Войти
Закрыть

Исторические источники об Александре Македонском. Практическое занятие 9

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 39. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ МАКЕДОНСКОМ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

1. Что узнаем из исторических источников о внешности и характере Александра Македонского?

«Еще мальчиком Александр выявил большую сдержанность: хотя и имел он зажигательный и неукротимый нрав, но был безразличен к телесным утехам и отдавался им очень умеренно. Не гнался он за любой славой и не искал ее где-либо, в отличие от Филиппа, который кичился своим умением красноречия и на монетах увековечивал победы своих колесниц на гонках в Олимпии. Потому Александр, когда друзья спросили его, не хочет ли он принять участие в соревнованиях по бегу на Олимпийских играх (а бегал он быстро), ответил: "Да, если только моими соперниками будут цари”.

...Каждый раз, когда приходило сообщение о том, что Филипп завоевал какой-то известный город или одержал большую победу, Александр слушал это без радости, сетуя: "Ребята, мой отец успеет все захватить, так что не оставит мне с вами никакой возможности осуществить большой и блестящий подвиг”. Он мечтал не об утехах и богатстве, а о доблести и славе, считая, что чем больше получит от отца в наследство, тем меньше останется сделать ему самому.

Александр Македонский. Портрет работы Лисиппа. «Внешний вид Александра подлиннее всего передают статуи, выполненные Лисиппом. Был это единственный скульптор, которого царь считал достойным творить свое изображение. Этот художник сумел точно воссоздать то, чему впоследствии подражали многие преемники и друзья Александра, - легкий наклон шеи слева и кротость взгляда» (Плутарх).

• Сравните скульптурный портрет и словесное описание внешнего вида Александра Великого.

...Кроме того, Александр от природы любил литературу и много читал. Он говорил, что чтение "Илиады” - это средство воспитать в себе военную доблесть. Экземпляр издания, исправленного Аристотелем и известного под названием "Илиада в шкатулке”, Александр всегда имел при себе и клал вместе с кинжалом под подушку... Александр увлекался Аристотелем, и даже любил его не меньше чем своего отца, потому что, как сам говорил, одному он благодарен за свою жизнь, а другому - ощущение красоты жизни...

Когда Александр занял Фригию с городом Гордием, он увидел здесь знаменитую колесницу, дышло которой было соединено с ярмом узлом, и услышал рассказ о том, что кто этот узел развяжет, тот станет правителем мира. Поскольку концы узла были спрятаны, а сам узел очень запутан, Александр разрубил его мечом» (Плутарх).

Определите, что в источнике свидетельствует об образованности Александра. Какие фрагменты свидетельствуют о том, что Александр был сильным духом, смелым и честолюбивым человеком? Повлияли ли добродетели Александра Македонского на ход истории?

Откуда происходит высказывание гордиев узел? Почему высказывание разрубить гордиев узел употребляется в значении «разрешить сложный клубок обстоятельств быстро и неожиданным способом»?

Работаем самостоятельно. Задание 1.

Воспользовавшись представленными источниками, аргументируйте утверждение, приведя примеры.

Александр Македонский...

1. Был смелым и честолюбивым человеком, ведь...

2. Имел хорошее образование и воспитание, свидетельством чего является...

3. Был сильным духом и решительным человеком, что проявлялось в...

2. О каких подробностях Восточного похода Александра Македонского узнаем из исторических источников?

1. «...Дарий прислал к Александру своих доверенных с письмом, в котором предлагал ему десять тысяч талантов (денежная единица) как

выкуп за пленных, все земли по ту сторону Евфрата, одну из дочерей в жены и договор о дружбе и союзе. Когда Александр поделился этим известием со своими друзьями, Парменион сказал: "Если бы я был Александром, я принял бы эти условия”. "Клянусь Зевсом, и я принял бы, если бы был Парменионом”, - воскликнул Александр... Дарию же он сказал, что как над землей не бывать двум солнцам, так над Азией не господствовать двум царям» (Плутарх).

2. «...Пор, благодаря своему росту, а также крепкому телосложению, был в такой пропорции к своему слону, как всадник на коне, хоть слон под ним был громаден. Этот слон проявлял удивительную сообразительность и заботу о царе: пока царю хватало силы, слон защищал его от нападения врагов, и когда почувствовал, что Пор от многих дротиков и ран обессилел, то, боясь, чтобы он не упал, медленно опустился на колени и начал осторожно хоботом вынимать из его тела дротик за дротиком. Когда Пора взяли в плен, Александр спросил его, как надо вести себя с ним. "По-царски”, - сказал Пор. На вопрос Александра, не хочет ли он прибавить что-либо, Пор ответил: "В слове «по-царски» содержится все”. Александр не только оставил Пора у власти, назначив сатрапом страны, правителем которой тот был, но и присоединил к его владениям новые земли, покорив племена, ранее независимые» (Плутарх).

3. «Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию; он хотел спросить бога: говорили, что предсказания Амона сбываются с удивительной точностью и что именно он предвещал Персею и Гераклу. Александр стремился подражать и Персею, и Гераклу; к тому же, будучи выходцем из рода обоих, он связывал свое происхождение с Амоном, как мифы связывают происхождение Геракла и Персея с Зевсом. Следовательно, он отправился к Амону, рассчитывая, что точно узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал» (Флавий Арриан).

Подумайте, о каких чертах характера македонского царя свидетельствует каждый из отрывков? Какие из этих черт нравятся вам, а какие - нет?

Работаем самостоятельно. Задание 2.

1-3. Определите, о каком эпизоде Восточного похода идет речь в каждом из отрывков. Установите хронологическую последовательность событий.

3. Каким представляется Александр Великий в оценке древнегреческих историков как человек и государственный деятель?

«Нет другого человека, который - один - сделал бы столько и таких дел; никого нельзя ни среди эллинов, ни среди варваров сравнить с ним по масштабам и величию совершенного. Это и побуждало меня писать о нем... Я знаю, что Александр увлекся индийской и персидской роскошью и жизнью варварских царей, совсем другой по сравнению с жизнью подданных, и я осуждаю его за то, что он сменил родную македонскую одежду на индийскую. Осуждаю и за то, что он не постеснялся вместо головного убора, который он, победитель, носил издавна, надеть тюрбан побежденных персов...

Александр Македонский на реке Граник. Художественная реконструкция.

Наступил праздник в честь Диониса, который проводят македонцы... Клит откровенно и уже давно огорчался из-за все более сильной склонности Александра к варварским обычаям и лести, которой его одаривали. Тут... он заявил, что не позволит паясничать по поводу дел древних героев. Александр обиделся на эти слова. И я не одобряю таких слов; по-моему, достаточно самому сидеть молча и не подпевать лживым и льстивым словам. Когда же некоторые стали вспоминать то, что сделал Филипп, несправедливо считая дела его ничтожными и не заслуживающими изумления, чтобы угодить Александру, Клит уже совсем вышел из себя, стал возвеличивать Филиппа и унижать Александра и его дела... хвастался, что он спас Александра в битве на реке Граник. Вызывающе протянув вперед свою правую руку, он воскликнул: "Вот эта самая рука, Александр, тогда спасла тебя”. Александр, уже не способный терпеть дерзкость Клита, в гневе выхватил копье у одного из охранников и убил Клита... Я осуждаю Клита за его дерзкое поведение с царем; Александра же жалею в этой беде...» (Флавий Арриан).

Как относится автор отрывков к Александру Македонскому? Что об этом историческом деятеле думаете вы?

Работаем самостоятельно. Задание 3.

Используя исторические источники, определите роль Александра Македонского в истории. Докажите конкретными фактами, что он был не только блестящим полководцем, победоносным, решительным и образованным правителем, но и жестоким тираном и тщеславным себелюбцем.

По моему мнению, Александр Македонский был...

Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).

Почему Александр Македонский смог создать одно из наибольших государств мира? Что думаете о роли этой личности в истории?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація