Войти
Закрыть

Российская империя во второй половине ХІХ – в начале ХХ в.

9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский

 

§ 17. Российская империя во второй половине XIX — в начале XX в.

• Охарактеризуйте модель государственного управления в Российской империи.

1. «Великие реформы» в России

• Рассмотрите карикатуру. Могла ли российская власть, по мнению художника, справиться с «возом» проблем, стоявших перед страной в середине XIX в.?

Карикатура на политические порядки в России. 1906 г.

В середине XIX в., когда в Европе и США завершалось формирование индустриального общества, Россия оставалась феодальной страной. Крепостное право приносило убытки, конфликт между крестьянами и властью достиг пика и грозил восстанием. Во избежание революции нужно было изменить уклад жизни в империи. Восточная (Крымская) война существенно подорвала доверие народа к императору и государству. Чтобы спасти монархию и укрепить международный престиж России, царь Александр II (взошёл на престол в 1855 г.) решился на реформы, которые были проведены в 60-70-х годах XIX в. и получили громкое название «великих».

«Великие реформы» Александра II

Эти реформы не превратили Россию в развитое государство, но помогли ей стать на путь индустриализации.

В конце века, при царе Николае II, вступившем на престол в 1894 г. после смерти Александра III, Российская империя оставалась последним островком абсолютизма в Европе и нуждалась в дальнейшем реформировании. Чтобы хоть немного «подтянуть» российскую экономику до уровня развитых стран, по инициативе министра финансов Сергея Витте был проведён ряд экономических реформ — реформы Витте. (До назначения на должность министра финансов России С. Витте некоторое время работал в Киеве, где занимался организацией железнодорожных перевозок.)

Реформы С. Витте

• Введена жёсткая налоговая политика, в частности создана государственная винная монополия.

• Проводилась политика защиты российского товаропроизводителя.

• Проведена финансовая реформа, стабилизировавшая и укрепившая платёжеспособность российского рубля.

• Поощрялись иностранные капиталовложения.

Реализация экономической программы С. Витте обусловила определённый экономический подъём Российской империи.

Основной проблемой экономики был разрыв между быстрыми темпами развития промышленности и отсталыми средствами производства в сельском хозяйстве. Положение наёмных рабочих было крайне тяжёлым. Рабочий день на производстве официально составлял 11,5 ч, но на большинстве мелких и средних предприятий он достигал 13-14 ч. Заработная плата была мизерной даже в столице империи — Петербурге и не обеспечивала семье рабочего прожиточного минимума. К тому же рабочий часто получал деньгами лишь десятую часть заработка, остальные выдавались «натурой» — товарами и продуктами.

• Проанализируйте диаграммы. Какой «диагноз» Вы можете поставить российской экономике конца XIX — начала XX в. на основании этих данных?

Доля России в мировом промышленном производстве

Столыпинская реформа. Даже после отмены в середине XIX в. крепостного права Россия оставалась аграрной страной с многочисленными феодальными пережитками. На селе сохранились помещичье землевладение, крестьянское малоземелье, правовая бесправность крестьян, община с её круговой порукой, откупные платежи. Во время революции 1905-1907 гг. правительство пыталось погасить волну крестьянских восстаний путём перестройки земельных отношений. В 1906 г. в империи началась аграрная реформа, получившая название «столыпинской» по фамилии председателя Совета министров и министра внутренних дел Петра Столыпина. Суть реформы заключалась в том, что каждый крестьянин имел право требовать от общества выделения земли в одном массиве — отрубе, к которому мог присоединить свою усадьбу и перенести сюда строения, образовав хутор. Со временем наделы переходили в наследственное владение.

• Ознакомьтесь с высказыванием российского историка о столыпинской реформе. Что, по Вашему мнению, означает «если бы» в оценке реформы?

«Это была попытка избавиться от взрыва снизу путём "революции сверху” и создания новой массовой опоры режима. ...Если бы у Столыпина было 20 лет, то эти перемены, возможно, оказались бы самым серьёзным явлением. Столыпинский путь был страшным, жестоким... но это путь буржуазного прогресса».

Натан Эйдельман, российский историк («Революция сверху» в России. — М.: Книга, 1989. — С. 163)

Реформа стала началом индустриализации российского села. Для Украины она имела меньшее значение, чем для России, поскольку украинский крестьянин всегда стремился хозяйничать не в общине, а единолично.

Экономическое развитие украинских земель — наиболее развитого региона в составе Российской империи — происходило неравномерно. С одной стороны, крупными промышленными центрами империи были Донецкий угольно-металлургический, Никопольский марганцевый и Криворожский железорудный районы, а с другой — на Левобережье ещё сохранялись пережитки крепостничества в сельском хозяйстве. Украина была привлекательной для инвестиций российских и иностранных банков; быстрыми темпами развивался железнодорожный транспорт.

• Как Вы считаете, почему экономист не сравнивает уровень развития России с Европой и США? В чём они служили примером для России?

«Благосостояние широких народных масс, уровень образования, народное богатство, культурное развитие не выдерживают сравнения с такими же на западе Европы и в Америке».

Пётр Мигулин, российский экономист (Экономический рост Российского государства за 300 лет (1613-1913). — М., 1913. — С. 222)

В 1913 г. объём промышленного производства в России был меньше, чем во Франции в 2,5 раза; Англии — 4,6; Германии — 6,0; США — 14,3 раза. Следствием были бедность большинства населения и короткая продолжительность жизни. Смертность среди младенцев в России в 2-2,5 раза была выше, чем в Европе и США.

В целом к началу Первой мировой войны (1914) Россия так и не смогла преодолеть значительное отставание от Западной Европы и США.

• Проанализируйте диаграмму. Какие выводы о качестве жизни в разных странах Вы можете сделать на основании приведённой статистической информации?

Средняя продолжительность жизни в начале XX в. (1913)

2. Революция 1905-1907 гг.

Позорное поражение, которое Россия потерпела от Японии, возмутило российское общество и ускорило революцию. Толчком к её началу стали события в Петербурге 9 января 1905 г., когда правительственные войска расстреляли мирное шествие к царю, чтобы вручить ему петицию с просьбой облегчить народу жизнь. Погибло свыше тысячи и было ранено пять тысяч мирных манифестантов. Этот день вошёл в историю как «Кровавое воскресенье». В Украине реакцией на «Кровавое воскресенье» стали массовые забастовки в Киеве, Екатеринославе (в настоящее время г. Днепр), Одессе, Харькове и Николаеве.

В. Коссак. «Кровавое воскресенье» в Петербурге 9 января 1905 г. 1907 г.

В революции участвовали все слои населения: интеллигенция и предприниматели, крестьяне, рабочие, студенты, военные. Летом 1905 г. забастовки стали перерастать в вооружённые столкновения с регулярными частями и полицией. Ярким событием революции стало восстание в июне 1905 г. на броненосце «Потёмкин», значительную часть экипажа которого составляли украинцы. Также вспыхнуло восстание матросов во главе с лейтенантом П. Шмидтом в г. Севастополе. В ноябре в Киеве восстали сапёры под командованием поручика Б. Жадановского; произошли восстания военных в Харькове, Чернигове, Полтаве, Белой Церкви и других украинских городах. Революционная волна захватила и значительную часть крестьянства.

Невзирая на общее поражение, масштабность революции заставила самодержавие пойти на уступки: в октябре 1905 г. Николай II подписал манифест. Революция постепенно пошла на спад и в 1907 г. угасла.

• Сравните идеи царского манифеста с идеями Декларации прав человека и гражданина, Гражданского кодекса Наполеона, конституций Франции и США. Будут ли эти сравнения в пользу октябрьского манифеста?

Извлечение из манифеста 17 октября 1905 г.

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая назначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в думе в меру возможности в соответствующей кратности оставшегося до созыва думы срока те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав,предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от народа властей».

(Государственная дума в России в документах и материалах. - М., 1957.-С. 90-91)

Часть участников революции поверила обещаниям царя и прекратила борьбу. В 1906 г. была созвана Государственная дума, в которой Украину представляли 102 депутата. В I Государственной думе была сформирована украинская фракция, требовавшая автономии Украины. Дума всё больше раздражала царя, и он её распустил. Во II Государственной думе (1907) также было почти полсотни депутатов от Украины, которые продолжали добиваться автономии Украины, местного самоуправления, украинского языка в школах, судах, церкви, создания кафедр украинского языка, литературы и истории в университетах, введения украинского языка в учительских семинариях.

• Ознакомьтесь с отрывком из письма Николая II и сделайте вывод о причине, побудившей царя к проведению реформ.

«...Надлежало выбрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и попробовать любой ценой подавить крамолу. Есть и другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. п. ...Единственное утешение, что такова воля Божья и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она пребывает почти год».

Из письма Николая II к матери, 19 октября 1905 г. (Радзинский Э. Три царя. — М. :АСТ, 2007. — С. 518)

Летом 1907 г. Николай II распустил II Государственную думу, что символизировало завершение революции. Самодержавие деградировало, о чём свидетельствовало и появление при монаршей семье Григория Распутина — авантюриста, выдававшего себя за «святого старца». Многие годы он оказывал значительное влияние на принятие важных государственных решений.

3. Внешняя и колониальная политика империи

Основное направление внешней политики России в конце XIX — в начале XX в. оставалось неизменным: Ближний Восток, черноморские проливы и Балканы. Однако на Балканах российская экспансия натолкнулась на противодействие Австро-Венгрии, за которой стояла мощная Германская империя. В условиях обострения франко-германских противоречий, с одной стороны, и русско-германских — с другой, Франция и Россия становились естественными союзниками. Обе страны крепили союз, заключённый в 1891-1893 гг., и стремились присоединить к нему Великобританию, что изменило бы расстановку сил в Европе.

В 1877 г. Россия начала войну с Турцией за господство на Балканском полуострове. В следующем году Турция признала поражение и по мирному договору России отошли Южная Бессарабия и ряд кавказских территорий. За счёт Турции была восстановлена государственность в Болгарии и увеличены территории Сербии, Черногории и Румынии. Впоследствии договор был пересмотрен и аппетиты России существенно ограничены.

На рубеже XIX-XX вв. Россия активизировала также дальневосточное направление своей внешней политики. Чтобы отвлечь людей от проблем и стимулировать патриотический подъём, Россия готовила войну с Японией. Как высказался один из российских министров, «чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Но война оказалась не «маленькой» и вовсе не победоносной. Неожиданно для России первой нанесла удар Япония. В начале 1904 г. японцы атаковали русский флот в Порт-Артуре — военно-морской базе, арендованной Россией у Китая. Ежедневно война поглощала почти 3 млн руб. золотом. В конце концов российская армия потерпела поражение в Маньчжурии, в декабре Порт-Артур был сдан японцам, а российский флот потоплен.

По мирному договору, подписанному в 1905 г. в г. Портсмуте (США), Россия отдала японцам значительную часть своих территориальных завоеваний в Маньчжурии, в частности Порт-Артур и южную часть о. Сахалин, а также признала Корею сферой японских интересов.

Невзирая на военные неудачи, Россия продолжала империалистическую колониальную экспансию, которую активно осуществляла с XVIII в. На начало XX в. она аннексировала побережье Финского залива, Ингерманландию, Эстляндию, Лифляндию, часть Карелии, Казахстан, большую часть Украины, Грузию, южную часть Латвии (Курляндию), Литву, Беларусь, Финляндию, Бессарабию, Польшу, побережье Нижнего Амура, Приморский край, о. Сахалин, Армению, Чечню, Дагестан и Адыгею.

Завершив к началу 1860-х годов завоевание Кавказа, Россия оккупировала среднеазиатские государства. В 1865 г. русские войска заняли Ташкент, а через три года — Самарканд. В конце 1860-х — в начале 1870-х годов Россией были аннексированы Кокандское ханство, Бухарский эмират и ханство Хивы, в середине 1880-х годов — Туркменистан.

Присоединённые страны и территории активно заселялись русскими, а относительно коренных народов проводилась русификация.

1877-1878 гг. — русско-турецкая война.

1905-1907 гг. — революция в России.

1906 г. — столыпинская реформа.

1. В чём заключались основные проблемы экономического и социально-политического развития Российской империи?

2. Почему, по Вашему мнению, самодержавие решилось на проведение «великих реформ»? Кратко охарактеризуйте эти реформы. Какая из них кажется Вам наиболее важной? Аргументируйте Ваш выбор.

3. Какой экономический и политический эффект имели реформы С. Витте и П. Столыпина?

4. На основе высказываний Н. Ейдельмана и П. Мигулина, а также данных диаграмм (с. 152-153) сформулируйте своё отношение к оптимистическому прогнозу историка, что Россия могла бы через 20 лет стать в один ряд с ведущими странами мира.

5. Охарактеризуйте причины, опишите ход и сформулируйте последствия революции 1905-1907 гг.

6. Используя историческую карту атласа, охарактеризуйте внешнюю политику России. Какую, по Вашему мнению, основную цель она преследовала?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Полянский", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація