Войти
Закрыть

Письменность, образование и научные знания в Древнем Китае. Практическое занятие 5

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 23. ПИСЬМЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

1. Каковы особенности древнекитайской письменности? Каким было образование китайцев?

В Древнем Китае для письма использовали иероглифы. Китайских иероглифов насчитывалось около 10 тысяч. Их писали вертикальными столбиками сверху вниз (столбики размещали справа налево). Чтобы считаться грамотным, китаец должен был выучить по меньшей мере 7 тыс. иероглифов. Запомнить написание иероглифа, а тем более воссоздать его на материале для письма достаточно сложно, ведь количество черточек в одном иероглифе в разных комбинациях могло достигать 52.

Для письма древние китайцы сначала использовали кости животных и панцири черепах. Позже писали на бамбуковых или деревянных дощечках. Впоследствии китайцы начали использовать для письма шелковые ленты, а с 1 в. - бумагу.

Образованным в Китае считался тот, кто овладел «шестью искусствами»: ритуалы, музыка, умение стрелять из лука, управлять колесницей, читать, писать и считать.

Получали образование китайцы в многочисленных частных школах, в которые «учителя-мудрецы» сами набирали себе учеников. Однако существовали и государственные школы. Обучение в Китае получило толчок к развитию после ввода императором У Ди конкурсных экзаменов. Цель экзамена - открыть путь для чиновнической карьеры самым способным, самым лучшим выпускникам. Поскольку учитывались знания претендентов, желающих учиться становилось все больше и больше, поэтому китайцы массово записывались в частные конфуцианские школы.

Составьте план рассказа о письменности и образовании в Древнем Китае, формулируя пункты плана как вопросительные предложения.

Работаем самостоятельно. Задание 1.

Объедините представленные слова в предложение: В Древнем Китае, иероглифы, 7 тыс., количество черточек, 52.

Какое слово или словосочетание является лишним в строке: бумага, глиняная табличка, шелковая лента, бамбуковая дощечка, кости животных? Дополните предложение. После ввода императором У Ди...

Дайте ответ на вопрос. Почему справедливым является утверждение, что в Древнем Китае «воин никогда не был образцом для подражания - им всегда был грамотей-чиновник».

2. Какой вклад китайцев в сокровищницу человеческого опыта?

Китай - страна, в которой было сделано много открытий и изобретений, которыми мы пользуемся и сегодня. Вы уже знаете, что китайцы изобрели бумагу.

Изготовление бумаги было сложным и скучным делом. Молодой бамбук, льняные и шерстяные тряпки, рис, конопля, камыш измельчали, растирали и варили в воде в казане. Волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн и зачерпывали из него рамкой, на которую была натянута сетка из шелковых нитей. Вода стекала, а на сетке оставался слой бумаги. Влажный лист снимали с сетки, утюжили и высушивали.

В Китае создали компас. Он имел вид квадратной пластины с магнитной ложкой на поверхности, которая свободно вращалась, неизменно указывая ручкой на север.

Китайские астрономы первыми заметили пятна на Солнце. Они описали 800 звезд, разделили небо на 28 зодиакальных созвездий. Важным изобретением был первый в мире сейсмограф - прибор для определения силы подземных толчков во время землетрясений. Он состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого был вертикально расположен маятник. Китайские математики знали десятичные дроби и действия с отрицательными числами.

Высокого уровня достигла китайская медицина. Китайцы открыли лечебные свойства многих трав. Чай они употребляли как лекарство, которое помогает преодолеть усталость и продлевает жизнь. Целые трактаты были написаны о целебных свойствах женьшеня. Китайцы использовали болеутоляющие средства, исследовали определенные нервные центры и методы воздействия на них с помощью массажа или иглоукалывания.

Китайцы изобрели порох, который сначала использовали для фейерверков во время торжеств в императорском дворце.

Древний Китай знаменит лаковыми изделиями. Китайские лаки имели способность консервировать древесину, противостоять действию кислот и высоких температур (до 500 °С).

Китай, как вы уже знаете, - родина шелка.

Выскажите предположения о значении каждого из изобретений для развития хозяйства и образа жизни в Древнем Китае.

Работаем самостоятельно. Задание 2. Рассмотрите иллюстрации, которые касаются изобретений и открытий древних китайцев в области природно-математических знаний. Подготовьте краткие комментарии к иллюстрациям для интернет-страницы «Природно-математические науки в Древнем Китае».

3. Какие гуманитарные науки развивались в Древнем Китае?

Прочитайте фрагмент из произведения Симы Цяня. Найдите в учебнике годы жизни ученого. Кем был Сима Цянь? Был ли он участником описанных событий? О развитии какой науки идет речь?

«...Только что Шихуанди вступил на престол, сразу начал пробивать гору Лишань, чтобы обустроить в ней могилу. Когда же он объединил Поднебесную, направил туда более семисот тысяч каторжных из всей страны... Они укрепили стены бронзой и построили саркофаг. Усыпальницу заполнили макетами дворцов, фигурами чиновников всех ведомств, необычной утварью и ценными изделиями. Мастерам приказали изготовить мощные механические самострелы для того, чтобы расстреливать всех тех, кто проникнет внутрь горы и приблизится к могиле. Из ртути создали многочисленные малые и большие реки и моря, которые перетекали с одного места на другое. На потолке изобразили картину неба, на полу - карту земли...».

Обычаи каких народов Древнего Востока напоминает описание усыпальницы Цинь Шихуанди?

Работаем самостоятельно. Задание 3. Дайте ответы на вопросы:

1. О каких событиях идет речь во фрагменте из произведения Симы Цяня?

2. Когда они состоялись?

3. Зачем Сима Цянь рассказывает об этих событиях? В чем ценность источника?

Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).

Оцените уровень развития научных знаний Древнего Китая. Какие из открытий китайцев стали известны другим народам? Какие изобретения, сделанные китайцами, были настоящими открытиями? Почему многие открытия, сделанные в Древнем Китае, не стали достоянием других народов?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація