Обобщение знаний по разделу «Украинские земли в конце XVI — первой половине XVII в.»
- 12-09-2022, 15:33
- 282
... |
| Слава Україні | Героям слава | ЗСУ | ДСНС | 103 | 102 | Обленерго | Лікарі | Вчителі | Українці |
... |
В конце XVI — первой половине XVII в. на украинских землях возник школьный театр. В славяно-греко-латинских школах учили составлять и читать стихи, прозу. Исполнители выходили и декламировали фрагменты произведения, объединенные общей темой. В 30-х гг. XVI в. во Львовской братской и Киевской лаврской школах были основаны школьная драма и театр. Первым известным памятником украинской пасхальной драмы считаются изданные в 1631 г. размышления учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «О муке Христовой». Развитию школьного театра в Киево-Могилянском коллегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики. В первой половине XVII в. появились первые мистерии — духовные драмы на библейские сюжеты. Так, в это время на Волыни или в Галичине было создано «Слово о разрушении ада». Мистерии исполняли на площадях городов странствующие актеры в дни церковных праздников. Между действиями мистерии, а со временем школьной драмы разыгрывались интермедии. В XVII в. в Украине стал популярным рождественский кукольный театр — вертеп. Это был специальный ящик, разделенный на два и более ярусов, с боковой дверцей, через которую «заводили» кукол. На верхнем ярусе разыгрывали сцены на рождественскую тематику, а на нижнем — сказки, легенды, комедийные бытовые сценки. Популярности вертепного театра способствовали учащиеся Киево-Могилянского коллегиума, которые ходили с вертепом по людным местам и домам, зарабатывая этим себе на жизнь.... |
В первой половине XVII в. на украинских землях продолжало развиваться школьное образование. Основным типом учебных заведений, где получали образование дети украинских мещан, казаков и духовенства, оставались славяно-греко-латинские школы. Эти школы по-прежнему создавались при братствах. В начале XVII в. в Украине насчитывалось около 30 братских школ. В 1615 г. возникла школа при Киевском, в 1620 г. — при Луцком, в 1636 г. — при Кременецком братствах. Елизавета Гулевичевна (1575—1642) была одной из основательниц Киевского братства, монастыря и школы при нем. В 1615 г. она завещала свою усадьбу с землями на Подоле в Киеве для основания монастыря, госпиталя и школы. Так было положено начало созданию Киевской братской школы, а со временем — Киево-Могилянской академии. В братских школах работали известные педагоги, ученые и деятели культуры. Так, ректорами Киевской братской школы были будущий православный киевский митрополит Иов Борецкий, ученый и писатель-полемист Мелетий Смотрицкий, поэт и церковный деятель Касьян Сакович. Преподавали в ней белорусский просветитель Савва Андриевич и известный православный богослов Захария Копыстенский. Осенью 1631 г. в Киево-Печерской лавре архимандрит П. Могила основал школу («гимназион»). По своей программе обучения она напоминала иезуитские коллегиумы, которые тогда в Европе считались лучшими по уровню образования.... |
После Хотинской войны 40-тысячное казацкое войско вернулось в Украину. Однако, сделав весомый вклад в победу Речи Посполитой, казачество в то же время проиграло. Обещания, которые Сигизмунд III давал запорожцам накануне войны, не были выполнены. Уже в октябре 1621 г. польское правительство приказало оставить в реестре всего 3 тыс. казаков, а остальным немедленно вернуться во владения своих панов. Значительная часть исключенных из реестра казаков по возвращении селилась в панских имениях на Киевщине, сохраняла военное устройство и отказывалась выполнять приказы панских «старостков» и королевских урядников. Разворачивалось массовое оказачивание крестьян и горожан, которые из-за ухудшения условий жизни не признавали местную администрацию и объявляли себя казаками. К «самовольному» казачеству присоединялись реестровцы, недовольные тем, что, пока они воевали, их хозяйства были разорены панами. Ситуацию усложняли также попытки польской власти помешать казакам осуществлять походы против татар и турок. Возмущенные поведением власти, запорожцы не собирались соблюдать условия Хотинского соглашения. Когда королевский посол, прибывший на Запорожскую Сечь, стал упрекать казаков в нарушении договоренностей, они заявили: «Мир заключал король, а не мы!»... |
Берестейская уния послужила причиной раскола между сторонниками православной и греко-католической церквей в украинском обществе. Вскоре после заключения унии 15 декабря 1596 г. король Сигизмунд III издал универсал с требованием ко всему православному духовенству и верующим признать унию. Пользуясь правом патроната, он раздавал епископские кафедры тем, кто признал унию, фактически ликвидировав православную иерархию. На местах у православных силой отбирали церкви и монастыри и передавали греко-католикам, что вызвало сопротивление православных. Так, когда в 1599 г. король назначил греко-католического митрополита Ипатия Потия архимандритом Киево-Печерской лавры, мещане и казаки не пустили его в монастырь. В 1609 г. киевляне с оружием напали на Выдубицкий монастырь, где скрывался наместник греко-католического митрополита Антоний Грекович. При поддержке власти он намеревался захватить Софийский собор и Киево-Печерскую лавру. Однако в 1618 г. казаки утопили Грековича в Днепре. Действия мещан поддерживал киевский воевода князь К.-В. Острожский. В результате борьбы православной шляхты на сейме Речи Посполитой Сигизмунд III официально признал Киево-Печерскую лавру за православными. Киевская митрополия фактически раскололась на признанную польской властью греко-католическую («объединенную») и нелегальную, не признанную властью и патронами-католиками православную («необъединенную») церкви. В этих условиях православная церковь в Украине выстояла благодаря поддержке верующих. На защиту православия поднялись братства. Братчики составляли коллективные протесты о противоправных действиях греко-католиков и их протекторов на сеймики и Бальный сейм Речи Посполитой, вели процессы, касающиеся церковного имущества, и предоставляли все материалы сеймовым послам. Основанием для действий и выступлений в защиту православия представителей других слоев была сложившаяся традиция гарантировать королями Речи Посполитой права на свободу совести в пределах своего государства.... |
В основе казацкой тактики лежала универсальная боевая подготовка, маневренность, мобильность и динамичность. Внезапные нападения, засады, ночные рейды были главными особенностями тактики запорожцев. Днем казаки отвлекали внимание врага малыми боями, чтобы ночью атаковать его, неожиданно напав во тьме. Особенно часто они делали засады в лесу... В полевых боях казаки всегда старались окружить врага, применяя сложный тактический маневр — окружение противника с флангов и выход в его тыл. Во фронтальные атаки бросались с холодным ручным оружием после ружейного обстрела или артиллерийской подготовки... В стычках с отдельными татарскими отрядами запорожцы после предварительной непродолжительной стрельбы переходили к рукопашному бою... Свои внезапные концентрированные удары по врагу казаки наносили, используя особенности местности: крутые берега рек, овраги и т. д. Казацкая стратегия имела ярко выраженный активный, наступательный характер. Стратегически Войско Запорожское превосходило феодальные армии Европы, которые придерживались стратегии позиционной, оборонительной, пассивной войны. Стратегия концентрированного удара была главной особенностью казацкого военного искусства. Казаки побеждали преимущественно в полевых битвах...... |
В начале XVII в. украинское казачество окрепло и постепенно превратилось во влиятельную силу не только в Речи Посполитой, но и на международной арене. Казачество стало основным препятствием для турецко-татарских вторжений на украинские земли, защищая их от набегов. Это создавало много сложностей в отношениях Речи Посполитой с Крымским ханством и Османской империей. Казаков считали защитниками европейской христианской цивилизации от наступления исламского мира. В начале XVII в. татарские войска неоднократно появлялись на украинских землях. Они брали ясырь, захватывая мужчин, женщин и детей. Тех, кто оказывал сопротивление, убивали. Пленных продавали на невольничьих рынках. Украинские девушки и женщины попадали в гаремы или становились служанками. Мальчиков-подростков забирали в военные казармы, чтобы воспитать из них янычар. Мужчин ожидал тяжелый труд на строительстве или они коротали свой век гребцами, прикованными к веслам на турецких каторгах. Ясырь — пленники, захваченные турками и татарами во время набегов на украинские, русские и польские земли. Гарем — женское помещение в доме мусульманина, где жили жены и наложницы хозяина. Янычары — привилегированная пехота в турецкой армии, состоявшая преимущественно из подданных-христиан, которые с детства воспитывались для военной службы.... |
В XVII в. из многочисленных земель бывшей Золотой Орды сохранилось лишь Крымское ханство. Оно занимало менее половины территории Крымского полуострова. Ряд населенных пунктов и территорий входил в состав Османской империи. Это были отдельные административные единицы с центром в городе Кафа. Во всех крепостях на южном побережье располагались турецкие гарнизоны. В Стамбуле постоянными заложниками были несколько сыновей и братьев хана. Турецкий султан в своих интересах поддерживал политическую раздробленность на полуострове. Будучи халифом, он возглавлял все мусульманское духовенство Крыма и обеспечивал ему полную независимость от власти хана. Сама система назначения ханов значительно ослабляла их роль. До получения ханского титула они, как правило, жили и воспитывались при дворе султана и потому не могли наладить в Крыму надежные связи. По форме государственного правления Крымское ханство было сословно-представительной ограниченной монархией. Хан, возглавлявший государство, обладал широкими полномочиями, был главой исполнительной и судебной власти. По давнему обычаю хана из династии Гиреев избирала татарская знать на съезде — курултае. Однако решающее слово в назначении нового хана оставалось за турецким султаном. Всего за период существования ханства им правили 47 ханов, из которых лишь десять умерли своей смертью. По государственному устройству Крымское ханство было децентрализованным государством, разделенным на семь бейликов, возглавляемых могущественными беями — представителями наиболее знатных родов. Они имели собственные войска и органы власти. Беи могли отказаться от участия в походах, объявленных ханами, или осуществлять самостоятельные походы.... |
В первой половине XVII в. на украинских землях стремительно увеличивалось магнатское землевладение. К этому магнатов подталкивал рост спроса на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию на западноевропейских рынках. В Галичине находились владения Потоцких, Собеских, Даниловичей, Одровонжей и других магнатов в форме «ключей» — нескольких сел и городков, которые составляли единый хозяйственный комплекс. В 1629 г. в Брацлавском воеводстве 80 % всех крестьянских и мещанских дворов принадлежало 18 магнатам, в Волынском воеводстве 75 % крестьянских хозяйств находилось в латифундиях магнатов. Именно на Волыни была расположена «Острожчина» — владения князей Острожских. Кроме того, владения К.-В. Острожского в начале XVII в. были в Брацлавском, Киевском, Русском, Сандомирском, Краковском, Берестейском, Минском, Новогрудском, Витебском и Виленском воеводствах. В них насчитывалось 620 населенных пунктов, из них 38 городов. Однако наиболее обширными были волынские владения князя. * Параграф для углубления знаний. Рассматривается факультативно или за счет резервных часов программы. Магнат — крупный землевладелец, представитель аристократической верхушки общества в ряде стран Европы (в частности в Речи Посполитой, Венгрии, на украинских и белорусских землях) в эпоху Раннего модерна. Латифундия — крупное частное земельное владение. На Левобережье своими размерами отличались владения Вишневецких с центром в Лубнах. В «Вишневетчину», как называли эти владения современники, в конце 30-х гг. XVII в. входило 39,6 тыс. крестьянских дворов, 56 больших и малых городов. В целом у Вишневецких, владевших также землями на Полесье, Подолье, Волыни и Галичине, было почти полмиллиона «подданных» — посполитых (крестьян) и мещан.... |
Европейские государственные и церковные деятели не раз затрагивали вопрос о восстановлении единства христианской церкви. Интерес к этому особенно возрос в условиях распространения Контрреформации. Католическая церковь активизировала свои действия по расширению влияния на востоке с целью объединения католиков и православных под верховенством папского престола. В Речи Посполитой идею объединения (унии) православной и католической церквей предлагали иезуиты. В 1577 г. польский проповедник-иезуит Петр Скарга издал книгу «О единстве церкви Божьей под одним пастырем...», в которой обосновал необходимость объединения двух церквей. Вопрос церковной унии обсуждался представителями Папы Римского с украинско-белорусской православной знатью. В целом она одобряла возможное объединение при условии, что оно состоится на основе равноправия. Благодаря унии она надеялась обновить православную церковь, приблизить ее к требованиям времени. Украинско-белорусские православные епископы, разделявшие унийные настроения, усматривали в объединении путь к преодолению кризиса православной церкви и оздоровлению церкви в целом. Они считали, что благодаря этому избавятся от унизительной для духовенства зависимости от торговцев и ремесленников, объединенных в братства. Украинско-белорусская знать надеялась, что уния будет способствовать достижению православными фактического равенства в правах с католиками в Речи Посполитой, позволит православным иерархам наравне с католическими получить места в сенате.... |