Войти
Закрыть

Япония

8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей

 

§ 33. Япония

1. Объединение и самозакрытие Японии

Территория Японии небольшая. Страна расположена на четырёх островах — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. В эпоху Средневековья Япония не знала внешних войн и вторжений чужестранцев, хотя местное население поддерживало контакты с Китаем и Кореей. Важную роль в обществе играли кланы знати.

Храм Китано Темлан-гу. г. Киото (Япония). Современное фото

Самураи из княжества Сацума. Фото. 1860-е годы

В VI в. в Японии продолжался процесс формирования государственности, сопровождавшийся борьбой кланов за лидерство. Тогда же из Кореи пришла новая религия — буддизм. Не все кланы восприняли новую веру, считая её надругательством над древней религией японцев — синто. В то же время некоторые кланы считали буддизм неисчерпаемым источником могущества великого континента и благодаря его универсальности надеялись получить господство над другими кланами. В конце концов вспыхнула открытая вражда между родом Сога, поддерживавшим буддизм, и кланами, выступавшими против распространения новой религии. В решающем вооружённом столкновении победили Сога, а их представитель возглавил правительство и провёл реформы, заложившие основы полнокровного японского государства. Его правитель получил титул «небесного императора» (тенно), а государство стали называть Ниппон (Нихон), т. е. «корень солнца». Отсюда происходит европейское название Япония, т. е. Страна восходящего солнца. Первой столицей Японии был город Нара.

В середине VIII в. в результате нового противостояния между кланами в стране утвердился при власти клан Фудзивара, забрав у императора рычаги управления. Во времена правления Фудзивара императорская резиденция находилась в Киото — второй официальной столице страны. Так продолжалось до XI в., когда в Японии стали формироваться кланы военной аристократии — самураи. Между самурайскими группировками (наибольшее влияние имели Тайра и Минамото) шла постоянная борьба за власть, завершившаяся в 1158 г. победой клана Тайра. Однако вскоре клан Тайра был разгромлен, и в 1192 г. Ёритомо Минамото получил титул верховного военачальника (сёгуна) и стал первым законным правителем Японии. Затем сёгунами стали представители другого самурайского клана — Асикага.

Неизвестный художник. Самурай на коне. XVII в.

Самураи (от япон. самурау — служить) — военное сословие знати, существовавшее в Японии с XI до первой половины XIX в. и руководствовавшееся требованиями чести, верности себе и преданности своему господину.

Кано Мотохиде. Ода Нобунага. 1583 г.

В 1467 г. во времена правления восьмого сёгуна Асикаги Ёсимаси в Японии вспыхнула гражданская война. Она усугубила политическую нестабильность в стране и вызвала непрерывные войны в провинциях. В начале 1540-х годов в Японию проникают европейцы, которых ещё со времён Марко Поло привлекали неимоверные богатства страны. Они везли в Японию прежде всего оружие — аркебузы и мушкеты. Вслед за европейскими купцами в Японию поспешили португальские, испанские и другие миссионеры, развернувшие тут масштабную христианскую пропаганду.

Период политической неразберихи и гражданских войн продолжался до 1560-х годов. Процесс национального объединения страны начал полководец Ода Нобунага (1534-1582), понимавший, что ему нужно не только победить своих противников, но и подчинить своей власти императорский двор в Киото. Поэтому Ода Нобунага организовал поход на Киото и в 1568 г. занял город. Он также начал войну с воинственными конкурентами и могущественными буддийскими монастырями. Захватывая новые земли, Ода Нобунага вызвал недовольство у части самураев. В 1582 г. враги окружили его в одном из храмов Киото, и он совершил самоубийство.

2. Сёгунат Токугава. Политика самоизоляции

Дело объединения Японии продолжил один из полководцев Оды Нобунаги, бывший крестьянин Тоётоми Хидэёси (1536-1598). В 1590 г. он контролировал большую часть Японии. Тоётоми Хидэёси дважды снаряжал войско для завоевания Кореи, но так и не смог победить эту страну.

Когда Тоётоми Хидэёси умер, против его сына Хидэёри выступил бывший союзник Оды Нобунаги — Токугава Иэясу (1542-1616). В битве при Секигахари он разгромил сторонников Хидэёри, которые после поражения стали лагерем в замке Осака и продолжали оказывать сопротивление. Для укрепления власти над страной Токугава Иэясу в 1603 г. провозгласил себя сёгуном, основав таким образом сёгунат Токугава (1603-1867) со столицей в г. Эдо (в настоящее время — г. Токио). Фактически Токугава и его последователи отстранили императора от власти и политической жизни, но продолжали опираться на его религиозный авторитет и постоянно утверждали, что получили санкцию на власть от самого императора.

Сёгунат — политическая система Японии. Император оставался верховным жрецом синто и исключительно официальным, номинальным правителем государства. Вся политическая, экономическая и судебная власть была сосредоточена в руках сёгуна.

Политика самоизоляции — закрытие страны от внешнего мира. Такую политику проводили правители некоторых стран Дальнего Востока в XVII-XIX вв.

Неизвестный художник. Португальская каракка в Нагасаки. XVII в.

Через два года Токугава Иэясу формально передал власть своему сыну, продолжая на самом деле руководить страной. Окончательно расправиться со своими врагами Токугава Иэясу сумел в 1615 г., завладев замком Осака и победив Хидэёри и его сторонников. После этого власть сёгунов Токугава установилась над всей Японией.

Важной частью внутренней политики сёгуната Токугава стало «самозакрытие» страны, вызванное массовым наплывом европейцев, распространением христианства и угрозой превращения Японии в колонию. Ещё в конце XVI в. возмущение в стране вызвала практика португальских и испанских миссионеров вывозить из Японии людей для продажи их в рабство. Было издано несколько указов, направленных против христианства. За пределы Японии были высланы все англичане, испанцы и португальцы. По состоянию на 1639 г. христианство было окончательно запрещено.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

XVIII в. Из «Записок о расцвете и падении храма южных варваров» о гонении на христиан

В третий год Канъей [1626]... Пересказывали, что в провинциях снова появилась эта [христианская] секта, поэтому чиновники из администраций провели тщательное расследование. Они арестовали тех, кто не поменял веру, засунули их [по шею] в соломенные мешки и сложили горой по пятьдесят человек в трёх местах. Желавший поменять веру, падая, выползал из такой горы, и его желание исполнялось. [Человека] спрашивали о секте, в которую он хотел вступить, вызывали монаха из монастыря этой секты и [вынуждали] подавать управляющему свидетельство, что он будет прихожанином этого монастыря. Наверно, с тех пор [христиан], поменявших веру, начали называть короби — «падающие».

• Почему сёгунат Токугава заставлял обращённых в христианство японцев отказываться от этой веры?

• Что вынуждало японцев отречься от христианства?

Кроме того, сёгунат принял решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от внешнего влияния. Любой иностранный корабль, пришвартовавшийся у японских берегов, подлежал немедленному уничтожению вместе с экипажем. Исключение делалось только для голландцев. Им оставили факторию на небольшом о. Десима, где торговля жёстко контролировалась чиновниками. Что касается японцев, то им было запрещено под страхом смерти покидать свою родину и строить большие корабли для далёкого плавания. Таким образом, Япония «самозакрылась» для мира.

3. Культура Японии

На развитие японской средневековой культуры — литературы, искусства, восприятие мира японцами влияли разнообразные факторы: географические, исторические и религиозно-этические.

Бурное развитие культуры Японии началось в VIII в., когда столицей страны был г. Нара. Прославил этот город монастырь Тодайдзи (Великий храм Востока), сооружённый в 728 г., где была установлена бронзовая статуя Будды высотой 32 м.

В эпоху Нара был создан первый свод японской песенной поэзии «Монъёсю» («Сборник мириад листьев»), включавший более 4,5 тыс. фольклорных и авторских (около 500 авторов) стихотворений. Важное место в японской поэзии отводится теме любви. Появилось даже традиционное японское пятистишие — танка, в котором лаконично описывались чувства.

На Х-ХII в. приходится расцвет японской живописи. Прежде всего художники работали над иллюстрациями к художественной прозе.

Для других произведений характерно поклонение природе и её красоте. В каждом изображении присутствовала палитра золотистых и серебристых цветов.

Литература этого периода создавалась по принципу «из цветов — сакура, из людей — самураи». Именно для самураев писали литературные произведения, которые отражали правила их поведения, учили быть мужественными и верными долгу. Одновременно формировался целый комплекс военных искусств, основанных на ритуальном боевом танце.

Период небывалого подъёма переживал японский классический театр — кабуки, соединивший музыку, движение, поэзию, живопись и скульптуру. В конце XVI в. появился профессиональный кукольный театр — дзёрури. В нём использовались маски, куклы, яркие театральные костюмы.

Японцы постоянно общались с природой. У дома, как правило, разбивался сад, в котором были небольшие озёра, росли карликовые деревья. В интерьере появилась икебана — композиции из засушенных цветов.

Сэссю. Горы и воды. ХV в.

Грим театра кабуки. Гравюра. 1896 г.

Сэссю. Пейзаж. XV в.

В XVI в. было популярно творчество известного японского мастера туши и кисти — Сэссю (1420-1506). Он изображал природу в разные времена года, его пейзажи чёткие и сюжетные. Со временем распространяется монументально-торжественный стиль, его основателем считается Тоса Мицуёси (1539-1613).

В XVII в. зарождается искусство изготовления миниатюрных статуэток — нецке, изображавших ремесленников, бродячих актёров, детей, животных. Для этого периода характерно также распространение «чайной церемонии», собиравшей ограниченный круг людей, где в непринуждённой обстановке обсуждались вопросы культуры, литературы, политики и т. п.

Самурай, сёгунат Токугава; 1603, 1615, 1639; Канси, Ода Нобунага Докугава Иэясу, Сэссю, Тоса Мицуёси.

1. Определите уровень развития японской культуры. Обоснуйте своё мнение.

2. Объясните, почему Европа практически согласилась с «закрытием» Японии.

Подумайте

3. Является ли Ода Нобунага таким же символом Японии, как Богдан Хмельницкий для Украины, Елизавета I — Англии, Джордж Вашингтон — Соединённых Штатов Америки?

4. Было ли в Европе что-либо напоминающее японскую чайную церемонию? Если да, то что у них общего, а что различного?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Лихтей", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація