Из дневника немецкого путешественника Ульриха фон Вердума (начало 1670-х годов): «В крестьянских хатах руских местностей нет дымоходов, а только печь, в которой или перед которой на очаге все готовят. По две стороны в стенах хаты есть несколько отверстий - окна, которые, в зависимости от ветра, открывают или закрывают, чтобы через них дым выходил на улицу». В другом месте путешественник отмечает: «Дымоходы из желтой глины, помещенные между деревянными решетками, торчат на крыше, как толстые башни, а кто постарательней, обтыкал их сверху соломой или досками, чтобы уберечься от дождя... Дети бегают полностью голые, либо только в рубашке, пока не вырастут, чтобы работать в поле. Тогда дают им одежду и пару сапог. А до той поры скачут при печи, которая является словно замком свободы, и очень удобно взбираются на нее и спускаються с нее, даже совсем маленькие, которые не умеют еще свободно ходить по ровной земле». 2. Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находился в Украине во время службы в польской армии в течение 1630-1647 гг., в своей книге «Описание Украины» сообщал: «Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от размеров надела должны давать соответствующее количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток перед Пасхой, Зелеными святками и на Рождество. К тому же должны возить своему господину даром дрова и отбывать много других работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов, поросят, меда, всевозможных плодов, - а еще три года - и третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим господам все, что тем только заблагорассудится требовать. Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют безграничную власть не только над крестьянским имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а крестьяне как в чистилище), что когда крестьяне попадают в ярмо к такому господину, то оказываются в худшем положении, чем каторжники на галере... Много крестьян убегает, а самые отважные из них отправляются на Запорожье, которое служит местом убежища казаков на Борисфене. Проживя здесь определенное время и приняв участие в морском походе, они становятся запорожскими казаками. За счет таких...
|