы и нефрита резчики изготавливали разнообразные чаши, бокалы, вазы. Славились изделия и китайских гончаров. Тонкостенную посуду из белой глины они украшали эмалью и изысканными рисунками.

* Мех - оборудование, устройство для нагнетания воздуха.

1. Изготовление шелка. Тутовая гусеница, съедая листья тутового дерева, выпускает тонкую нить, которой заворачивается в куколки. Куколки бросали в кипяток или держали над паром, потом разматывали шелковую нить.

2. Бронзовая китайская посуда 17-11 вв. до н. э.

2. Что такое конфуцианство?

В 5-3 вв. до н. э. в разных царствах возникали свои мировоззренческие учения. Много сторонников имело конфуцианство - учение, зародившееся еще перед созданием империи. Основатель этого учения - Конфуций (по-китайски Кун Цзы) (551—479 гг. до н. э.). Он принадлежал к обедневшему знатному роду, длительное время был жрецом, а потом открыл собственную школу. В то же время Конфуций путешествовал по стране. Его уважали как великого мудреца, хотя он не придумал ничего нового, а лишь собрал и записал древние переводы. Впоследствии Конфуция стали считать богом. Свое учение он изложил в форме бесед с учениками, которые были собраны в книге «Беседы и суждения». Согласно учению Конфуция верховным божеством является Небо. Император считался Сыном Неба, потому власть над другими людьми дана ему богом. Порядок, установленный Небом, Конфуций считал вечным, призывал уважать традиции в семье и государстве, больше всего ценил воспитание человека. Мыслитель сформировал правила поведения, придерживаясь которых, можно было достичь внутреннего самосовершенствования. Наивысшей добродетелью Конфуций признавал покорность: младшие должны подчиняться старшим, народ своим правителям. «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын - сыном», - убеждал Конфуций. Он призывал чиновников учиться, потому что, по его мнению, только образованный человек может занимать государственные должности.

3. Какие из правил конфуцианства связаны с повседневной жизнью китайцев?

Сформулированные Конфуцием правила поведения касались каждого - независимо от ранга, должности, имущества.

Одежда, прическа, манеры человека, согласно Конфуцию, должны были отвечать его положению, поэтому внешний вид не был личным делом каждого: по нему безошибочно угадывали, какое место занимал человек в обществе. По Конфуцию, воспитанный китаец - это тот, кто, заходя в дом, снимает обувь и идет босиком, прячет под себя пятки, когда сидит, всегда учтив с теми, кто ниже его по статусу, не брутален и не льстит тому, кто более высок. С младшими доброжелателен, а со старшими - почтителен. Китаец всегда должен быть опрятным в одежде и иметь приличную прическу. Прическу китайцы делали сложную: собирали волосы в пучок или заплетали косу на затылке, а остальные волосы брили. Длинная коса была признаком преданности императору. Простолюдины носили халаты из дешевой ткани, а состоятельные - из украшенного вышивкой шелка.

Разговор двух китайцев. Роспись керамической плитки времен династии Хань. Важнейшей деталью китайской одежды был халат. Мужчины в Китае, в отличие от женщин, даже за обеденным столом покрывали голову шапкой или повязкой для головы.

Желать счастья, здоровья и процветания принято во всем мире. Однако в Китае добрые пожелания стали настоящим культом. Главным пожеланием в тогдашнем Китае были «три много» - лет, сыновей и богатства.

Какие правила поведения и традиции древних китайцев, по вашему мнению, не утратили актуальности?

Прочитайте отрывок из книги «Беседы и суждения» Конфуция и дайте ответы на вопросы.

1. Объясните, как вы понимаете приведенные высказывания. 2. Какие из наставлений, по вашему мнению, правильны и почему? 3. Почему наставление «Чего себе не желаешь, не делай и другим» называют золотым правилом морали? «Учиться и не рассуждать - напрасный труд; рассуждать и не учиться - опасность... Тот, у кого природные качества преобладают над образованностью, - дикарь. Тот, у кого образованность преобладает над природными качествами, - обычный писарь. Тот, у кого уравновешены образованность и природные качества, является благородным человеком... Чего себе не желаешь, не делай и другим... Ничтожный человек хочет выгоды, а благородный - справедливости. Благородный человек обвиняет себя, ничтожный - других. Если у народа есть все, тогда и правитель ничего не требует; но если бедствует народ, тогда и у правителя не может быть всего...».

1. Как вы думаете, придерживался ли Цинь Шихуанди в своей деятельности приведенных положений из книги «Беседы и суждения» Конфуция? 2. Почему императоры династии Хань поддержали статус конфуцианства, руководствуясь принципом «Уважать лишь конфуцианство»?

4. В чем своеобразие китайской архитектуры и скульптуры?

Модель дома состоятельного китайца.

Дворец в Чанъане. Реконструкция.

Заметных успехов достигли древние китайцы в архитектуре, скульптуре и росписи. Крупные города появились в Китае в середине 1 тысячелетия до н. э. Самыми большими и лучше всего застроенными были столицы. Столицу Ханьской империи город Чанъань окружали стены длиной свыше 30 км. Самыми высокими зданиями в этой столице были дворцы императора, соединенные между собой крытыми переходами и подвесными галереями. В Чанъане насчитывалось 160 жилых кварталов, соединенных прямыми и ровными улицами, причем каждый квартал имел свою защитную стену с воротами, которые на ночь закрывали. В самой столице и в пригородной округе существовало девять рынков и несколько тюрем. На рыночных площадях хозяйничали ворожеи, цирюльники. Здесь также казнили преступников. Китайские города были многолюдными (в каждом из них проживало несколько сотен тысяч горожан), потому и строились многоэтажные дома.

Правда, тогдашние сооружения не сохранились. Представление о них можно составить на основе глиняных моделек и по изображениям на рельефах. Эти здания были обычно двух-или трехэтажными, с башнями. Они имели многоярусные черепичные крыши. Стены богатых домов украшали резьбой, картинами на шелке, опорные балки покрывали лаком. Однако жилье даже состоятельных китайцев меблировали попроще. Китайские архитекторы стремились сохранить в жилых зданиях открытость небесному пространству.

Рассмотрите модель жилого сооружения. 1. Сколько этажей имел дом?

2. Каковы его архитектурные особенности? 3. Какие детали придают зданию четкость и строгость, а какие - украшают его?

На примере глиняных фигур воинов подземной армии Шихуанди (с. 113) сделайте вывод о развитии скульптурного портрета в Древнем Китае.

Оцените себя

1. Какие занятия были распространены у китайцев?

2. Кто такой Конфуций, какими были основные положения его учения?

3. В чем особенность китайской архитектуры и скульптуры?

4. Что влияло на жизнь китайских городов?

На основе приведенных в тексте параграфа крылатых высказываний Конфуция поразмышляйте, кого древние китайцы считали мудрым человеком. Отличаются ли их представления от современных?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація