Войти
Закрыть

Охрана природы. Красная книга

5 Клас

Как вы узнали из предыдущих параграфов, потребительское отношение к природе наносит большой вред и природе, и человеку. Чтобы сберечь природу, необходимо каждому ответственно относиться к её сохранению. Охрана природы. Границы государства охраняют от врагов, дом или квартиру — от воров. А от кого защищать природу? Оказывается, природу человек должен защищать от самого себя. А точнее, от отрицательных последствий своей деятельности. Охрану природы осуществляют разными способами. Государственные законы запрещают совершать действия, отрицательно влияющие на природу. Учёные и врачи разрабатывают нормы допустимого содержания вредных веществ в воде, продуктах питания. Сотрудники санитарно-эпидемиологических станций следят за соблюдением установленных норм, контролируют содержание в воздухе и воде различных веществ. Неравнодушные к охране природы люди выходят на субботники и воскресники, проводят акции. Они убирают территорию, высаживают растения, заготавливают корм для диких животных и птиц, чтобы зимой их подкармливать. С целью охраны природы созданы разные виды природоохранных территорий — заповедники, заказники, национальные парки....

Экологические проблемы и их решение

5 Клас

Экологические проблемы. Последствия хозяйственной деятельности человека, стихийные явления (наводнения, землетрясения и т. и.) не остаются бесследными для природы. Отрицательные изменения, происходящие в природе под их влиянием, вредят живой и неживой природе, человеку как части природы. Экологические проблемы — это нарушение состояния природной среды под влиянием различных факторов. Источники загрязнения окружающей среды. На рис. 160 показаны источники загрязнения окружающей среды. В результате сжигания огромного количества нефтепродуктов, газа и угля тепловые электрические станции постоянно загрязняют окружающую среду выбросами вредных газов и сажи. Заводы по производству металлов и многих других веществ и материалов загрязняют воздух, водоёмы и почву опасными для живой природы веществами. Свыше 200 видов вредных веществ попадают в окружающую среду с выбросами автомобильного транспорта. При этом на сгорание горючего расходуются огромные объёмы кислорода. Так, на одну тысячу километров пути автомобиль использует годовую норму кислорода одного взрослого человека. Воздушный и водный транспорт также загрязняют воздух. Особую опасность представляют пожары на торфяниках, лесные и степные пожары. Здесь огонь уничтожает всё живое на своём пути, в окружающую среду поступает огромное количество пепла, сажи, вредных газов (рис. 161)....

Человек — часть природы

5 Клас

Связь человека с природой. Подобно другим живым существам человек дышит, питается, растёт, размножается и умирает. Его жизнь, как и жизнь других организмов, зависит от условий природы — достаточного количества пищи, воздуха, воды, света и тепла. Однако только человек владеет языком, мыслит и сознательно выполняет работу. Он живёт в окружении тел природы и взаимодействует с ними. Природа влияет на расселение людей на земном шаре. Так, в районах полюсов, где властвуют низкие температуры и лёд, нет условий для роста и развития растений и животных, проживания людей. Вблизи экватора, где земная поверхность получает наибольшее количество тепла и влаги, никогда не бывает зимы и бурно развивается растительность. Наиболее комфортные условия для жизни человека на равнинных территориях с умеренным количеством тепла и влаги....

Учебный проект «Выращивание самого высокого бобового растения»

5 Клас

Цель: выяснить условия, при которых в классе можно вырастить самое высокое бобовое растение (например, горох, сою, фасоль). Для выполнения проекта вам понадобятся: пророщенные бобовые растения (их вы получите от учителя), разные почвы, ящики или вазоны, в которых будете выращивать растения. Продолжительность проектной деятельности — несколько недель. Проект лучше выполнять группами. Вам необходимо будет с помощью эксперимента проверить влияние тепла, света, воды, плодородности почвы на выращивание самого высокого бобового растения. Для этого вы будете выращивать растения на разных почвах, при разном освещении, будете поливать разным количеством води и проводить наблюдения. Также надо будет измерить и зафиксировать результаты эксперимента, условия, при которых растения растут....

Экосистемы

5 Клас

Понятие экосистемы. Организмы живут на определённой территории, находятся под влиянием факторов среды, взаимодействуют между собой и влияют на среду. Так образуются экосистемы (рис. 148). Экосистему образуют организмы, которые живут на общей территории, взаимодействуют между собой и со средой обитания. Организмы экосистем подразделяют на три группы. К первой принадлежат растения. Они образуют органические вещества и обеспечивают ими себя и другие организмы. Поэтому их называют производителями. Вторую группу составляют, как правило, животные. Они потребляют готовые органические вещества, поступающие к ним с растительной и животной пищей. Это потребители. Многие виды бактерий и грибов получают вещества и энергию для своего существования, разлагая остатки отмерших организмов. Их относят к группе разрушителей. Растения, животные, грибы и бактерии в экосистеме взаимосвязаны. Природными экосистемами являются лес, река, озеро, болото, степь. Они возникли естественным образом. Существуют искусственные экосистемы, их создаёт человек. Например, парк, цветник, поле, сад, водохранилище. Примеры природных экосистем. Лес — это обширный участок земли, на котором растут близко расположенные деревья и другие растения, а также грибы (рис. 149). В лесу обитают различные животные (рис. 150, с. 190)....

Взаимосвязи между организмами. Сообщества организмов

5 Клас

Взаимосвязи между организмами. В природе организмы живут не изолировано, а в окружении других организмов. Даже сосна, обособленно растущая на скале, не одинока. Её «соседями» являются разнообразные насекомые, живущие на стволе; изредка птица может сесть на ветку, чтобы передохнуть, а корни дерева окружены обитателями почвы. Совокупность организмов, живущих на одной территории, называют сообществом. Между организмами в сообществах возникают разнообразные связи (рис. 145). Зачастую они связаны с питанием организмов. Эти связи называют пищевыми, или цепями питания. Например, зелёные листья дерева объедает гусеница. Её съедает воробей, который становится добычей ястреба. Запишем эту цепь питания в последовательности потребления одних организмов другими: зелёный лист → гусеница → воробей → ястреб. Как видим, животные организмы не могут существовать без растительных. Поселяясь на дереве, грибы-трутовики используют его как место прикрепления и источник питательных веществ. Гриб наносит вред дереву, истощая его и ускоряя отмирание. Поэтому трутовики — настоящие паразиты. Рассмотрите рисунок 145. Объясните, какие взаимосвязи между организмами иллюстрируют изображения а, б, в, г, д, е...

Почвенная среда обитания организмов

5 Клас

Особенности почвенной среды. Почва — рыхлый верхний слой земной поверхности, но почвенная среда более плотная, чем наземно-воздушная и водная. Здесь не побежишь, не полетишь, не поплывёшь. В ней практически не бывает солнечного света и значительно меньше кислорода, чем в наземно-воздушной среде. К основным факторам, определяющим почву как среду обитания многих организмов, относятся: влажность, температура, воздух, заполняющий пустоты между комочками почвы, наличие органических и неорганических веществ. Организмы приспособились к движению и жизни в такой среде. Обитатели почвы. Это только кажется, что в почвенной среде мало организмов. В действительности их здесь не меньше, чем в других средах. Здесь живёт множество бактерий (благодаря им происходят процессы гниения), одноклеточных организмов, червей, насекомых и их личинок. Например, наибольшими по размерам животными почвенной среды в Украине являются слепыш и крот. Слепыш — травоядное животное размером до 20-35 см. Крот — хищник, питается преимущественно личинками насекомых и дождевыми червями. Размеры его тела в два раза меньше, чем у слепыша. Обитатели почвенной среды разрыхляют почву, делают её проницаемой для влаги и воздуха. Первенство в этом принадлежит дождевым червям. Они разрыхляют, удобряют почву и улучшают поступление в неё воздуха и воды....

Водная среда обитания организмов

5 Клас

Особенности водной среды обитания. В водной среде колебания температуры в течение суток и года меньше, чем в наземно-воздушной. Это связано с тем, что вода, в отличие от воздуха, медленнее нагревается и охлаждается. В водной среде света больше всего в верхних слоях. Поэтому здесь распространены зелёные растения. А глубоководные животные, например некоторые рыбы и черви, живут на глубине нескольких километров. Там господствует сплошная темнота. (См. «Копилку знаний» на с. 180). Обитатели водной среды дышат кислородом, растворённым в воде. Но его в водной среде значительно меньше, чем в наземновоздушной. В связи с высоким содержанием солей вода морей и океанов солёная (её также называют морской). В воде рек, озёр, прудов содержание растворённых веществ меньше. Такие водоёмы называют пресными. Водная среда характеризуется особыми проявлениями таких факторов неживой природы, как освещённость, температура, содержание воздуха. Вода — среда обитания многих организмов. Из животных организмов водной среды обычно первыми вспоминают рыб. Действительно, вся их жизнь проходит в воде. Они могут быстро перемещаться в ней на большие расстояния. Обитатели водной среды — раки, крабы, морские звёзды (рис. 137) — перемещаются не только в воде, но могут передвигаться по дну. Среди животных водной среды имеются существа, которые больше похожи на растения, например кораллы (рис. 107, с. 149). Они прикрепляются ко дну водоёма....

Наземно-воздушная среда обитания организмов

5 Клас

Разнообразие сред обитания. Организмы живут в разных средах: наземно-воздушной, водной и почвенной (рис. 132). Каждая среда отличается особенностями условий существования — это освещённость, температура, увлажнённость, наличие воздуха. Непрерывное пребывание организмов в воздухе невозможно. Насекомые и птицы определённое время используют воздушные течения для перемещения, а потом ищут опору на земной поверхности. Жизнь организмов в водной среде — это жизнь в различных водоёмах планеты от маленьких ручейков до океанов. Почвенной средой является верхний плодородный слой Земли — почва. Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды обитания. В наземно-воздушной среде достаточно света и воздуха. Но увлажнённость и температура воздуха отличаются большим разнообразием. На болотистых территориях — чрезмерное количество влаги, в степях её значительно меньше. Ощутимы также суточные и сезонные колебания температуры. Приспособление организмов к жизни в условиях разной температуры и увлажнённости. Большинство приспособлений организмов наземно-воздушной среды связано с температурой и влажностью воздуха. Животные степи (скорпионы, пауки тарантул и каракурт, суслики, мыши-полёвки) прячутся от жары в норках. От жарких солнечных лучей растения защищает повышенное испарение воды листьями. У животных таким приспособлением является выделение пота. С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, чтобы весной снова вернуться на место, где родились и где дадут потомство....

Навігація