Войти
Закрыть

Образование, наука, воспитание и семейная жизнь в Древней Греции

6 Клас

Рассмотрите иллюстрацию. О каких школьных занятиях свидетельствует роспись? • К каким деталям привлекает внимание вазописец? • Чем такая учеба отличалась от спартанской? • Что, по вашему мнению, делает мужчина с тростью, изображенный справа? Фрагмент вазописи с изображением древнегреческой школы. В чем особенности воспитания и образования древних греков? Появление на свет ребенка было в греческой семье большим праздником. Когда рождался мальчик, на двери дома цепляли ветки оливы, а когда девочка - шерстяные нити. До семи лет ребенок находился на попечении матери или кормилицы. Греки считали детей ответственными за поступки родителей. В разных полисах детей воспитывали по-разному. В Спарте, в частности, об их воспитании и образовании заботилось государство. Но в других городах воспитание было домашним. Ребенка с семи лет передавали под опеку раба, которого называли педагогом. Позже мальчики начинали посещать школу. Чаще всего они имели трех учителей. Первый учил детей читать, писать и считать. Второй - музыке, а третий следил за их физическим развитием. За дальнейшую учебу следовало платить. Основными предметами с 12 лет была грамматика...

Хозяйственная и повседневная жизнь в Древней Греции

6 Клас

Из-за неблагоприятных для земледелия природных условий в 5-4 вв. до н. э. зерновые культуры были вытеснены виноградом, оливками, овощами и фруктами. Виноград и плоды оливкового дерева высушивали и мариновали, но продавали за пределы Греции по большей части вино и масло. На рынках продавали смокву (инжир), лук, чеснок, капусту и зелень. Ежедневно употребляли также мясо и молоко. Сельское хозяйство было основным занятием жителей Спарты, Беотии, Фессалии. Однако в Древней Греции существовали полисы, которые преимущественно занимались ремеслом и торговлей, - это Коринф, Аттика, Мегары. Чрезвычайно ловкими были греческие кузнецы и гончары. Греки усовершенствовали производство железа, знали несколько видов стали, производили бронзовые и медные изделия. Греческие амфоры и пифосы для хранения и перевозки вина, масла, зерна, праздничная столовая посуда, терракотовые статуэтки и светильники славились во всем Средиземноморье. С 6 в. до н. э. греки использовали монеты. В 5-4 вв. до н. э. возникла новая форма рабства, которую ученые называют классическим рабством. Историки допускают, что в Афинах рабы представляли треть всего населения. Благодаря рабскому труду процветали имения землевладельцев, ремесленные мастерские, работали шахты и рудники, велось строительство, развивалась торговля. Рабы были и в домашних хозяйствах: мололи зерно, готовили еду, убирали жилье. Рабы присматривали за детьми, были секретарями, писарями, курьерами, палачами и полицейскими. Греки считали, что разделение людей на рабов и свободных заложено в самой природе человека, а потому рабство должно существовать всегда. Основными источниками пополнения рабов были войны, работорговля и пиратство. Дети рабов также были рабами....

Расцвет афинской демократии

6 Клас

Победа в греко-персидских войнах помогла грекам осознать преимущества их общественного строя. Ведь в военном противостоянии сошлись не просто Персия и отдельные греческие полисы, а два мира, две цивилизации: восточная и античная, с ее демократическими ценностями. Победа Эллады, которая уступала Персидской империи по территории в 50, а по населению - в 20 раз, повлекла взлет во всех сферах жизни. Именно поэтому период 480-431 гг. до н. э. называют «золотым пятидесятилетием». В 462 г. до н. э. народные собрания лишили ареопаг права утверждать законы и заслушивать отчеты правительственных лиц. С тех пор важнейшие вопросы должны были решать народное собрание и Совет пятисот. Государство возглавил Перикл. С 444 г. до н. э. его в течение 15 лет выбирали первым стратегом. Во времена правления Перикла каждый афинский гражданин мог быть избран на любую государственную должность. Много из этих должностей, кроме стратегов и других военных, распределяли жеребьевкой - «голосовали» белыми и черными бобами. Особенная коллегия из 11 лиц следила за соблюдением общественного порядка и законности. Но поскольку афиняне считали, что граждане равны между собой, обязанности надзирателей, тюремщиков и палачей исполнял отряд из 300 государственных рабов....

Греко-персидские войны (500–449 гг. до н. э.)

6 Клас

Дарий I стал правителем Персидского государства. Вскоре персы захватили Лидию и начали собирать дань с греческих городов Малой Азии. Вскоре Дарий I отправился в поход против скифов и завладел проливами между Европой и Азией. В 500 г. до н. э. началось восстание в греческом городе Милет против персидского господства. Его считают началом греко-персидских войн. Милет поддержали другие города Малой Азии. Они обратились к полисам Греции за поддержкой. Откликнулись на эту просьбу лишь Афины и город Эретрия на острове Эвбея. Сначала успех был на стороне восставших. Но впоследствии персы взяли верх в битве на море и штурмом захватили город Милет. Город был разрушен, а его жителей превратили в рабов. Афиняне понимали, что персы не оставят без внимания вмешательства Афин в войну, и начали собирать силы. 2. Как разворачивалась первая победная битва греков против персов? В 492 г. до н. э. Дарий I отправился в поход против греков, который закончился неудачно. Персидский флот, который шел в Грецию, попал в бурю около мыса Афон, и почти 300 кораблей утонуло. Через два года Дарий I выдвинул городам Греции требование признать его власть: «...Царь царей, великий царь Дарий I, правитель всех людей от востока до запада, требует от вас земли и воды...». Некоторые полисы покорились. В Афинах послов Дария сбросили в море, а спартанцы бросили их в колодец со словами, что там персы найдут достаточно и воды, и земли....

Быт и воспитание спартанцев. Практическое занятие 7

6 Клас

Спартиаты постоянно были готовы воевать. Именно это определяло их быт. Они не занимались ни хозяйством, ни торговлей. Основным их занятием была война, а сама Спарта напоминала военный лагерь. Спортивные соревнования поддерживали постоянный дух соперничества. Спартиатам запрещалось без надобности выезжать за пределы полиса, много говорить и разглашать содержание даже бытовых разговоров. Для того чтобы стать полноправным гражданином (спартиатом), надо было: во-первых, от роду получить право на владение земельным наделом; во-вторых, получить соответствующее воспитание, о котором заботилось государство, и, в-третьих, получить доступ к одной из общественных столовых, где питались все взрослые (в возрасте старше 30 лет) мужчины. Спартанская девушка, участвующая в соревнованиях по бегу. Фигурка 5 в. до н. э. Спартанские девушки, будущие матери, должны были быть сильными, здоровыми и выносливыми. Они занимались бегом, борьбой, метали копья....

Афинское и Спартанское государства

6 Клас

Вы уже узнали, что вся Греция состояла из многих полисов - больших и малых. Однако два полиса были самыми известными. Древние греки говорили, что их страна Эллада будто стоит на двух ногах - одной были Афины, другой - Спарта, мощнейшие греческие государства. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины за 5 км от моря. Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Высшие правительственные должности занимали аристократы. Наивысшая власть принадлежала ареопагу, который состоял из представителей родовой знати, и 9 архонтам - государственным чиновникам (председателю, верховному жрецу, главнокомандующему, шестерым общественным судьям). Постепенно более бедные члены общества разорялись и были вынуждены брать в долг у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Если же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Те, кто брал землю в аренду, оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Около 621 г. до н. э. были приняты чрезвычайно жесткие законы. Автором данных законов был архонт Драконт....

Большая греческая колонизация

6 Клас

В 8-6 вв. до н. э. греки колонизировали побережье Средиземного и Черного морей. О размахе переселений свидетельствует и количество заложенных греками поселений (несколько сотен), и количество переселенцев (около 2 млн человек). Именно поэтому ученые называют это переселение Большой греческой колонизацией. К переселению на чужбину греков побуждали разные причины. Наступило время, когда земля уже не могла прокормить всех, а свободных участков в Греции недоставало. Поэтому многие из греков, страдая от бедности на родине, искали края, где могли бы зажить более обеспеченной жизнью. Кто-то надеялся основывать города - своеобразные торговые базы, используя которые стремился сбывать в отдаленные земли изделия греческих мастеров. Кто-то надеялся найти источники сырья для своего ремесла. Способствовала колонизации и борьба между аристократами и демосом. Греческая колонизация проходила в трех основных направлениях. Больше всего колоний возникло на западе от Эллады: в Южной Италии и на острове Сицилия, а также на побережье современной Франции и Испании. Первой колонией на этих землях стал город Кумы (Италия), заложенный в середине 7 в. до н. э. Вскоре возникли другие колонии: Сиракузы, Регий, Тарент (единственная колония Спарты), в целом около 500....

Древнегреческое общество по поэмам Гомера. Возникновение греческих полисов

6 Клас

Как и у других народов, у древних греков мифы и легенды сначала жили в устной форме. Их пересказывали, точнее перепевали, положив на музыку, странствующие певцы, которых в Греции называли рапсодами. С тех времен сохранилась память о слепом певце Гомере. Он жил в 8 в. до н. э. Гомеру принадлежит слава первого поэта Греции. Он создал две эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». Поэмы являются не только высокохудожественными литературными произведениями, но и чрезвычайно ценными историческими источниками. Ведь автор, рассказывая о событиях четырехсот летней давности, в то же время воссоздавал современную ему действительность. Именно поэтому в «Илиаде» и «Одиссее» определяют два исторических плана: прославленную «ахейскую древность» и время послемикенского упадка. В основу «Илиады» положен Троянский цикл мифов. Название этой поэмы происходит от греческого названия города Трои - Илион. «Илиада» рассказывает только о пятьдесят одном дне из 10-летней осады Трои войском ахейцев. Главным героем поэмы является фессалиец Ахилл - сын богини Фетиды и греческого героя Пелея....

Ахейская дворцовая цивилизация

6 Клас

Во времена расцвета на Крите минойской цивилизации в материковой Греции набирают силы племена ахейцев. Именно с ними связывают новую греческую цивилизацию, которую еще называют микенской - от названия столицы самого могучего из ахейских царств, города Микены. Микены были торговым и ремесленным центром Греции. Заметную роль в жизни Греции с 16-15 вв. до н. э., кроме Микенского царства, занимали государства со столицами Пилос, Тиринф, Афины и Фивы. Равно как и на Крите, центрами власти и культуры ахейской Греции были дворцы. Однако ахейские дворцы защищали крепкие каменные стены. Особенно мощные стены имел Тиринф. Они были построены из огромных глыб, толщиной 4,5 м, высотой 7 м. В отличие от критских, эти дворцы имели планомерное расположение помещений. Образцом такого сооружения является дворец в Пилосе. В центре дворца расположен украшенный настенной росписью парадный зал с культовым огнем, к которому прилегали многочисленные жилые и хозяйственные помещения. В кладовых дворца найдено несколько тысяч сосудов для хранения оливкового масла и других продуктов. Пилосский дворец, равно как и критский, имел ванные комнаты, водопровод и канализацию. Однако наиболее интересной находкой является архив, который хранил сведения о хозяйственной жизни дворца. Архив насчитывал около тысячи глиняных табличек....

Минойская дворцовая цивилизация

6 Клас

Самая древняя цивилизация в Европе возникла на острове Крит. Критскую цивилизацию называют дворцовой, потому что именно царские дворцы олицетворяли государство. Они были не только резиденцией правителей, но и местом осуществления религиозных культов. В критских дворцах также располагались продовольственные склады, мастерские гончаров и резчиков. Сплоченные вокруг дворца критяне даже не строили защитных стен, полагаясь на защиту моря и флота. Цивилизация Крита просуществовала приблизительно 600 лет (2000-1400 гг. до н. э.). Государство на острове Крит достигло расцвета в 16 — первой половине 15 в. до н. э. во времена правления царя Миноса. Именно при нем состоялось объединение дворцов. Кносский дворец стал центром царства. От имени этого правителя и происходит название критской цивилизации - минойская. Критское государство во времена правления Миноса господствовало в восточной части Средиземного моря, а другие народы платили ему дань. Главный город острова - Кносс - был одним из самых крупных городов Средиземноморья. Критские торговые и военные корабли были в то время самыми быстрыми и прочными. Критяне продавали оливковое масло, вино, керамику, шерсть, а покупали металлы и орудия труда для развития ремесленного производства. Не только на Крите, но и в других местах археологи находят медные слитки в форме растянутой бычьей кожи весом 29 кг. Это были деньги древних минойцев....

Навігація