Войти
Закрыть

Микроскопические грибы, вызывающие болезни растений

6 Клас

Организм растения является чрезвычайно благоприятной средой для развития грибов: вакуоли растений содержат много воды с растворёнными в ней углеводами; клеточные оболочки и хлоропласты являются источником сложных углеводов — целлюлозы и крахмала. Устьица обеспечивают доступ необходимого для дыхания кислорода, а межклеточное пространство — это хорошо защищённый от неблагоприятных внешних условий «приют» для мицелия. В природе трудно найти взрослое растение, на котором не обитал бы паразитический гриб. Но такой гриб обычно не убивает растение-хозяина. Обычно он лишь замедляет его рост. Для этого есть две основные причины. С одной стороны, растения имеют средства противодействия паразиту — они выделяют особые вещества, угнетающие развитие гриба. Также растения способны образовывать вокруг поражённых грибом участков зону из собственных мёртвых клеток, несодержащих ни воды, ни питательных веществ. Такая зона изолирует поражённую грибом часть растения от здоровых клеток. Но специальной защитной системы, похожей на иммунную систему животных, у растений не обнаружено. С другой стороны, гриб-паразит сам «не заинтересован» в смерти хозяина, ведь тогда он также может погибнуть. Особенно вредоносны паразитические грибы для сельскохозяйственных культур. Наиболее распространёнными болезнями культурных растении являются мучнистая роса, головня, ржавчина, гниль, пятнистости, парша (рис. 234). Грибные болезни служат причиной существенных потерь урожая....

Микроскопические грибы: дрожжи и плесневые грибы

6 Клас

Макроскопические грибы, которые видны без увеличительных приборов, составляют лишь небольшую часть (меньше 20%) всех известных сегодня грибов. Большинство грибов являются микроскопическими организмами. Микроскопические грибы могут быть сапротрофами, паразитами и симбиотрофами. Примеры сапротрофных микроскопических грибов, с которыми человек чаще всего встречается, — это дрожжи и плесневые грибы. Дрожжи — большая группа микроскопических грибов, у которых мицелий упрощён и легко распадается на отдельные клетки (рис. 228). Дрожжи часто называются одноклеточными грибами. Клетка дрожжей имеет характерное для грибов строение — она эукариотическая, покрыта клеточной оболочкой и лишена хлоропластов. От клеток шляпочных грибов дрожжи отличаются, в первую очередь, преобладанием одноядерных клеток и отсутствием в клеточной оболочке хитина. Размножаются дрожжи почкованием: на взрослой клетке появляется вырост, который растёт, развиваясь в новую клетку. Некоторое время она остаётся соединённой с материнской, затем от неё отделяется. При благоприятных условиях дрожжи растут и делятся очень быстро. Но из-за отсутствия развитого мицелия, дрожжи не могут поглощать воду в одном месте и транспортировать её в другое. Поэтому они живут или в жидкой среде, или в условиях повышенной влажности. При наличии кислорода дрожжи дышат, расщепляя углеводы на углекислый газ и воду. При отсутствии кислорода дрожжи получают энергию в процессе брожения, расщепляя углеводы на углекислый газ и спирт....

Грибы несъедобные и съедобны

6 Клас

Макроскопические грибы, не относящиеся к группе ядовитых грибов, делятся на несъедобные и съедобные. Несъедобные грибы не употребляют в пищу из-за малых размеров, твёрдых плодовых тел (например, большинство грибов·трутовиков), горького привкуса (например, жёлчный гриб). Съедобные грибы по питательности и вкусовым качествам делятся на категории: от первой — самые лучшие и вкусные грибы, до четвёртой — грибы с не очень высокими вкусовыми качествами. Грибы 1-й категории (рис. 223) очень вкусные, легко усваиваются организмом, перед употреблением не нуждаются в термической обработке, их можно есть даже сырыми — в составе свежих грибных салатов. Все эти грибы имеют яркие особенности, благодаря которым их трудно спутать с ядовитыми. Грибы 2-й категории многочисленнее. К ним относят те грибы, которые имеют высокие вкусовые качества, употребляются в пищу после термической обработки, но не в сыром виде. Примером таких грибов является большинство шляпочных грибов с трубчатым гименофором (рис. 224), а также некоторые грибы с пластинчатым гименофором (рис. 225)....

Ядовитые грибы

6 Клас

Плодовые тела грибов, имеющих ножку и шляпку, традиционно используют как ценный пищевой продукт. Однако шляпочные грибы способны вызывать отравления, в том числе — смертельные. Грибные отравления бывают двух типов: первичные и вторичные (рис. 218). Первичные отравления возникают тогда, когда в пищу употребляют грибы, образующие ядовитые вещества — грибные токсины. Такие грибы называются ядовитыми грибами. Вторичные отравления — это отравления, вызванные съедобными грибами, накопившими ядовитые вещества — ядохимикаты, тяжёлые металлы и радиоактивные вещества, содержащиеся в загрязнённой окружающей среде. Избежать вторичных отравлении довольно просто: нельзя собирать грибы возле автомобильных дорог, производственных предприятий, в местах использования ядохимикатов, в районах, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вблизи свалок и мусорников. Также нельзя собирать старые и загнивающие грибы, нарушать правила хранения и обработки грибов. Первичные отравления способны вызвать около 90 видов ядовитых грибов. Тяжесть отравления зависит от двух основных факторов: от токсина, который содержит данный гриб, и количества яда, попавшего в организм. При грибных отравлениях наблюдается следующее правило: отравление тем тяжелее, чем длиннее был промежуток времени между употреблением гриба и проявлением первых признаков отравления. Поэтому от контакта с ядовитым грибом (например, при прикосновении) человек не умирает, а при смертельных грибных отравлениях — не умирает мгновенно....

Макроскопические грибы: особенности питания и роль в природе

6 Клас

Макроскопические грибы могут быть сапротрофами, симбиотрофами или паразитами. Они могут использовать различные источники органических веществ, но преимущественно питательные вещества им поставляют растения, особенно — древесные. Поэтому в лесах макроскопических грибов намного больше, чем в степях, на лугах или в пустынях. Различные группы грибов связаны между собой (рис. 211). Грибы повышают плодородие бедных лесных почв и способствуют появлению новых поколении растений. Микоризные грибы. Макроскопические грибы-симбиотрофы растут преимущественно в почве. Именно к ним относится большинство съедобных и ядовитых шляпочных грибов. Питательные вещества такие грибы получают не непосредственно из почвы, а от корневых систем растений, с которыми их мицелий вступает во взаимовыгодный симбиоз. Этот симбиоз называется микориза (от греческого «микос» — гриб, и «ризос» — корень). При образовании микоризы гифы гриба плотно оплетают корни растения (рис. 212). При помощи гиф мицелия гриб поглощает с большой площади воду и минеральные вещества, которые перемещаются и выделяются в зоне контакта гриба с корневыми волосками растения. Таким способом гриб подкармливает растение. Вместе с тем растение выделяет в зоне корневых волосков водные растворы органических веществ, образованные в результате фотосинтеза. Эти органические вещества поглощают гифы гриба. Таким образом, союз гриба и растения взаимно выгоден....

Особенности строения грибов: грибница, плодовое тело. Размножение (на примере шампиньона)

6 Клас

Из чего состоят грибы? Каково внутреннее строение грибов? Как размножаются грибы? Со строением грибов мы познакомимся на примере шампиньона. Этот гриб выращивают на предприятиях промышленного грибоводства, его можно встретить на полках супермаркетов. В естественных условиях шампиньон можно найти, в первую очередь, на полях, лугах и в лесополосах, хотя некоторые виды шампиньонов растут и в лесах. Тело шампиньона образует грибница — система очень длинных и разветвлённых микроскопических нитей, находящихся в почве (рис. 209). Её учёные называют мицелием. Одна нить мицелия — это гифа. Каждая гифа образована цепочкой удлинённых бесцветных клеток. Таким образом, клетки образуют гифу, а гифы — многоклеточный мицелий. Клетки гиф покрыты плотной клеточной оболочкой, основу которой составляет нерастворимое в воде и химически устойчивое вещество — хитин. Под клеточной оболочкой находится клеточная мембрана. В оптический микроскоп в цитоплазме можно увидеть два ядра и большую вакуоль. В вакуоли содержится клеточный сок, капли масла и запасы углевода — гликогена. Гликоген является запасным углеводом не только у грибов, но и у животных, включая человека. Под электронным микроскопом в клетке также видны митохондрии и рибосомы (рис. 210)....

Понятие о грибах. Особенности их питания

6 Клас

Грибы — это растения или животные? Чем питаются грибы? Есть ли в грибах хлорофилл? Выделяют ли грибы кислород? Как дождь влияет на рост грибов? Сколько существует видов грибов? Сколько видов грибов существует в Украине? Какой гриб самый большой? В каких странах нет грибов? Наряду с бактериями, одноклеточными эукариотами, растениями и животными, нас повсеместно окружает ещё одна большая группа организмов. Почти все вы держали их в руках, пробовали, видели на прилавках магазинов. Их споры и фрагменты тела прилипают к вашей обуви, когда вы идёте по улице. Они портят продукты, хранящиеся в тёплых и влажных условиях. Эти организмы — причина стригущего лишая, разрушения ногтей, тяжёлых заболевании кожи, бронхов и лёгких. Они спешат вместо земледельца собрать урожай на полях, уничтожить плоды работы садовника и овощевода, сделать безработным лесника. «Съедают» деревянные дома, портят заготовленную древесину, разрушают произведения искусства, разлагают краску, резину и даже пластмассы. Но без них наша планета превратилась бы в свалку мёртвых стволов и ветвей, уплотнённую трупами и экскрементами. Леса напоминали бы чахлые заросли кустарников. Горные породы не превращались бы в плодородные почвы. Без них люди не ели бы хлеб, не пили бы квас и кумыс, не ткали бы льняное полотно. Солдаты умирали бы даже от лёгкого ранения, бактериальные возбудители опасных болезней оставались бы непобедимыми, а инфицированный человек — обречённым. И, разумеется, на нашем столе не появились бы жареные шампиньоны, тушёные вешенки, рагу из лисичек, солёные рыжики и маринованные боровики. Все эти как вредные, так и полезные для человека свойства присущи группе организмов, которая называется грибами....

Подведём итоги. Разнообразие растений

6 Клас

1. Мы узнали, что мир растении весьма разнообразен. Основными группами растений являются водоросли и высшие растения. К высшим растениям относятся: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. 2. Мы запомнили, что высшие растения приспособлены к существованию в наземных условиях благодаря: делению тела на корень, лист и стебель; наличию кожицы с устьицами; водопроводящей и механически опорной ткани — древесины; 3. Мы убедились, что высшим растениям, в отличие от водорослей, свойственны многоклеточные органы полового и бесполого размножения. 4. Мы поняли особенности процессов размножения в основных группах высших растении: в процессе размножения всех высших растении чередуются бесполое и половое поколения; основным фотосинтезирующим поколением у мхов является половое поколение, а у всех других высших растений — бесполое поколение; мхи, хвощи, плауны и папоротники (так называемые высшие споровые растения) распространяются при помощи спор; для оплодотворения им необходима вода;...

Практическая работа 4. Определение видов комнатных растений, пригодных дня выращивания в определённых условиях

6 Клас

Цель работы: по особенностям строения органов и требованиям комнатных растений к условиям произрастания подобрать ассортимент для озеленения определённого внутреннего помещения с известными параметрами температуры, освещённости и влажности воздуха. Материал: живые комнатные растения и их изображения, специализированные справочники-атласы. ХОД РАБОТЫ 1. Проанализируйте строение вегетативных органов двух растений по рекомендации учителя. 2. Определите у представленных растений: особенности строения подземных органов (строение корня или его видоизменения, тип корневой системы, наличие видоизменённых подземных побегов);...

Практическая работа 3. Сравнение строения мхов, папоротников и покрытосеменных (цветковых) растений

6 Клас

Цель работы: на естественных растительных образцах провести анализ строения тела основного фотосинтезирующего поколения мхов, папоротника и цветкового растения; установить сходные и отличительные признаки этих растений. Материал: живые растения или гербарные образцы мхов (кукушкин лён, фунария и т.п.), папоротника (мужской папоротник, многоножка и т.п.) и цветкового растения (лютик, лапчатка и т.п.). Оборудование: лупа. ХОД РАБОТЫ 1. Рассмотрите, используя лупу, предоставленные учителем растения мха, папоротник и цветковое растение. 2. Определите, какие части тела представлены в исследуемых образцах мха, папоротника, цветкового растения. 3. Определите, какие органы размножения (спорангии или цветки) представлены на исследуемых образцах. 4. Заполните в тетради итоговую таблицу результатов изучения образцов (исключительно по данным собственных наблюдении!). Для этого органы, имеющиеся у данного растения, обозначьте знаком «+», а отсутствующие органы — знаком «—»....

Навігація