Войти
Закрыть

Арабский халифат

7 Клас , Всемирная история 7 класс Гисем

 

§ 5. Арабский халифат

1. Аравийский полуостров и его население

Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, — это пустыни и степи. Аравия разделяется на несколько разных по природным условиям областей. На южном западе полуострова протянулся Емен с плодородными землями, богатой тропической растительностью. Население полуострова издревне занималось земледелием и садоводством. Середина полуострова — Неджд — огромное засушливое плоскогорье, где возможно лишь кочевое скотоводство. Рек здесь нет, лишь сухие русла, которые иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодцы. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодная разве что для земледелия в отдельных оазисах. Безграничные пространства, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов стали кочевниками — бедуинами («жителями пустыни»), разводящими коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Аравийский полуостров

Бедуины

Бедуины жили племенами, разделёнными на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и саиды, которые имели большие отары, много рабов и получали значительную часть добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялись разным племенным богам — единственной религии у них не существовало. Наиболее почитаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня Луны Син, богиня-мать Лат. Олицетворениями богов арабы считали рукотворных каменных идолов и естественные каменные столбы. Встречались также и немногочисленные сторонники иудаизма и христианства.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал древний торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились большие торговые центры, впоследствии превратившиеся в города, — Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, возникшая на месте остановки караванов. Ее жители обитали в больших каменных домах. Каждую весну в Аравии на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался общий мир. В это время все арабы могли посетить главное святилище Мекки — Каабу (в переводе с арабского — «Куб»), в стену которого был вмурован черный метеорит. В этот период в городе устраивались разнообразные соревнования и большая ярмарка.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Количество населения полуострова увеличилось, нехватало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападения иранцев, которые хотели, чтобы торговые пути проходили побережьем Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но преградой стали стояли разные племенные верования.

  • Где расположена родина арабов?
  • Какими были природные условия этого региона? Развитию каких занятий они способствовали?

Кааба в Мекке

Арабы

2. Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал Мухаммед (570-632), имя которого означает «вдохновенный», «пророк». В Европе его называли Магометом.

Мусульманин — человек, исповедующий ислам.

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).

Пророк Мухаммед (европейская гравюра XIX в.)

Житель Мекки Мухаммед принадлежал к бедному семейству. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он вступил в брак со своей хозяйкой и разбогател. Спустя некоторое время Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он — орудие Божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Около 630 г. он начал проповедовать ислам. Однако не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, потому он был вынужден перебраться в город Ятриб — соперник Мекки. Ятриб, жители которого в 622 г. приняли Мухаммеда, начали называть Мединой — городом пророка. С тех пор, от года Хиджры, как называют его мусульмане, ведется счет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммеда быстро распространилось, и в 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, является наибольшей святыней мусульман. По религиозной легенде, после смерти пророк вместе со своим конем вознесся на небо.

Фрагмент суры Корана

Основным религиозным требованием Мухаммеда к арабам был отказ от поклонения разным племенным богам и признание существования единого Бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий проявилось в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан — Иерусалим — признавался и мусульманами.

Для того, чтобы быть мусульманином, необходимо следующее:

  • 1. Верить в существование единого Бога — Аллаха.
  • 2. Пять раз в день выполнять обязательную молитву.
  • 3. Раз в году придерживаться обязательного поста — рамазана — от рассвета до заката солнца.
  • 4. Тратить пятую часть прибыли на милостыню, чтобы освободиться от грехов.
  • 5. Хотя бы раз в жизни осуществить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Коран

Одежда мусульманок

Мухаммед изложил и «завет священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих Священным Писанием, с которыми надо вести благородные споры, а язычников призывал уничтожать.

В самом начале своего проповедования Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране отмечено, что неравенство среди людей установлено Богом, и мусульманин не должен завидовать тому, кто более богат.

На языке документа

Хадисы (высказывание и установки) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от малого — неисчерпаемое богатство.

3. Рай — под стопами матерей.

4. Стыд — от веры.

5. Сухость глаз — признак жестокого сердца.

6. Наилучшие из вас те, кто призывает к благу.

7. Большая это измена, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лгуном, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приязнь к людям — половина ума.

11. Хорошо спросить — половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик — друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, — святой мученик.

15. Имущество мусульманина — кровь мусульманина.

16. Бедность — порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

  • Какое ваше отношение к поучениям Мухаммеда?
  • Содержат ли поучения пророка общечеловеческие идеалы, которых должны придерживаться люди независимо от их религиозных убеждений? Обоснуйте свое мнение.

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единое общество мусульман. Между Мединой и Меккой разгорелась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать была вынуждена покориться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращения пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммеда и приняли ислам.

Прибыв в Мекку, Мухаммед направился к главному святилищу — Кааби. Объехав ее на лошади семь раз, он дотронулся посохом к черному камню и сказал: «Истина пришла, пусть исчезнет неправда!» Далее приказал уничтожить почти 300 разных племенных идолов, которые окружали Каабу. Мухаммед объявил Каабу главным святилищем всех мусульман, запретил посещать ее неверующим арабам, иудеям и христианам. Каждый мусульманин, по словам Мухаммеда, должен хотя бы раз в жизни побывать в Каабе. Главным святилищем она была признана потому, что, по арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Измаила, которого арабы считали своим родоначальником. Авраам, как и мусульмане, верил в единого Бога, которому и посвятил этот храм, а язычники, по мнению Мухаммеда, впоследствии осквернили святыню.

Теперь Кааба расположена в центре мечети аль-Харам — кубического каменного сооружения высотой в пятиэтажный дом. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.

Так под флагом ислама Мухаммед объединил населявшую Аравию арабские племена, большинство которых пребывало под его властью.

  • Кто считается основателем ислама и почему?
  • Где расположена главная святыня арабов? Как она называется?
  • В каком году состоялось объединение арабов под началом Мухаммеда?
  • Как называется священная книга мусульман?

3. Завоевание арабов во времена первых халифов

После смерти пророка между его сторонниками и знатью Медины начались споры о преемственности. Ведь суть была не только в том, кто станет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит созданное им государство. Наконец было решено, что государством будут руководить халифы — «заместители пророка». В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифа, которые правили в 632-661 гг., были близкими друзьями и родственниками Мухаммеда.

Халифы призывали народ распространять ислам, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление — началось время арабских завоеваний, самые значительные из которых были осуществлены при втором халифе — Омаре (634-644 гг.). Арабы отвоевали в Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья. По преданию, после завоевания Египта халиф Омар приказал уничтожить знаменитую Александрийскую библиотеку, сказав: «Все, что соответствует Корану в древних книгах, есть в нем, а то, что не соответствует, не нужно мусульманам».

Арабское войско в походе

  • Благодаря чему арабское войско достигало высокой подвижности?
  • Какое основное вооружение арабского воина?

Военным успехам арабов способствовали преимущества в военной тактике. Они создали первоклассную легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремен. Опершись на них, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войны во имя Аллаха». Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы в первую очередь захватывали имущество богачей, потому большинство порабощенных видели в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но в то же время разными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. Вследствие завоеваний возникло огромное государство — Арабский халифат.

Мечеть халифа Омара в Иерусалиме

Уже с самого начала в Арабском халифате разгорелась борьба за власть. Она особенно усилилась во времена старого и безвольного третьего халифа — Османа (644-656 гг.) и четвертого халифа — Али (656-661 гг.). Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.

  • Какие территории были захвачены арабами во время правления первых халифов?
  • Какое название носило государство арабов?
  • Раскройте содержание понятий и терминов: бедуин, эмир, халифат.

4. Омейяды и Аббасиды

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, который превратился в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал почти 90 лет (661-750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. До конца VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии на запад от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с войском в 7 тыс. конников переправился через пролив Геркулесовые столбы, названный позже его именем (Гибралтар). Он разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы пытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение под Пуатье. На востоке арабские полководцы продвинулись вглубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии до реки Инд. Три раза осуществляли арабы походы на Константинополь, в 717-718 гг. на протяжении года держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.

Вследствие завоеваний границы халифата Омейядов протянулись от Атлантического океана на западе до Китая и Индии на востоке. По своим размерам Арабский халифат превзошел Римскую империю во времена ее расцвета, а также государство Александра Македонского.

В 750 г. Омейядов сбросила иранская и иракская знать, недовольная засилием сирийско-арабских вельмож. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейяды. Он учредил новую династию Аббасидов, которая правила в 750-1055 гг. Столицу халифата перенесли в Багдад. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов», эрой невиданной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных.

На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые ткани из Китая, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран.

  • Назовите династии первых правителей арабского государства.

5. Общественный строй халифата

При первых четырех халифах государством руководило высшее религиозное лицо, которого избирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическую монархию, которая приобрела черты восточной деспотии — форму государственного строя, при которой монарх обладает неограниченной законодательной и судебной властью, ни перед кем не отвечает за свои поступки, держится на насилии и терроре.

Арабский халифат был государством, созданным в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было лишь силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 000 воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.

Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, халифат силой объединил народы, имеющих разную историю и культуру. С тех пор, как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась.

По арабским законам вся земля принадлежала халифам, которые лишь временно уступали ее части своим слугам. После смерти вельможи все его имущество переходило в казну халифа, и только от его желания и благосклонности зависело, получит ли потомок умершего какое-то наследство.

Огромное количество чиновников следило за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельний налог; джизия — подушное, которые платили немусульмане; зякят — десятина, поступающая в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Корану. Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корану. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов.

Во-вторых, власть халифов, которые жили в роскоши, а управление государством поручали своим приближенным, год от года слабела. Эмиры (наместники халифов), управлявшие на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.

Все это привело к тому, что в конце VIII в. — в начале XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 г. Багдад завоевали турки-сельджуки, и халифат прекратил свое существование.

  • Сколько лет просуществовал Арабский халифат?

6. Культура халифата

Время Арабского халифата обогатило мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, так утверждать не совсем правильно, поскольку она впитала в себя культуры покоренных народов. Арабы охотно усваивали их знания и традиции. Более того, они смогли соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составлялись документы, велись переговоры и молились. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

Самый весомый вклад сделали арабы в развитие естественных и точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Эвклида, Птолемея. В Багдаде, Корду, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти высшие школы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. В Каире, Кордове и других городах существовали огромные библиотеки, где были собраны сотни тысяч книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы позаимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали большие обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Арабский рынок

Арабское оружие

Арабский философ

Певец и музыкант Зирйяб

Путешественник Ибн Фадлан

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известны нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию — вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна. В своем главном труде «Канон медицинской науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд много веков был настольной книгой врачей Востока и Запада.

Арабские путешественники (Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие) первыми посетили страны, которые не были известны даже в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX-X веках.

В IX в. жил певец и музыкант Зирйяб.

Он пел и играл в багдадском дворце знаменитого халифа Харуна ар-Рашида. Позже музыкант переселился в Испанию.

Арабским путешественникам (Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и др.) был известен значительно больший мир, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос «Шахнаме» («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских шахов.

Расцвет Арабского халифата отличался значительным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Мечеть Аль-Азхар, Каир, Египет (современный вид)

Арабы умели обустраивать свой быт. Совместив традиции античности, Византии, Персии, они создали утонченную восточную роскошь — самые тонкие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и выращивании садов. Умели арабы организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента как гитара.

Большой популярностью в арабов пользовались бани, которые были не только местом, где мылись, но и своеобразными клубами встречи друзей. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура имела большое влияние на Западную Европу. Захваченная арабами Испания стала источником, откуда в европейские страны распространялись научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордову, которую они называли «светлой красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств». Отсюда они привозили в Европу переведенные на арабский язык древние труды. В европейских монастырях существовали центры перевода произведений из арабского языка на латынь. Так благодаря арабам средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.

  • Составьте перечень достижений арабской культуры.

Главным сооружением мусульманского Востока была мечеть. Снаружи мечети часто напоминали крепости, обнесённые глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, из которых пять раз в день верующих призывали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась верующим, которые вошли в мечеть. Сначала они попадали в прямоугольный двор, обнесённый арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовений. К двору примыкал зал для молитв. Потолок зала держался на рядах колонн. В самой известной Кордовской мечети (VIII-X вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Она освещалась 250 люстрами на 7 тыс. ламп. Красивейшей считается Каирская мечеть (XIV в.). Святым местом мечети является михраб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки, украшенная резьбой и мозаикой. Молящиеся всегда обращены к мехрабу. В мечетях нет ни икон, ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться каким бы то ни было изображениям. Однако интерьер мечети украшен многочисленными арабесками — переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей изображено много надписей (высказывания из Корана), которые напоминают орнамент (вязь). Это целое искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

Закрепим знания

  • 1. Определите причины появления ислама. Чего учит мусульманская религия? Какие основные положения ислама?
  • 2. Почему именно Аравия стала колыбелью новой мировой религии? Почему ислам достаточно быстро распространился среди арабских племен?
  • 3. Куда были направлены военные походы арабов? Какие территории им удалось завоевать? Объясните, почему арабские завоевания были осуществлены относительно быстро и небольшими силами.
  • 4. При каком халифе были осуществлены наибольшие завоевания арабов?
  • 5. Какие битвы положили конец продвижению арабов в Европу?
  • 6. Что обусловило распад и упадок Арабского халифата? Когда прекратил свое существование Арабский халифат?
  • 7. Благодаря чему расцвела арабская культура? Какие ее истоки?
  • 8. Чем общественный строй халифата отличался от строя Франкского королевства во времена Хлодвига?

Практическое занятие

Влияние первых средневековых империй на европейскую историю

Цель. Определить влияние первых средневековых империй на европейскую историю.

Ход работы

1. Рассмотрите карту и определите.

  • A) Какие регионы мира охватили своим влиянием Карла Великого и Византийская империи, Арабский халифат?
  • Б) Какие регионы были пересечением их интересов (влияния)?
  • B) Какая из империй просуществовала больше всех?

2. Ответьте на вопрос.

  • А) Считается ли конфликт между империями религиозным? Почему?
  • Б) Какие архитектурные достопримечательности можно считать символом: Византийской империи, империи Карла Великого, Арабского халифата?

3. Обсудите в группах.

Как повлияли три больших государства раннего Средневековья на дальнейшее развитие?

  • А) религии
  • Б) создания государства
  • В) социальных отношений

4. Сделайте вывод в соответствии с целью работы.

Вопросы и задания на обобщение по теме «Рождения средневекового мира. Особенности его развития»

1. Почему лимес не стал серьезным препятствием для проникновения варваров в пределах Римской империи?

2. Почему дворцовый переворот в 476 г. считается концом Западной Римской империи?

3. Объясните, почему в Италии остготы и римляне не объединились в один народ, а франки и галло-римляне сделали это?

4. Хлодвиг длительное время отказывался принять христианство, невзирая на все уговоры жены-христианки. Как вы считаете, какие аргументы «за» и «против» были у него?

5. Составьте хронологическую таблицу основных событий из истории Франкского королевства и империи Карла Великого.

6. Объясните значение понятий и терминов: «Великое переселение народов», «миграция», «варварские королевства», «халифат», «арабский мир», «ислам», «Коран», «василевс», «империя», «арабески», «иконоборчество».

7. Составьте исторический портрет одного из выдающихся исторических деятелей: Хлодвига, Карла Великого, Мухаммеда, Юстиниана I, Василия II Болгаробойца.

8. Был ли Верденский раздел империи Карла Великого закономерным явлением?

9. Благодаря чему франки и византийцы остановили завоевания арабов?

10. Вскоре после смерти Юстиниана I Византия потеряла большинство из того, что было им завоевано. Что помешало византийцам возобновить Римскую империю в бывших ее пределах.

11. Расшифруйте образное высказывание современного английского историка Н. Дейвиса: «Византийская империя, возобновленная после изгнания латинских императоров, была похожа на тень собственной тени».

12. На примере жизни Мухаммеда объясните суть высказывания «нет пророка в своем отечестве».

13. Чем можно объяснить быстрое распространение ислама среди арабов и покоренных ими народов?

14. Сравните арабские завоевания с нашествием варваров на Римскую империю. В чем отличие?

15. Правильно ли называть мусульманскую культуру арабской? Свое мнение обоснуйте.

16. Почему каллиграфия стала одним из главных искусств мусульман?

17. Почему судьбы Западной Европы и Византии были противоположно разными: первая только набирала сил, вторая постепенно приходила в упадок?

18. Пользуясь исторической картой, выполните задания:

  • Покажите варварские королевства, которые образовались на просторах Западной Римской империи; территории, которые захватили франки после их переселения за пределы Рейна.
  • Определите, на территории каких современных стран существовала империя Карла Великого.
  • Укажите границы раздела империи Карла Великого.
  • Очертите границы арабских завоеваний.
  • Обведите границы Византийской империи во время ее наибольшего расширения.
  • Какие народы претендовали на наследие Византии?
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду