Войти
Закрыть

Наземно-воздушная среда обитания организмов

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 40. Наземно-воздушная среда обитания организмов

Изучение параграфа поможет вам:

  • называть среды обитания организмов;
  • приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды обитания;
  • приводить примеры приспособлений организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

Разнообразие сред обитания. Организмы живут в разных средах: наземно-воздушнойводной и почвенной (рис. 132). Каждая среда отличается особенностями условий существования — это освещённость, температура, увлажнённость, наличие воздуха.

Рис. 132. Среды обитания организмов: а — наземно-воздушная; б — водная; в — почвенная

Жизнь организмов в наземно-воздушной среде связана с земной поверхностью и воздухом.

Непрерывное пребывание организмов в воздухе невозможно. Насекомые и птицы определённое время используют воздушные течения для перемещения, а потом ищут опору на земной поверхности.

Жизнь организмов в водной среде — это жизнь в различных водоёмах планеты от маленьких ручейков до океанов. Почвенной средой является верхний плодородный слой Земли — почва.

Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.

Особенности наземно-воздушной среды обитания. В наземно-воздушной среде достаточно света и воздуха. Но увлажнённость и температура воздуха отличаются большим разнообразием. На болотистых территориях — чрезмерное количество влаги, в степях её значительно меньше. Ощутимы также суточные и сезонные колебания температуры.

Приспособление организмов к жизни в условиях разной температуры и увлажнённости. Большинство приспособлений организмов наземно-воздушной среды связано с температурой и влажностью воздуха. Животные степи (скорпионы, пауки тарантул и каракурт, суслики, мыши-полёвки) прячутся от жары в норках. От жарких солнечных лучей растения защищает повышенное испарение воды листьями. У животных таким приспособлением является выделение пота. С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, чтобы весной снова вернуться на место, где родились и где дадут потомство.

Особенностью наземно-воздушной среды в южных областях Украины и в Крыму является недостаточное количество влаги. Ознакомьтесь по рис. 133 с примерами растений, приспособившихся к подобным условиям.

Рис. 133. Растения, приспособившиеся к существованию в засушливых местностях: а — кактус; б — синеголовник приморский

Приспособление организмов к передвижению в наземно-воздушной среде. Для многих животных наземно-воздушной среды важно передвижение по земной поверхности либо в воздухе. Для этого у них появились определённые приспособления, а их конечности имеют различное строение. Одни приспособились к бегу (волк, лошадь), вторые — к прыжкам (кенгуру, тушканчик, кузнечик), третьи — к полёту (птицы, летучие мыши, насекомые) (рис. 134). Ужи, гадюки не имеют конечностей и перемещаются, изгибая тело.

Рис. 134. Животные наземно-воздушной среды

Семена и плоды некоторых наземных растений перемещаются на большие расстояния с помощью ветра или животных (рис. 135).

Рис. 135. Приспособления семян для перемещения на значительные расстояния

К жизни высоко в горах приспособилось значительно меньше организмов, поскольку для растений там мало почвы, влаги и воздуха, а у животных возникают трудности с перемещением. Но некоторые животные, например горные козлы муфлоны (рис. 136), способны перемещаться почти вертикально вверх и вниз, если есть хотя бы небольшие неровности. Поэтому они могут жить высоко в горах.

Рис. 136. Горный козёл муфлон

Приспособление организмов к различному освещению. Одним из приспособлений растений к различному освещению является направленность листьев к свету. В тени листья располагаются горизонтально: так на них попадает больше световых лучей. Светолюбивые подснежник и хохлатка развиваются и цветут ранней весной. В этот период им достаточно света, поскольку листья на деревьях в лесу ещё не распустились.

Цветение хохлатки в весеннем лесу

Приспособление животных к фактору освещения наземно-воздушной среды обитания — строение и размеры глаз. У большинства животных этой среды хорошо развиты органы зрения. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь.

За многие столетия развития организмы наземновоздушной среды приспособились к воздействию её факторов.

Станьте исследователями природы

Проведите наблюдение за чудесными птицами Украины — аистами. Вы увидите, как плавно и красиво летит эта птица, какие большие у неё крылья. Обратите внимание на длинные ноги этих птиц. Попытайтесь ответить на вопрос: «К чему приспособились аисты, имея такие ноги?».

Аист

Проведите наблюдение за несколькими растениями наземно-воздушной среды, а также животными, ведущими наземный образ жизни. Какие из рассмотренных в параграфе, а также новые приспособления организмов к обитанию в этой среде вам удалось обнаружить?

Будьте защитниками природы

Почти всем живым существам необходим кислород. Его вырабатывают зелёные растения. Предложите, как сохранить в вашей местности чистоту воздуха и содержание кислорода в его составе.

Проверка знаний

1. Какие особенности имеет наземно-воздушная среда обитания?

2. Как в наземно-воздушной среде факторы неживой природы влияют на организмы?

3. На примере нескольких растений и животных своей местности расскажите об их приспособлениях к обитанию в наземно-воздушной среде.

4. Опишите результаты наблюдений, проведённых вами по заданиям рубрики «Станьте исследователями природы».

5. Обсудите в группе примеры положительного и отрицательного влияния человека на организмы наземновоздушной среды обитания.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду