Реформация в Германии
- 22-03-2022, 14:20
- 624
8 Клас , Всемирная история 8 класс Дьячков, Литовченко
§7. Реформация в Германии
До XVI в. Священная Римская империя германской нации, казалось, была оплотом и защитником бескрайних владений католической церкви. Однако именно здесь возникло учение, лишавшее римского папу святости. Почему так произошло?
Давайте вспомним! 1. Когда возникла Священная Римская империя? 2. Кто такие еретики? 3. Чему учил и к чему призывал Ян Гус?
1. Германия накануне Реформации.
На политической карте начала XVI в. территория Священной Римской империи, основу которой составляли немецкие земли, напоминала лоскутное одеяло. Ей принадлежали многочисленные княжества, герцогства, епископства, независимые города и земли. На самом деле императоры не имели реальной власти, их избирали курфюрсты — правители наиболее сильных немецких земель, стремившиеся ограничить влияние центральной власти. В стране не существовало единых законов, единой монеты и войска.
Под громким названием «Священная Римская империя германской нации» в XVI в. скрывалась обессиленная раздробленностью страна.
♦ Рис. 1. Карл V Габсбург (1516— 1558). Избран императором Священной Римской империи в 1519 г. Он также владел странами и землями в Европе, колониями в Америке, являлся королем Испании.
♦ Рис. 2. Якоб II Фуггер (1459—1525). Будучи одним из богатейших людей Европы, выделил 500 тыс. флоринов собственных средств на избрание Карла V Габсбурга императором Священной Римской империи.
Хозяйство на немецких землях развивалось крайне неравномерно. На всю Европу славились немецкие ярмарки. Местные рудокопы считались самыми искусными в мире. Процветала торговля с другими странами. В некоторых сферах экономики укреплялись капиталистические отношения, появились владельцы крупных капиталов. Они вкладывали свои средства в горное дело, торговлю, банки и ростовщичество. Немецкие банкиры давали деньги в долг римским папам, королям и императорам (рис. 1, 2).
Однако большая часть немецких земель приходила в упадок. Развитие внутренней торговли в Германии сдерживали всевозможные ограничения, запреты, отсутствие единой денежной системы. Многочисленные города скорее напоминали небольшие поселки. Ведущую роль в их жизни играло сельское хозяйство (виноградарство, виноделие, животноводство и другие). Большая часть крестьян находилась в личной и хозяйственной зависимости от владельцев земли — феодалов.
2. Католическая церковь на рубеже XV—XVI вв.
В конце XV в. не существовало силы, способной конкурировать с могущественной католической церковью. Римские папы были крупнейшими землевладельцами Европы. Церковные земли и промыслы приносили невиданные доходы. Огромные средства поступали из Германии и других стран Европы от выплаты десятин, торговли церковными должностями, за почитание святых, разных икон и мощей. На 30 тыс. жителей Кёльна в начале XVI в. приходилось 19 храмов, 100 часовен, 22 монастыря и 12 приютов для паломников. Особенно прибыльным делом стала торговля «отпущением грехов» — индульгенциями. Например, одному из немецких курфюрстов принадлежало 19 тыс. церковных реликвий, он «выкупил грехи» на два миллиона лет вперед.
В Германии католическая церковь не встречала сопротивления со стороны светской власти и в полной мере использовала политическую раздробленность страны.
Образ жизни римских пап мало чем отличался от образа жизни светских правителей. Они передавали своим родственникам выгодные должности, бесконтрольно распоряжались церковным имуществом, вмешивались в политическую жизнь европейских государств. Вслед за папами многие епископы и аббаты бессовестно наживались, используя свое особое положение в обществе. В то же время уровень жизни и доходы приходских священников ничем не отличались от доходов их прихожан — простых горожан и крестьян.
♦ Рис. 3. Мартин Лютер. Портрет XVI в.
Негативные явления в жизни церкви привели к падению авторитета пап и духовного сословия в целом. Бесконечные церковные поборы затрагивали материальные интересы всех социальных групп. Все громче звучали требования ограничить влияние церкви исключительно заботой о духовной жизни прихожан.
В конце XV — начале XVI в. католическая церковь оказалась на грани глубокого кризиса, охватившего все сферы религиозной жизни.
3. Мартин Лютер и начало Реформации.
В начале XVI в. судьба католической церкви оказалась в руках никому не известного монаха Мартина Лютера (1483—1546) (рис. 3). Он родился в семье разбогатевшего рудокопа в Эйслебене (Саксония). Вопреки воле отца Мартин Лютер бросил учебу на юридическом факультете Эрфуртского университета, стал монахом-августинцем и полностью посвятил себя служению Господу. Жизнь Лютера была тесно связана с городком Виттенберг (2,5 тыс. жителей, четыре церкви, два монастыря и университет). Здесь он стал священником Замковой церкви и профессором местного университета.
Реформация началась с неприметного события. На окраинах Виттенберга появились посланцы местного архиепископа, которые деловито торговали индульгенциями. 31 октября 1517 г. Лютер прикрепил к двери своей церкви «95 тезисов», в которых резко осудил торговлю «искуплением грехов» (рис. 4). Он стремился исправить и укрепить Вселенскую церковь, напомнить людям о евангельских идеалах бедности и равенства среди христиан. Это был первый, пока еще несмелый шаг на пути борьбы с пороками католической церкви.
«Тезисы» довольно быстро распространились по всей Германии. Десятки тысяч людей одобрительно восприняли идеи монаха из Виттенберга. Опираясь на поддержку некоторых немецких князей, рыцарства и бюргеров, Лютер все решительнее требовал реформирования католической церкви.
♦ Рис. 4. Дверь Замковой церкви, к которой Лютер прикрепил свои тезисы против продажи индульгенций. Современный вид.
♦ Рис. 5. Разрушение католических церквей в Германии в период Реформации. Миниатюра XVI в.
Постепенно формировались основные идеи учения Лютера, основное место в которых занимал догмат* о «спасении верой». Евангелие учит, говорил Лютер, что вера есть «несказанная доброта и милость Господа». Отношение к Богу — это внутреннее состояние верующего, и божественную благодать он получает не за «добрые дела» в пользу церкви, а через глубокую веру. Спасение верующему дарует сам Господь. Таким образом, Лютер отрицал роль церкви как посредника между Богом и человеком.
Лютер утверждал, что единственный источник веры содержится в Священном Писании. Поэтому составленное людьми Священное Предание (постановления церковных соборов, произведений «отцов церкви», папских булл) не может являться непогрешимой истиной. Придерживаясь текста Евангелия, реформатор не признавал монашества, поклонения святым, почитания икон, постов, многих церковных праздников. Лютер считал, что из семи христианских таинств в Евангелии упоминаются только два — крещение и причастие, которые в равной степени доступны каждому христианину.
Евангелические идеи Лютера стали основой реформационного движения в Европе и имели разрушительные последствия для католической церкви.
Папа объявил учение Лютера ересью. Попытки уговорить Лютера отречься от своих взглядов были безуспешными. Своим противникам монах предлагал опровергнуть его слова текстом Библии, который знал наизусть. В ответ на сожжение его книг церковью Лютер сжег папскую буллу, а Папу объявил Антихристом.
* Догмат — основная, безоговорочная идея любого учения.
♦ Рис. 6. Немецкие крестьяне. Художник Альбрехт Дюрер. Гравюра конца XV в.
Пользуясь гарантиями неприкосновенности, в 1521 г. Лютер прибыл на рейхстаг в город Вормс. Народ встречал его с радостью. На заседаниях рейхстага Лютер стойко отстаивал свои убеждения. Разгневанный император покинул зал заседаний. По дороге домой вооруженные люди схватили Лютера и увезли в неизвестном направлении. Так покровитель Лютера курфюрст Фридрих Мудрый спас его от расправы и спрятал в своем замке под именем «рыцаря Георга». Здесь Лютер впервые перевел с латыни на немецкий язык текст Нового Завета. Доступный и понятный текст Евангелия стал мощным оружием в борьбе против католицизма и за распространение лютеранства.
Лютер считал, что Реформацию должны осуществить немецкие князья. Однако на его призыв откликнулись широкие слои населения Германии, хотя единства во взглядах на цели и результаты Реформации среди ее участников не было.
4. Народная Реформация.
Убежденным сторонником Реформации был странствующий проповедник Томас Мюнцер (около 1490—1525) (рис. 7). «Время колебаний прошло — настало время действовать»,— считал Мюнцер. Он обвинил Лютера в нерешительности и призвал к активной вооруженной борьбе против всех угнетателей простого народа, за немедленное установление «царства Божьего» на земле (рис. 8).
Проповеди Мюнцера нашли отклик среди задавленного феодальными и церковными поборами крестьянства. Вспыхнула Крестьянская война (1524—1525 гг.), охватившая всю Юго-Западную и Среднюю Германию. С оружием в руках восстали более 200 тыс. человек. Лютер пытался остановить их: «Я не хотел бы, чтобы Евангелие отстаивалось насилием и пролитием крови». Однако предводители повстанцев жаждали расправы и свободы. Восставшие требовали отмены личной зависимости, передачи земли тем, кто на ней работает.
Крестьяне штурмовали и грабили монастыри и замки, убивали священников, феодалов и членов их семей (рис. 9).
Рис. 7. Томас Мюнцер. Из гравюры XVI в.
Лютер и восставшие крестьяне
Из памфлета Мартина Лютера «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян»: «Всякий, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же, как бешеных псов... Поэтому, дорогие господа... не следует проявлять в отношении крестьян ошибочного милосердия».
Разрозненные, плохо вооруженные и не обученные военному делу крестьянские отряды были быстро разбиты. В решающей битве войска императора и наемники жестоко расправились с восставшими, уничтожив более 5 тыс. человек. Взятого в плен Мюнцера после страшных пыток казнили.
После поражения Крестьянской войны дело Реформации в Германии перешло в руки немецких князей, которые использовали борьбу с католической церковью в собственных интересах.
5. Зарождение протестантизма.
В 1526 г. в борьбу за реформу церкви вступили немецкие князья, стремившиеся использовать идеи Лютера для укрепления своей власти и независимости от императора и папы римского.
В 1529 г. на рейхстаге в городе Шпайер император Карл V потребовал строгого соблюдения католического вероисповедания на всей территории Священной Римской империи. Пять княжеств и 14 городов выразили резкий протест. Они заявили, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С тех пор сторонников Реформации стали называть протестантами. Князья-протестанты заключили военно-политический союз для продолжения Реформации.
♦ Рис. 8. Восставшие крестьяне.
♦ Рис. 9. Нападение крестьян на рыцаря.
Началась длительная война между князьями-католиками и князьями-протестантами. Для подавления Реформации Карл V переправил в Германию 40 тыс. лучших испанских солдат. Война велась с переменным успехом. Только в 1555 г. на рейхстаге в городе Аугсбург был заключен религиозный мир. Мирное соглашение зафиксировало главный принцип: «Чья власть, того и вера».
Аугсбургский мир привел к еще большему расколу Германии, лютеранские княжества вышли из-под контроля папского Рима, распад империи стал неминуем.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте политическое и экономическое положение Германии накануне Реформации. 2. Назовите основные источники доходов католической церкви в конце XV — начале XVI в. 3. Почему римские папы рассматривали Священную Римскую империю как свою вотчину? 4. Почему учение монаха Лютера объявили ересью? Какие положения в учении Лютера представляли наибольшую угрозу для католической церкви? 5*. Объясните название четвертого пункта параграфа «Народная Реформация». 6. Назовите основные причины поражения Крестьянской войны в Германии. 7. Почему сторонников Реформации называют протестантами? 8. Какие цели преследовали немецкие князья-лютеране? Почему они восстали против папы и императора? 9. Чем закончилась религиозная война в Германии и каковы ее результаты? Объясните главный принцип Аугсбургского мирного соглашения «Чья власть, того и вера».
Из Вормсского эдикта императора Священной Римской империи Карла V (1521 г.)
Мы повелеваем, чтобы никто не принимал вышеупомянутого Лютера на жительство, не давал ему ни есть, ни пить, не укрывал его, не оказывал ему словом или делом, тайно или явно, помощи и содействия. Но где бы он ни появился, арестуйте его и отошлите под стражей к нам... За такое святое дело вы получите достаточное вознаграждение.
Мы повелеваем, чтобы никто не покупал, не продавал, не читал, не держал у себя, не переписывал, не отдавал в печать вышеназванные сочинения Лютера, изданные до сих пор по-латыни или по-немецки... Повелеваем также, чтобы никто не подчинялся его учению, не поддерживал его, не распространял и не защищал...
1. Какими методами власть боролась с учением Лютера? 2. Как вы считаете, исходя из документа, поддерживали ли Лютера жители Германии?
Коментарі (0)