Войти
Закрыть

Обобщение к разделу ІІ. Высокое Возрождение. Реформация в Западной Европе

8 Клас

Почему искусство Возрождения считают новым явлением, своеобразным мостом между культурой Средневековья и культурой Нового времени? • Возрождение — период культурного подъёма стран Европы, переход от культуры Средневековья к культуре Нового времени, для которого характерны обращение к культурному наследию античности, усиленное внимание к человеку. • Эпоху Возрождения подготовили новые процессы и события в странах Европы — активное экономическое развитие стран и, прежде всего, итальянских городов, великие географические открытия, технические открытия и усовершенствования, начало книгопечатания. • Сформировалось новое мировоззрение. Гуманисты по-новому объясняли предназначение, роль и место человека в мире. Они провозгласили человека величайшей ценностью, считали, что он заслужил право на счастливую и достойную жизнь. • Утвердилось убеждение в безграничных возможностях человека в познании мира. • В науке определился отход от схоластики и утвердилась роль опытных знаний. Чем итальянское Возрождение отличается от Северного Возрождения? • Северное Возрождение формировалось под влиянием итальянского Возрождения. • В Северной Европе на формирование новой культуры влияло христианство, а не античное наследие. • В искусстве итальянского Возрождения человек был центром Вселенной, тогда как в искусстве Северной Европы человек выступал подтверждением существования Творца. У итальянцев человек божественно прекрасен, а у немцев и голландцев он разный. Бог создал землю и человека, который составляет с природой единое целое. Человек безусловно ценен, но такими же ценными являются небо, звёзды, листва и трава. Художники Северного Возрождения видели ценность человека в его существовании, а не в его свершениях. С одинаковым вниманием они воспевали и крестьянина, и горожанина, и поэта, и лодыря, и калеку....

Рождение новой европейской науки

8 Клас

В раннее Новое время благодаря распространению книгопечатания и возможности быстрого обмена информацией началось стремительное развитие научной мысли. Издавались произведения античных учёных и современных авторов. Их труды были посвящены разным отраслям знаний, в частности естественным наукам. Языком науки оставалась латынь, хотя в первой половине XVII в. всё чаще появляются научные тексты, написанные на национальных языках. Зародилась новая философская парадигма, пришедшая на смену средневековому мировоззрению. Главным становится знание о природе — естествознание, а в философии развивается новое направление — натурфилософия1. Весомые успехи наблюдаются в таких областях, как география, картография, астрономия, механика, математика, биология, медицина. Мощный толчок к развитию знаний о природе и Вселенной дали великие географические открытия, открывшие европейцам новые материки, неизвестный растительный и животный мир. В середине XVI в. появляются первые достоверные карты Европы и мира, созданные известным фламандским картографом Герардом Меркатором, на которых отображены результаты великих географических открытий. Наиболее ощутимые изменения коснулись астрономии, что было связано с деятельностью выдающегося польского учёного Николая Коперника (1473-1543). В результате сложных расчётов он пришёл к выводу, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Учёный доказал, что Земля вращается один раз в сутки вокруг своей оси и один раз в году вместе с другими планетами — вокруг Солнца....

Распространение Реформации. Контрреформация в Европе

8 Клас

Экономическая и политическая жизнь Швейцарии во многом напоминала Германию в канун Реформации. Страна состояла из нескольких независимых земель — кантонов, условно поделённых на лесные и городские. Лесные кантоны были преимущественно сельскохозяйственными, менее развитыми, чем городские, в них процветали ремёсла, торговля, банковское дело. Во всех кантонах были сильные позиции у католической церкви. Кантонами управляли дворяне и городской патрициат. Они наживались, поставляя швейцарских наёмных солдат иностранным правителям. Бесчинство местной аристократии вызывало недовольство швейцарского бюргерства, мечтавшего об объединении страны, сильной центральной власти и возвращении земель церкви в собственность государства. Реформационное движение в Швейцарии развернулось под влиянием идей М. Лютера. Страна раскололась на католиков и протестантов. Одним из центров Реформации стал крупный и богатый город Женева. Местные бюргеры хотели реформировать церковь, а потому доброжелательно принимали протестантских проповедников из других стран. Среди них был и француз Жан Кальвин (1509-1564), которому пришлось покинуть родину из-за обвинений в лютеранской ереси....

Реформация

8 Клас

На рубеже XV-XVI вв. католическая церковь, возглавляемая папской курией, всё ещё активно влияла на политическую и духовную жизнь общества. Римским папам удалось существенно усилить свою власть, расширить территорию Папской области, повысить её политическую значимость в Италии. Папы жили как светские правители с огромным роскошным двором. Они наделяли свою родню почётными и прибыльными титулами, дарили племянникам места кардиналов, продавали выгодные церковные должности. Однако расширение границ мира после открытия Америки, экономическое освоение нового континента, острая необходимость в рынках сбыта и укрепление национальных государств Западной Европы снижали престиж католической церкви. Светская власть в Европе всё решительнее протестовала против денежных поборов для церкви. Монархи и папы открыто враждовали. На рубеже XV-XVI вв. католическая церковь перестала быть образцом набожности и нравственности. Она скрывала духовное насилие, а от грехов можно было освободиться простой покупкой индульгенции....

Зарождение культуры барокко

8 Клас

Стиль барокко возник в Риме во второй половине XVI в. Одним из его определяющих признаков стал дух обновлённой католической религиозности, а историческим фоном — расцвет абсолютных монархий в Европе. Для архитектуры барокко характерна пышная декоративность, изобилие деталей, цветная лепка, щедрая позолота, резьба, скульптура, живописные расписные потолки. Это время господства дугообразных, причудливо выгнутых линий, торжественных фасадов сооружений и величественных архитектурных ансамблей. Первым архитектурным образцом стиля барокко по праву считается церковь Иль-Джезу, возведённая около 1575 г. в Риме для ордена иезуитов. Живопись барокко развивает несколько основных тем: художников привлекают контрасты света и тени, грандиозные панорамы, роскошь, избыточность форм, натурализм, аллегория, богатая фактура, сложность движений и ракурсов. А рядом с этим — бытовые сюжеты, простые народные типы, наивность крестьянской жизни. В живописи эпохи барокко совершенствуются такие жанры, как пейзаж, портрет, натюрморт и др....

Северное Возрождение

8 Клас

Северное Возрождение — уникальное явление в искусстве XV XVI вв. в европейских странах, расположенных к северу от Италии, — Нидерландах, Германии, Франции и Испании. Это понятие, применённое по аналогии с итальянским Возрождением, достаточно условно. Если в Италии искусство действительно переживало процесс возрождения традиций античности, то в странах Европы, не имевших античного прошлого, оно развивалось под влиянием готической традиции. Развитие искусства Возрождения в Германии формировалось в жестокой религиозной борьбе, наполнившей его драматизмом и эмоциональным напряжением. Яркое воплощение в немецком искусстве приобрели темы смерти, Страшного суда, конца света. Выдающимся представителем искусства немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) — живописец, гравёр и учёный. В его живописных полотнах проявляется настоящее величие эпохи Возрождения. В этот период созданы известные автопортреты - «Автопортрет с пейзажем» (1498), «Автопортрет в образе Христа» (1500) и др. Однако настоящий успех художнику принесли гравюры. Наиболее известна серия гравюр на темы апокалипсиса (1498)....

Искусство Высокого Возрождения

8 Клас

Вершиной развития итальянской культуры является период так называемого Высокого Возрождения (конец XV — 30-е годы XVI в.). Оно расцветало на фоне жестоких и опустошительных итальянских войн (1494-1559), когда Аппенинский полуостров стал ареной борьбы Франции с Испанией и Священной Римской империей германской нации за завоевание неаполитанского королевства и Миланского герцогства. В эти войны были втянуты государства политически раздробленной Италии, преследовавшие свои собственные цели. Из-за войны ухудшалось экономическое положение Италии, терявшей свои позиции на внешних рынках. Однако творчество не только вступает в единоборство с войной, но и нередко побеждает её. В первые три десятилетия XVI в. в Италии появилось много талантливых деятелей искусства. Именно в период Высокого Возрождения утверждается гуманистический идеал свободной и гармоничной личности, стремящейся глубже познать мир. Особенно ярко это воплотилось в изобразительном искусстве и литературе, переосмыслено в философской, исторической и политической мысли. Идеалы красоты и гармонии становились нормой, их стремились достичь в разных видах творческой деятельности. Определяющая роль в формировании культуры принадлежала интеллигенции, представлявшей не только аристократию, но и купечество, ремесленников и крестьянство. Творческая судьба интеллигенции зависела от отношений с властью и от системы заказов — частных, церковных, государственных....

Рождение новой культуры

8 Клас

Эпоху Средневековья в Европе сменила эпоха Возрождения, или Ренессанс. Его основой стал гуманизм. Впервые этот термин появился в трудах римского мыслителя и политического деятеля Цицерона, называвшего гуманизмом высший этап культурного и морального развития человеческих способностей. В конце XV в. гуманистами стали называть культурных деятелей, посвятивших себя изучению всего, что связано с человеком и его духовным миром. Появился новый комплекс гуманитарных наук — studio humanitatis. Кроме грамматики и риторики, традиционно изучавшихся в средневековой системе Возрождение — (фр. renaissance от латин. re — снова и nasci — рождаться) — эпоха развития европейской культуры, для которой характерны возрождение интереса к человеку, возврат к идеалам античности, гуманизма. Гуманизм (латин. humanus — человеческий, человечный) — движение эпохи Возрождения, направленное на утверждение моральных прав человека на земное счастье и свободное проявление его стремлений и желаний. образования, он включал и новые дисциплины — историю, этику, философию, поэтическое мастерство, педагогику. Этими сферами знаний стали профессионально заниматься гуманисты — поэты и философы, филологи и историки, светские особы и деятели церкви. Большое внимание гуманисты уделяли также изучению латинского и древнегреческого языков. Гуманисты воспевали величие и высокое предназначение человека в мире, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих творческих способностей. По их мнению, достоинство человека определяется не богатством и знатностью происхождения, а гуманистической «учёностью». До середины XVI в. высшие государственные должности во многих итальянских городах занимали гуманисты, поскольку жители и правители этих городов считали, что только благодаря гуманистическим знаниям и духовной близости с античностью можно стать настоящим государственным деятелем....

Обобщение к разделу І. Великие географические открытия и становление капиталистических отношений

8 Клас

Большинство населения средневековой Европы продолжало заниматься сельским хозяйством и существенных изменений в этой области не наблюдалось. Постепенно вследствие усовершенствования орудий труда и внедрения новых методов ведения хозяйства увеличились объёмы производства продуктов питания. • Технические открытия и изобретения XV-XVI вв. способствовали развитию традиционных и появлению новых отраслей производства. Возросло количество городов, увеличилась численность городского населения. Развитие производства привело к возникновению рассеянной, смешанной и централизованной мануфактуры. • Увеличилось товарное производство, возникли товарно-денежные отношения. Развитие экономики привело к изменениям в социальной структуре общества — появились сословия «новых» людей — наёмные работники, «новые» дворяне, буржуазия. • В начале раннего Нового времени изменилась духовная жизнь человека. Если в Средневековье сознание формировалось под влиянием церкви и сословной принадлежности, то раннее Новое время свидетельствует о самостоятельности личности, её стремлении рассчитывать на собственные силы. Появились новые возможности — достижение богатства и успеха в обществе, открытие собственного дела....

Навігація