Что такое история Средних веков?
- 11-04-2022, 01:00
- 467
7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем
Что такое история Средних веков?
1. Место Средневековья в истории человечества
Распад в 476 г. Западной Римской империи стал трагическим финалом истории Древнего мира и началом нового этапа всемирной истории — Средних веков. Для современников тех событий смена исторических эпох произошла почти незаметно — в их повседневной жизни мало что изменилось. Однако с течением времени становилось все хуже. Самое большое государство Древнего мира распадалось долго. Частая смена правителей стала привычной. Да и Рим даже почти два века фактически не был столицей — его неоднократно захватывали и грабили племена варваров. Наступившую новую эпоху впоследствии историки назвали Средними веками.
Первыми термин «средние века» стали употреблять в XV-XVI вв. итальянские мыслители. Этим названием они характеризовали большой исторический отрезок между двумя «просвещенными» эпохами — античностью и Возрождением. Эпоху V-XV вв. они считали временем дикости и варварства до тех пор, пока не стали известны потерянные и забытые достижения античной цивилизации. Со временем термин «средние века» получил распространение и закрепился за периодом европейской истории от середины V до конца XV века, хотя и приобрел несколько иное значение.
Цивилизация — в данном случае под этим термином подразумевают уровень, степень общественного развития материальной и духовной культуры.
Признаки цивилизации:
появление городов
отделение ремесла от земледелия
создание государства
возникновение письменности
расслоение общества на классы
В римском восприятии варварами стали прежде всего народы, живущие на границах империи: кельты, германцы, славяне, тюрки и другие. Больше всего повлияли на дальнейшую судьбу Западной Римской империи германцы.
Вследствие многих причин в V в. варварство победило цивилизацию и стало началом новой эпохи.
Действительно, средние века — это поворот от цивилизации к варварству. Это время забвения и уничтожения достижений античной цивилизации. Это время жестокости, время варварства и необразованности, суеверий и религиозных предубеждений, кровавых войн и страшных эпидемий. Средние века начинаются упадком Римской цивилизации и появлением варварских королевств.
Нашествие гуннов
Но невзирая на всевозможные притиснення и гонения, а подчас ценою жизни, прогрессивные деятели эпохи Средневековья сквозь тернии прокладывали цивилизованный путь развития.
Периодизация истории Средних веков
Средневековье — большая историческая эпоха, однако ее хронологические рамки сложно четко очертить.
Средневековье, как эпоха в истории Европы, охватывает приблизительно тысячу лет и, как правило, разделяется на три периода:
- раннее Средневековье (конец V-X вв.) — зарождение и становление западноевропейской христианской средневековой цивилизации;
- развитое Средневековье (XI - первая половина XIV вв.) — расцвет западноевропейской христианской средневековой цивилизации;
- позднее Средневековье (вторая половина XIV - конец XV вв.) — по удачному высказыванию нидерландского историка XX в. Иоганна Хейзинга, это «осень Средневековья», или эпоха пышного и прекрасного отцветания средневековой культуры, завершающая историю Средних веков.
Историческая периодизация — разделение истории на определенные периоды, которые являются историческими этапами общественного или культурного развития стран и народов и характеризуются примечательными событиями, явлениями или процессами.
Зачем мы изучаем эпоху Средневековья? Она же давно канула в Лету! Но если присмотреться, то, оказывается, современность тесно связана со Средневековьем. В средние века была начата история народов и государств современной Европы, сложилась культурно-политическая и духовная общность, которую называют «Западом». На Востоке в средние века также происходили изменения. Одно из них — возникновение арабо-мусульманской цивилизации, которая, кстати, сохранила и передала Западу многие достояния античных времен. Продолжали стремительно развиваться Индия и Китай.
В средние века сложилось современное летоисчисление, возникла письменность народов Европы: на основе латинской азбуки — в Западной и Центральной Европе, на основе греческой — в Южной и Восточной. Европа, какой мы ее знаем, и большинство современных государств появились именно в средние века. Окончательно утвердились такие мировые религии, как христианство и ислам.
Много традиций, законов, черт культуры берут свое начало в Средневековье. Средние века сохранили для грядущих поколений часть наследия древних времен и передали им свои достижения. Мы воспринимаем добро и зло, честь и бесчестие, порядочность и непристойность так, как это понимали люди той поры.
И теперь в городах можно увидеть действующие сооружения Средневековья, в музеях — непревзойденные творения мастеров, а книги средневековых авторов все так же популярны. Люди пользуются изобретенными в эпоху Средневековья вещами — пуговицами, очками, ножницами, механическими часами, конской упряжью, бумагой, порохом и тому подобное. Кроме того, средневековые мастера придумали платья и штаны. Этот перечень можно продолжать. Изучая прошлое, можно лучше понять современность, а иногда и изобрести что-то новое. Недаром говорят: «Все новое — это хорошо забытое старое». Если история древнего мира изучает цивилизации, развивавшиеся преимущественно в Средиземноморском регионе, то история средних веков изучает народы, заселявшие Європу и Азию.
Перед вами книга, которая рассказывает о тех далеких событиях. Прочитайте ее, погрузитесь в мир Средневековья и попробуйте сложить собственное впечатление о той эпохе.
- Какие хронологические рамки истории средних веков?
2. Источники изучения истории средних веков
За время существования на Земле человечество оставило много «следов» своей деятельности. Историки старательно отыскивают их, изучают и пытаются как можно вероятней воссоздать жизнь людей в прошлом. Как вы уже знаете, ученые называют эти «следы» жизнедеятельности человека историческими источниками.
Средневековье меньше отдалено от нашего времени, чем древняя история, потому исторических достопримечательностей и разнообразных исторических источников для изучения средневековой эпохи намного больше. Для изучения истории Средневековья используют вещественные источники.
Вещественные источники
Исторические источники — все созданное в процессе человеческой деятельности, которая отображает историческое развитие и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Исследуя исторические источники, ученые узнают, какой была жизнь людей каждой исторической эпохи.
Письменные источники
К ним принадлежат остатки материальной культуры прошлого, в частности разнообразные здания, орудия труда, мебель, оружие, одежда и тому подобное.
Большое значение имеют письменные источники — документы, исторические произведения-хроники или другие письменные свидетельства. Они дополняют то, о чем можно узнать по вещественным источникам, и помогают полнее отобразить картину жизни средневекового человека, его миропонимание.
Большое значение для изучения Средневековья имеют этнографические источники — сохраненные до нашего времени древние обычаи, вид жилья, разнообразные технологии и фольклор.
Этнография — историческая наука об особенностях жизни, быта, хозяйстве, преданиях, верованиях народов.
Этнографические источники
До наших времен сохранилось очень много легенд, преданий, сказок, песен со времен Средневековья. Все они представляют массив устных источников. И дают понимание того, как воспринимался мир средневековым человеком. А иногда повествуют о событиях, которые не упоминают другие источники.
Также значительную ценность представляют языковые источники. Язык не является постоянным. Он развивается и изменяется, отражая изменения в развитии общества. Анализ языков дает бесценный материал для понимания внешних влияний, уровня развитости общества и тому подобное.
Лишь сочетание информации изо всех наявных источников позволяет создать полную картину жизни средневекового человека и его мира.
Источники изучения истории средних веков
3. Как работать с учебником
Прежде чем начать работу с учебником, необходимо ознакомиться с его содержанием и структурой. Материал учебника объединен в шесть разделов, каждый из которых содержит от четырех до шести параграфов, разделённых, в свою очередь, на несколько пунктов. В тексте вы увидите слова и даты, выделенные черным шрифтом. Это значит, что на них необходимо обратить особое внимание. Как вы уже знаете, история, как и любая другая наука, имеет собственную терминологию, которую необходимо понимать. Учебник содержит даты основных событий, определения понятий и терминов, информацию о выдающихся исторических деятелях. Работая на занятиях и дома, необходимо обязательно проверять себя, чтобы убедиться, насколько правильно вы запомнили хронологию событий, имена лиц, новые понятия и термины.
Важная роль в понимании материала отводится приведенным в учебнике документам, иллюстрациям, картам и схемам. Работая с соответствующим параграфом, необходимо прочитать прилагаемый к нему документ и ответить на поставленные вопросы. Рассматривая иллюстрации, обязательно обращайте внимание на подписи, объясняющие содержание изображенного. Схема раскроет вам связи между составляющими определенного исторического явления, объяснит его особенности и тому подобное. Робота с исторической картой позволит выяснить, где именно происходили события, о которых идет речь в тексте, или какие изменения они повлекли.
После каждого параграфа есть вопросы и задания.
Закончив учебную тему, вы будете иметь возможность подвести итог изученному материалу по предложенным после него обобщающим заданиям. Тестовые задания к теме позволяют вам провести самопроверку уровня приобретённых знаний.
Каждая тема содержит практическое занятие, способствующие приобретению и совершенствованию навыков работы с историческими источниками.
Для того, чтобы вам было удобнее работать с учебником, необходимо обращать внимание на размещенные на его страницах условные обозначения и их значение.
Закрепим знания
- 1. На какие периоды современные ученые разделяют историю человечества?
- 2. Как возник термин «средние века»? Какие хронологические рамки Средневековья?
- 3. Назовите виды исторических источников, по которым изучают историю средних веков.
- 4. Можно ли согласиться с высказыванием «Как из источника получают воду, так из исторического источника получают знания о прошлом»?
- 5. Как вы понимаете высказывание о том, что история является «наукой о людях во времени»?
- 6. Классифицируйте изображенные исторические источники.
Коментарі (0)