Войти
Закрыть

Учебный проект «Выращивание самого высокого бобового растения»

5 Клас

Цель: выяснить условия, при которых в классе можно вырастить самое высокое бобовое растение (например, горох, сою, фасоль). Для выполнения проекта вам понадобятся: пророщенные бобовые растения (их вы получите от учителя), разные почвы, ящики или вазоны, в которых будете выращивать растения. Продолжительность проектной деятельности — несколько недель. Проект лучше выполнять группами. Вам необходимо будет с помощью эксперимента проверить влияние тепла, света, воды, плодородности почвы на выращивание самого высокого бобового растения. Для этого вы будете выращивать растения на разных почвах, при разном освещении, будете поливать разным количеством води и проводить наблюдения. Также надо будет измерить и зафиксировать результаты эксперимента, условия, при которых растения растут....

Экосистемы

5 Клас

Понятие экосистемы. Организмы живут на определённой территории, находятся под влиянием факторов среды, взаимодействуют между собой и влияют на среду. Так образуются экосистемы (рис. 148). Экосистему образуют организмы, которые живут на общей территории, взаимодействуют между собой и со средой обитания. Организмы экосистем подразделяют на три группы. К первой принадлежат растения. Они образуют органические вещества и обеспечивают ими себя и другие организмы. Поэтому их называют производителями. Вторую группу составляют, как правило, животные. Они потребляют готовые органические вещества, поступающие к ним с растительной и животной пищей. Это потребители. Многие виды бактерий и грибов получают вещества и энергию для своего существования, разлагая остатки отмерших организмов. Их относят к группе разрушителей. Растения, животные, грибы и бактерии в экосистеме взаимосвязаны. Природными экосистемами являются лес, река, озеро, болото, степь. Они возникли естественным образом. Существуют искусственные экосистемы, их создаёт человек. Например, парк, цветник, поле, сад, водохранилище. Примеры природных экосистем. Лес — это обширный участок земли, на котором растут близко расположенные деревья и другие растения, а также грибы (рис. 149). В лесу обитают различные животные (рис. 150, с. 190)....

Взаимосвязи между организмами. Сообщества организмов

5 Клас

Взаимосвязи между организмами. В природе организмы живут не изолировано, а в окружении других организмов. Даже сосна, обособленно растущая на скале, не одинока. Её «соседями» являются разнообразные насекомые, живущие на стволе; изредка птица может сесть на ветку, чтобы передохнуть, а корни дерева окружены обитателями почвы. Совокупность организмов, живущих на одной территории, называют сообществом. Между организмами в сообществах возникают разнообразные связи (рис. 145). Зачастую они связаны с питанием организмов. Эти связи называют пищевыми, или цепями питания. Например, зелёные листья дерева объедает гусеница. Её съедает воробей, который становится добычей ястреба. Запишем эту цепь питания в последовательности потребления одних организмов другими: зелёный лист → гусеница → воробей → ястреб. Как видим, животные организмы не могут существовать без растительных. Поселяясь на дереве, грибы-трутовики используют его как место прикрепления и источник питательных веществ. Гриб наносит вред дереву, истощая его и ускоряя отмирание. Поэтому трутовики — настоящие паразиты. Рассмотрите рисунок 145. Объясните, какие взаимосвязи между организмами иллюстрируют изображения а, б, в, г, д, е...

Почвенная среда обитания организмов

5 Клас

Особенности почвенной среды. Почва — рыхлый верхний слой земной поверхности, но почвенная среда более плотная, чем наземно-воздушная и водная. Здесь не побежишь, не полетишь, не поплывёшь. В ней практически не бывает солнечного света и значительно меньше кислорода, чем в наземно-воздушной среде. К основным факторам, определяющим почву как среду обитания многих организмов, относятся: влажность, температура, воздух, заполняющий пустоты между комочками почвы, наличие органических и неорганических веществ. Организмы приспособились к движению и жизни в такой среде. Обитатели почвы. Это только кажется, что в почвенной среде мало организмов. В действительности их здесь не меньше, чем в других средах. Здесь живёт множество бактерий (благодаря им происходят процессы гниения), одноклеточных организмов, червей, насекомых и их личинок. Например, наибольшими по размерам животными почвенной среды в Украине являются слепыш и крот. Слепыш — травоядное животное размером до 20-35 см. Крот — хищник, питается преимущественно личинками насекомых и дождевыми червями. Размеры его тела в два раза меньше, чем у слепыша. Обитатели почвенной среды разрыхляют почву, делают её проницаемой для влаги и воздуха. Первенство в этом принадлежит дождевым червям. Они разрыхляют, удобряют почву и улучшают поступление в неё воздуха и воды....

Водная среда обитания организмов

5 Клас

Особенности водной среды обитания. В водной среде колебания температуры в течение суток и года меньше, чем в наземно-воздушной. Это связано с тем, что вода, в отличие от воздуха, медленнее нагревается и охлаждается. В водной среде света больше всего в верхних слоях. Поэтому здесь распространены зелёные растения. А глубоководные животные, например некоторые рыбы и черви, живут на глубине нескольких километров. Там господствует сплошная темнота. (См. «Копилку знаний» на с. 180). Обитатели водной среды дышат кислородом, растворённым в воде. Но его в водной среде значительно меньше, чем в наземновоздушной. В связи с высоким содержанием солей вода морей и океанов солёная (её также называют морской). В воде рек, озёр, прудов содержание растворённых веществ меньше. Такие водоёмы называют пресными. Водная среда характеризуется особыми проявлениями таких факторов неживой природы, как освещённость, температура, содержание воздуха. Вода — среда обитания многих организмов. Из животных организмов водной среды обычно первыми вспоминают рыб. Действительно, вся их жизнь проходит в воде. Они могут быстро перемещаться в ней на большие расстояния. Обитатели водной среды — раки, крабы, морские звёзды (рис. 137) — перемещаются не только в воде, но могут передвигаться по дну. Среди животных водной среды имеются существа, которые больше похожи на растения, например кораллы (рис. 107, с. 149). Они прикрепляются ко дну водоёма....

Наземно-воздушная среда обитания организмов

5 Клас

Разнообразие сред обитания. Организмы живут в разных средах: наземно-воздушной, водной и почвенной (рис. 132). Каждая среда отличается особенностями условий существования — это освещённость, температура, увлажнённость, наличие воздуха. Непрерывное пребывание организмов в воздухе невозможно. Насекомые и птицы определённое время используют воздушные течения для перемещения, а потом ищут опору на земной поверхности. Жизнь организмов в водной среде — это жизнь в различных водоёмах планеты от маленьких ручейков до океанов. Почвенной средой является верхний плодородный слой Земли — почва. Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды обитания. В наземно-воздушной среде достаточно света и воздуха. Но увлажнённость и температура воздуха отличаются большим разнообразием. На болотистых территориях — чрезмерное количество влаги, в степях её значительно меньше. Ощутимы также суточные и сезонные колебания температуры. Приспособление организмов к жизни в условиях разной температуры и увлажнённости. Большинство приспособлений организмов наземно-воздушной среды связано с температурой и влажностью воздуха. Животные степи (скорпионы, пауки тарантул и каракурт, суслики, мыши-полёвки) прячутся от жары в норках. От жарких солнечных лучей растения защищает повышенное испарение воды листьями. У животных таким приспособлением является выделение пота. С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, чтобы весной снова вернуться на место, где родились и где дадут потомство....

Приспособление организмов к периодическим изменениям условий среды

5 Клас

Периодические изменения условий среды. Изменения, повторяющиеся в окружающей среде изо дня в день, из года в год через определённые промежутки времени (периоды), называют периодическими. На протяжении года меняются количество осадков, солнечного света и тепла, температура воздуха. Соответственно, изменяются времена (сезоны) года — весна, лето, осень, зима. Эти изменения называются сезонными. В течение суток происходит смена дня и ночи. Эти изменения получили название суточных. Периодические изменения условий среды связаны с движением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Приспособление растений к периодическим изменениям условий среды. Когда происходит смена дня и ночи, то изменяются также освещённость, температура и влажность воздуха. Вам хорошо известно приспособление растений к смене времён года. Зимой растения находятся в состоянии покоя. Их корни не поглощают воду, по стеблю не перемещаются вещества. Весной, когда земная поверхность начинает получать от Солнца больше света и тепла, изменяются условия среды — влага в почве становится доступной корням растений. Растения начинают быстро расти и развиваться. Летом влаги, света и тепла достаточно для дальнейшего роста и развития растений. Осенью световой день становится короче, ночи — длиннее, температура воздуха снижается. В таких условиях замедляется поглощение воды из почвы корнями растений. Это не способствует росту и развитию растений осенью. У многих из них опадает листва. Это биологическое явление называют листопадом (рис. 127, с. 167)....

Факторы среды обитания на планете Земля

5 Клас

Понятие о среде обитания. Из всех планет Солнечной системы жизнь существует только на Земле. Здесь имеются все необходимые условия: воздух, вода, достаточно света и тепла. Одни организмы живут в воде, другие — на суше либо в почве. Условия, в которых живут организмы, называют средой обитания. На относительно небольшой площади на суше по обе стороны экватора живёт намного больше организмов, чем на материке Антарктида. Чем это можно объяснить? Вблизи экватора достаточно света, тепла и влаги, никогда не бывает зимы. В Антарктиде света и тепла недостаточно. Лето короткое и холодное. То есть в районе экватора условия жизни намного благоприятнее для организмов. Всё, что воздействует на организмы и способствует либо мешает их существованию и расселению, называют факторами среды обитания. На организмы оказывают влияние факторы неживой природы (рис. 124). Это освещённость, температура, воздух, влажность (для многих организмов — наличие питьевой воды)....

Определение организмов по определителям

5 Клас

Много ли названий растений, животных, грибов вы знаете? Как быть с теми организмами, названия которых вам неизвестны, но вы хотите их узнать? Решить эту проблему помогают определители растений, животных, грибов (рис. 122). Их выпускают в форме книг либо атласов. Как составлен атлас-определитель. В определителе указаны названия организмов на двух языках: на языке страны, издавшей атлас, и на латинском. Представлены описания внешних признаков организма, например, для цветкового растения — строение стебля, форма листьев, количество и строение цветков, плодов, корня, то есть всех органов растения. Есть определители насекомых, птиц, зверей и других групп животных. Часто в определителе размещают рисунок или фотографию организма (рис. 123)....

Навігація