Войти
Закрыть

Промышленный переворот и блеск Просвещения

8 Клас , Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко

 

§ 22. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ И БЛЕСК ПРОСВЕЩЕНИЯ

Составьте логические пары: джентри, Вильгельм Оранский, Оливер Кромвель, виги, протекторат, лендлорды, «Билль о правах», тори.

1. Промышленный переворот. В течение XVI—ХVIII вв. в Англии вследствие огораживаний практически исчезли крестьяне-землевладельцы и почти вся земля оказалась в руках лендлордов. Они отдавали ее в долгосрочную аренду фермерам и предпринимателям. Те использовали труд наемных рабочих - вчерашних крестьян, лишенных земли и согласных наниматься на работу за любую плату. Так в Англии был осуществлен аграрный переворот.

Он подготовил почву для промышленного переворота - изобретения и широкого внедрения в производство машин, способных заменить ручной труд. При этом мануфактуры уступали место фабрикам с почти полностью механизированным трудом. Начался промышленный переворот в старейшей отрасли английской промышленности - текстильном производстве.

Подумайте! Из чего производят ситец?

Еще с XVII в. серьезным конкурентом английских тканей стали красивые и дешевые индийские ситцы. Со временем англичане поняли, что выдержать конкуренцию им удастся, только увеличив выпуск собственных тканей и сделав их дешевле. Первым шагом на пути к этой цели стало изобретение подвижного челнока. Он приводился в движение пружиной, двигался вдвое быстрее и позволял заметно ускорить производство. Теперь ткачам нужно было больше пряжи, то есть возникла потребность в создании более мощной прядильной машины. В 1765 г. плотник и ткач Джеймс Харгривс изготовил механическую прялку «Дженни» (мастер назвал ее так в честь своей дочери), с помощью которой один работник мог приводить в движение 18-20 веретен. Бывший парикмахер и ловкий делец Ричард Аркрайт присвоил чужое изобретение и умело его использовал - приспособил к «Дженни» водяное колесо. Более того, в 1771 г. предприимчивый Аркрайт построил специальное здание для своих машин - первую в Англии фабрику. Через несколько лет на ней уже работали сотни рабочих и машин. Вскоре по всей Северной Англии, где множество бурных горных рек обеспечивало бесперебойное движение водяных колес, возвышались 4-5-этажные кирпичные фабрики.

Изобретения следовали одно за другим также в других отраслях промышленности. Колоссальные последствия для развития фабричного производства имело появление парового двигателя, который, в отличие от водяного, можно было использовать, где угодно. Создал его шотландец Джеймс Уатт. Паровая машина работала на угле, и это дало толчок усиленному развитию угольной промышленности. Внедрение парового двигателя привело к широкому распространению фабрик.

Металлургия тоже перешла на использование каменного угля. Выплавлять железо, как прежде, на древесном угле становилось все сложнее, потому что большие лесные массивы были уже уничтожены. Недостаток топлива тормозил развитие металлургии и вынуждал Англию ввозить металл из-за границы. Теперь ситуация полностью изменилась: Англия стала производить много качественного металла, и сама продавала его в другие страны. А главное - увеличение выплавки металла позволило расширить выпуск машин. Дальнейшие технические изобретения способствовали не только росту производства металлов, но и позволили сделать их дешевле.

В чем заключались преимущества механической прялки Аркрайта?

Прядильная машина Р. Аркрайта. Модель

Промышленный переворот и изменения в сфере производства требовали усовершенствования транспорта и путей сообщения. Англия долго страдала из-за ужасных дорог. Тем временем огромные массы угля, железа, хлопка и другого сырья нужно было доставлять от шахт и портов на фабрики. Готовая продукция также ожидала отправки на дальние рынки. Перевозку следовало сделать надежной и более дешевой. Решить эту проблему взялся Джон Меткар - «Слепой Джек». Шестилетним мальчиком он заболел оспой и потерял зрение, но, став взрослым, научился отлично ориентироваться и находить самые лучшие направления для прокладывания дорог. Именно Меткар первым сделал выпуклую дорогу и проложил вдоль нее канавы для стока воды. Такие дороги служили круглый год.

Далеко не все они могли долго выдерживать постоянную транспортировку тяжелых грузов. К тому же перевозка по суше стоила достаточно дорого. Выход нашли в прокладывании каналов. Вскоре они густой сетью покрыли всю страну. Каналы позволяли легко и дешево перевозить большие массы угля, металлов и других громоздких товаров.

Подумайте! На чем перевозили товары по каналам?

Широкое применение машин вызывало снижение заработной платы. Часть тружеников вообще потеряла работу. Условия труда были очень тяжелыми. Рабочий день длился 14-18 часов. Хозяева охотно использовали труд женщин и детей, платя им вдвое и втрое меньше, чем мужчинам. Правительственные законы насаждали на фабриках суровую дисциплину, жестоко карали за малейшие нарушения. Все это вызывало недовольство в рабочей среде.

XVIII в. Из статьи об условиях труда на фабрике в городе Манчестере

Хлопковые фабрики расположены в больших зданиях и устроены так, чтобы в них можно было разместить как можно больше людей. Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строятся в несколько этажей, преимущественно невысокие. Большинство помещений заставлено машинами... Из-за специфического характера промышленности в воздухе постоянно летает хлопковая пыль, которая в соединении с маслом... дает особенно неприятный запах...

Количество работающих на фабрике зависит от ее размеров. На одной фабрике... работает несколько сотен человек. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого используется много свечей, но почти ничего не делается для вентиляции, из-за чего постоянно не хватает свежего воздуха... Какие последствия можно ждать от таких губительных условий?

XVIII в. Из протокола заседаний палаты общин о жалобе чесальщиков шерсти графства Девоншир

Чесальщики шерсти просят разрешения указать палате на то, что изобретение и применение машины для расчесывания шерсти резко снижает спрос на труд. Они считают, что всего одна машина с помощью одного взрослого рабочего и четырех или пяти детей может делать ту же работу, какую выполняют 30 человек обычным ручным способом... Количество машин быстро растет во всем королевстве, пагубные последствия чего уже достаточно чувствительны, поскольку многим не хватает работы и еды.

Вопросы к документу. 1. Охарактеризуйте условия труда фабричных рабочих. 2. В чем они видели причины, своих бедствий?

Все чаще недовольство фабричных рабочих выплескивалось в бунт против машин. Работники врывались на фабрики, ломали ненавистные станки, а иногда сжигали даже фабричные здания. Таких людей называли «луддитами» по имени Нэда Лудда - юноши, который якобы первым разбил вязальные станки на чулочной фабрике. От разрушительных действий предприниматели несли большие убытки и требовали от правительства защиты. Парламент принял закон о смертной казни за порчу машин.

Подумайте! Почему была введена такая страшная мера наказания за порчу машин?

Основные итоги промышленного переворота станут совершенно очевидными только в ХІХ в., но в XVIII в. обнаружилось главное - преимущество фабричного производства над мануфактурой, машинного труда над ручным. Промышленный переворот создал экономический фундамент для нового буржуазного общества, явившись одним из важнейших проявлений кризиса «старого порядка». Английские изобретения быстро проникли в другие страны. На рубеже XVIII-XIX вв. возникла постоянная тяга к техническому обновлению - модернизации.

2. Торжество знаний и истоки Просвещения. На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе сложилось новое идейное течение - Просвещение. Его появление было подготовлено изменениями в условиях жизни, которые происходили под влиянием развития капитализма, естественно-научного переворота и распространения рационализма - веры в безграничные возможности человеческого разума.

XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения - время изменений и обновления. Изменения затрагивали не какую-то одну, а разные сферы жизни - религию и политику, образование и воспитание, культуру и искусство, науку и технику. Идеалами Просвещения стали мир, ненасилие, веротерпимость, критическое отношение к авторитетам (вольнодумство), свобода, благосостояние и счастье людей. Такие идеи распространились не только в Европе, но и в Новом Свете, приобрели интернациональный характер. В каждой стране Просвещение сохраняло свои особенности.

Масонский символ на фасаде дома. Рига. Современный вид

По сравнению с неспокойным, наполненным войнами XVII в., эпоха Просвещения была отмечена определенной политической стабильностью, ростом экономики, улучшением бытовых условий, культурными достижениями. Эти позитивные сдвиги позволяли надеяться: жизнь человека можно изменить к лучшему. Мыслители той эпохи - просветители - верили в «естественный свет разума». По их мнению, человек, как существо разумное, призван перестроить общество на разумных началах, стоит лишь использовать заложенные в каждом способности. Для этого людей необходимо воспитывать и просвещать, а в обществе распространять полезные знания и научные открытия. XVIII век европейской истории не случайно называют «эпохой разума». Вера в силу знаний, в достижения науки и техники дала толчок для возникновения идеи прогресса - неуклонного продвижения человечества вперед.

Заметным явлением истории Европы XVIII в. стало масонство (от франц. «свободный каменщик») - религиозно-этическое движение, которое зародилось и оформилось в начале века в Англии. Свое название, организацию (масонские ложи), устав и символы масоны позаимствовали из Средневековья - от цеховых мастеров и духовно-рыцарских орденов. Наивысшей целью «каменщиков» было создание тайной мировой организации, которая объединила бы человечество в мирном братском союзе. Орудиями при этом должны были стать наука и разум.

Главные идеи Просвещения родились в Англии. В XVII в. она заметно опередила большинство европейских стран в историческом развитии и стала своеобразным образцом общественного прогресса. Основы английского Просвещения заложил выдающийся мыслитель Джон Локк (1632-1704). Он утверждал, что при рождении все люди созданы равными и потому имеют естественные права на жизнь, свободу и собственность. Для обеспечения и защиты этих прав люди добровольно заключают между собой общественный договор, служащий основой для создания государства и возникновения государственной власти. В случае нарушения государственной властью общественного договора и посягательств с ее стороны на личную свободу и собственность подданных, народ имеет законное право сменить такую власть.

Внимательно рассмотрите портрет Джона Локка. Какие черты личности выдающегося мыслителя отображены на портрете?

Джон Локк. Ок. 1680 г.

Локк задумывался над тем, как избежать чрезмерного усиления государственной власти. Так возникла идея о ее разделе: законодательная власть должна была находиться у представительского органа - парламента, а исполнительная - у монарха и правительства. Особую роль Локк отводил соблюдению принципа законности. Он утверждал, что «ни для одного человека, находящего в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

Подумайте! Что означает утверждение Джона Локка для общества того времени и для современного общества?

Британия - родина промышленного переворота - подарила миру также экономическую науку. Ее отец, Адам Смит (1723-1790), считал труд источником богатства, а человека - основой общества. Ученый ввел понятие «невидимая рука рынка»: отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания, способствует достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. В своем самом известном труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» ученый распространил объективные законы природы на экономику, настаивая на важности разделения труда и существовании частной собственности. Теория А. Смита оказала влияние на экономическую политику большинства государств.

3. Французское Просвещение. Самый многочисленный круг талантливых просветителей сложился во Франции. Благодаря им страна превратилась в центр европейской интеллектуальной жизни. Отсюда дух Просвещения распространился по всей Европе. Одним из основателей французского Просвещения был Шарль Монтескьё (1689-1755). Он критиковал французский абсолютизм и с уважением относился к английской конституционной монархии.

Вслед за Локком Монтескьё развивал теорию разделения власти. В произведении «О духе законов» он первым высказался о необходимости разграничить законодательную (парламент), исполнительную (монархия) и судебную формы власти для того, чтобы каждая из них могла реально служить противовесом другой. Этот принцип Монтескьё считал решающим в деле обеспечения законности.

Адам Смит

Сравните портреты Вольтера и Монтескьё. Как вы считаете, какой из них был заказан для себя лично, а который должен был быть выставлен на публику? Ответ обоснуйте.

Вольтер

Шарль-Луи де Монтескье. 1728 г.

Самая заметная фигура французского Просвещения - Мари Франсуа Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Разносторонне талантливый человек, он был философом, историком, писателем. Годы, проведенные в Англии, укрепили приверженность Вольтера к политической свободе и религиозной терпимости. Осуждая могущество и богатство католической церкви, Вольтер считал религию опорой морали, необходимой для общества, но одновременно решительно выступал за свободу вероисповедания и прославлял идею веротерпимости.

Вольтер никогда не оставался равнодушным к несправедливости. Широкую популярность приобрели его публичные выступления в защиту невинно осужденных. Он вызывал уважение у многих европейских монархов. Российская императрица Екатерина II и прусский король Фридрих II, стремясь выглядеть «просвещенными правителями», переписывались с Вольтером. Его влияние на современников было настолько сильным, что XVIII в. и теперь нередко называют «эпохой Вольтера».

Новый этап в развитии французского Просвещения связан с именем Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он разделял общую идею просветителей о том, что природа - огромная гармоничная система, а человек - ее составная часть. Но в отличие от них Руссо был убежден: люди сами разрушили это «естественное состояние», окружив себя разными учреждениями, создание которых противоречит закону природы.

Морис Кантен де Латур. Жан-Жак Руссо. XVIII в.

Мыслитель не признавал позитивных последствий прогресса и призывал вернуться к жизни на лоне природы. Его идеал - это тихое и раз меренное деревенское существование с ежедневным трудом, незатейливым бытом и досугом. Тот, кто вырос в таких условиях, сам способен решить, чему учиться. Воспитание в понимании Руссо - это развитие способностей и задатков ребенка, отсутствие любого насилия над ним. Руссо не просто противопоставлял природу и цивилизацию, но утверждал, что развитие науки и искусства портит общество. Это вызывало возмущение в среде просветителей и едкую критику со стороны Вольтера.

Подумайте! Согласны ли вы с утверждениями Руссо о науках и искусстве? Ответ обоснуйте.

Свой взгляд имел Руссо и на государственную власть. Наиболее совершенным ему казалось общество, основанное на договоре всех граждан. Предполагалось, что это будет государство свободных и объединенных в мощный коллектив равных людей - республику.

XVIII в. Жан-Жак Руссо. Из трактата «О происхождении и причинах неравенства среди людей»

Первый, кто, оградив участок земли, сказал: «Это земля моя» - и нашел людей, достаточно наивных, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества. От скольких несчастий и ужасов избавил бы род людской тот, кто крикнул бы, вырывая колья и засыпая рвы: «Берегитесь, не слушайте этого обманщика! Вы погибнете, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а земля - никому».

Вопрос к документу. В чем великий мыслитель видел причины бедствий общества?

4. Энциклопедисты. Подлинным шедевром эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Ее первый том вышел в 1751 г. из-под пера двух авторов - философа Дени Дидро (1713-1784) и математика Жана Д’Аламбера (1717-1783). Они верили, что знание и образование способны преобразить мир, а потому стремились донести читателю новейшую информацию о состоянии науки, искусства и развитии ремесел.

По приглашению Дидро и Д’Аламбера статьи для «Энциклопедии» писали подлинные знатоки своего дела - известные ученые и писатели. Многие из них высказали слишком смелые суждения, из-за чего издателей обвинили в распространении опасных идей. Д’Аламбер оставил «Энциклопедию», а Дидро на некоторое время даже попал в королевскую тюрьму. Но вопреки всем неурядицам «Энциклопедия» продолжала выходить. Всего было издано 35 томов, содержащих статьи, иллюстрации и таблицы.

Луи-Мишелъ ван Лоо. Дени Дидро. 1767 г.

Морис Кантен де Латур. Жан Лерон Д’Аламбер. 1753 г.

«Энциклопедия» быстро распространялась, заменяя многим учебники и даже целые библиотеки. Она способствовала привлечению к знаниям неизмеримо большего, чем прежде, количества людей, укоренению религиозной терпимости и здравого смысла. Ей принадлежала немалая заслуга в формировании нового человека - активного, предприимчивого, обращенного в будущее, стремящегося к личному и общественному благосостоянию.

Подумайте! Какие произведения украинских мыслителей и писателей способствовали воспитанию нового человека?

5. Французский классицизм. Символом культуры Франции стал новый художественный стиль - классицизм (лат. - образцовый). Точнее это название означает - «основанный на классике», то есть на произведениях, признанных вершиной совершенства. Такими для творцов классицизма были памятники античности и искусства Возрождения. Идеалом, достойным подражания, они прежде всего считали сюжеты из античной мифологии и истории. Классицизм утвердился во Франции в середине XVII в., когда абсолютная монархия достигла расцвета. Искусство тогда ценилось очень высоко, государство поощряло его творцов, но пыталось заставить их служить своим интересам.

Главный лозунг классицизма - «Разум и порядок во всем». Его теоретики были убеждены, что основу красоты в искусстве закладывают четкие правила. Каждый жанр, каждое произведение искусства необходимо создавать по определенным законам, не выходя за их рамки. Высшие достижения классицизма связаны с театром.

Музыкальный театр. 1740 г.

Пьер Корнель

Первоочередная роль отводилась драматургии, которая должна была опираться на правило трех единств, - времени, места и действия. Это означало, что все события классической пьесы происходили в одно время, случались в одном месте и развивались в рамках только одной сюжетной линии с небольшим количеством персонажей. Актеры возвышенно декламировали, изображаемые ими герои и героини всегда выглядели величественными.

У истоков театра, основанного на этих принципах, стоял Пьер Корнель (1606-1684). В своих трагедиях на исторические сюжеты («Сид», «Гораций») он изобразил героев, преданных гражданскому долгу и служению на благо государства. Другим выдающимся драматургом эпохи классицизма был Жан Расин (1639-1699). Основу его произведений («Андромаха», «Федра») составляли античные сюжеты, герои которых всегда приносили в жертву существующим законам свои сильные чувства.

Репертуар французского театра эпохи классицизма включал также комедии. Их творцом стал Жан Батист Мольер (1622-1673). В своих пьесах он тесно соединил комическое и трагическое, высмеивал недостатки общества: наглое лицемерие священников («Тартюф»), бессмысленное стремление разбогатевшего буржуа походить на дворянина («Мещанин во дворянстве»), глупость и жадность («Проделки Скапена»).

Вершиной французского классицизма в живописи являлось творчество Никола Пуссена (1594-1665). Большую часть жизни художник, удивительно образованный человек, работал в Италии.

Сюжеты его картин в основном навеяны античными образами и имеют литературную основу. Множество полотен - это пейзажи, всегда населенные мифическими и библейскими героями. Пуссен воспевал могучий разум, прекрасный мир и совершенных героев, верных своему гражданскому долгу.

Воплощением нового стиля в архитектуре стал Версаль - плод совместной работы множества архитекторов, скульпторов и садовников. В королевской резиденции классическая архитектура соединена с роскошным интерьером - медальонами, арками и колоннами, изготовленными из бронзы, мрамора и ценных пород дерева, а также с художественной росписью стен и сводов, скульптурой и мебелью, ландшафтом и парком.

Жан Расин

Мольер

Мольер в роли смешного модника в спектакле

Узнайте! В каких романах и кинофильмах действие происходит в Версале?

Версальский парк раскинулся на три километра. Однако его легко осмотреть благодаря строгой упорядоченности. Кусты аккуратно подстрижены, аллеи пересекаются под прямыми углами, цветники создают правильные геометрические фигуры, бассейны имеют зеркально гладкую поверхность. Такой парк получил название регулярный, или французский.

Творцы классицизма верили, что цель искусства состоит в преобразовании мира и человека, в претворении в жизнь идеалов красоты. Однако на службе монархии новый стиль все больше приобретал черты пышной и холодной торжественности. Другие европейские страны в целом сохранили в XVII в. верность барокко.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какими были последствия аграрного переворота? Почему считается, что он подготовил почву для промышленного переворота?

2. Назовите позитивные и негативные последствия промышленного переворота.

3. Какую цель преследовали масоны?

4. Какие идеи лежали в основе Просвещения и почему они родились именно в Англии?

5. В чем заключалось своеобразие взглядов А. Смита на развитие экономики?

6. Почему Монтескьё придавал большое значение разделению власти на три ветви?

7. Почему XVIII век нередко называют «эпохой Вольтера»?

8. Чем отличались взгляды Ж.-Ж. Руссо от идей просветителей?

9. Какую роль сыграла «Энциклопедия» в жизни французского общества?

10. В чем заключались особенности классицизма? Почему он возник именно во Франции и именно в середине XVII в.?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1. В тетрадях составьте таблицу «Основные изобретения начального периода промышленного переворота» по следующему образцу:

2. Используя дополнительные источники, составьте исторический портрет одного из просветителей ХVIII в.

ТВОРЧЕСКИ ПОРАБОТАЙТЕ

Все образованные люди Европы знали призыв Вольтера: «Раздавить гадину!», направленный против могущества католической церкви. Но критика церкви не мешала ему оставаться искренним христианином. Объединитесь в малые группы, подумайте, как можно объяснить такое противоречие. Свои выводы презентуйте классу.

ЗАПОМНИТЕ ДАТЫ

1760-е — начало промышленного переворота в Англии

XVIII в. — эпоха Просвещения

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Подаляк, Лукач, Ладыченко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація