Войти
Закрыть

Казацко-крестьянские восстания 20-30-х годов 17 в.

8 Клас

О каких событиях и явлениях идет речь в документе? Как документ характеризует положение в украинских землях в конце 30-х годов 17 в.? Почему массовое оказачивание крестьян и мещан беспокоило польское правительство? В инструкциях для сеймиков, которые избирали депутатов на вальный сейм (1625), король, в частности, признавал: «Беззаконие верховенствует, и так разгулялось, что и самим нам трудно и со всеми соседями рассоривает; забыв совсем веру и подданство, они (казаки) устроили себе удельное государство. Наступают на жизнь и имущество невинных людей. Украина вся подчинилась им. Шляхтич в доме своем не свободен. По городам и местечкам королевским всё управление, вся власть у казаков; они захватывают суды, издают законы. Год назад осмелились они от собственного имени заключать перемирие с султаном-калгой, трактаты постановлять, принимать обязательства службы ему. В этом году обменивались посольствами и подарками с Москвой. По своему усмотрению решают вопрос мира и войны; нарушают заключенные Речью Посполитой перемирия. В этом году, пренебрегая королевским запретом, три раза ходили на море, и хоть получили решительный отпор от турецкого флота, однако причинили огромный вред в дальних частях Турецкого государства»....

Церковная и образовательная жизнь

8 Клас

Определите, в каком году написано это произведение. О каких притеснениях говорится в документе? Почему украинцы стремились возродить высшую православную иерархию? Почему противники возрождения епископата обвиняли православную церковь в сговоре и мятеже? О положении православной церкви митрополит Иов Борецкий в своей «Протестации» писал: «В течение последних двадцати пяти лет нам не удается достичь справедливости святой и обезопасить мир религии нашей от тех великих насилий, притеснений и правонарушений, которые нам причиняются. Чем дальше, тем худшие преследования, злонамеренные обвинения и оговоры приходится нам переносить от противников наших... Не грех, не пренебрежение прав, не обида святого королевского величия, не... заговор, и... бунт, не презрение верховенства, не криминал, не... измена, не сговор с врагами коронными, что мы, при помощи Духа Святого, имеем посвященных митрополита и епископа». Берестейская уния ухудшила положение православной церкви, однако верной ей оставалось большинство украинского населения. Это обстоятельство привело к развертыванию борьбы за восстановление прав притесняемой церкви. В борьбу включились представители всех сословий украинского общества, а возглавили ее братства. Широкими полномочиями были наделены Львовское Успенское братство, Луцкое Крестовоздвиженское и Киевское Богоявленское братства....

Военное искусство, традиции и быт украинского казачества. Практическое занятие 2

8 Клас

Тот же Г.Л. де Боплан свидетельствует о подготовке к морскому походу: «Когда казаки задумывают свой морской поход, то не имеют разрешения от короля, но получают его от своего гетмана и созывают военную раду. На ней выбирают наказного гетмана, который должен возглавить их поход; делается это так же, как при выборе гетмана, однако походный атаман выбирается только на время. Далее они... строят лодки около 60 футов длиной, 10 или 12 шириной и 12 глубиной... Они скрепляют их деревянными гвоздями, настилая один ряд на другой, так, как это делается в обычных речных лодках... Обычно на их лодке есть десять-пятнадцать пар весел с каждой стороны, и плывут эти лодки быстрее, чем турецкие весельные галеры. На лодках также ставят мачту, на которую натягивают довольно неуклюже парус, который распускают только в хорошую погоду, а при сильном ветре предпочитают грести... Каждый казак вооружен двумя ружьями, саблей. А на каждой лодке есть также четыре-шесть Фальконетов (небольших пушек), необходимая для похода живность. Одеты казаки в рубашки и шаровары, еще имеют сменную одежду из ветхих свитой и шапкой; принимают шесть фунтов пороха, достаточное количество свинца, ядра для своих орудий. У каждого есть компас. Так выглядит плавучий казацкий лагерь на Черном море, который не боится штурмовать наиболее укрепленные города анатолийского берега....

Эпоха героических походов казачества. Хотинская война

8 Клас

В своей книге «Хотинская война» участник событий польский король Якуб Собеский писал: «Коронный гетман КарлХодкевич, верхом на лошади, стоял возле своего окопа, когда примчался гонец с известием, что казаки с несколькими польскими отрядами захватили уже лагерь Османа и что для окончательной победы не хватает лишь подмоги... После неожиданного вторжения запорожцев в лагерь Османа турок охватила паника... а сам Осман, так недавно считавший, что нет в мире никого могущественнее его, теперь собственными глазами видел всю шаткость своего положения». На первые два десятилетия 17 в. пришлись особенно удачные морские походы казаков на турецкие крепости. Поэтому эти времена называют эпохой героических морских походов казачества. Казаки на своих чайках атаковали турецкие крепости - Очаков, Аккерман, Килию, Измаил в Северном Причерноморье, Кафу в Крыму, Варну в Болгарии, Синоп и Трапезунд в Турции, и даже окраины столицы Османской империи - Константинополя. Так, летом 1606 г. запорожцы нанесли удар сразу по трем крепостям - Аккерману, Килии, Варне. На султанском дворе вызвала потрясение морская экспедиция казаков в 1614 г. Флотилия чаек пересекла Черное море. Высадившись поз Трапезундом, казаки победным походо...

Крымское ханство. Внутренняя и внешняя политика

8 Клас

В 1441 г. на землях Крымского полуострова, а также Северного Причерноморья, Приазовья и Прикубанья было создано Крымское ханство. Именно тем периодом датированы первые монеты - символ независимости - первого хана Хаджи-Гирея. Территория ханства была разделена на административно-территориальные округа - бейлики, которые возглавляли беи. Впрочем, власть крымского хана распространялась не на всю территорию Крымского полуострова. После завоевания Османской империей в 1475 г. генуэзских колоний южного побережья Крыма и княжества Феодоро в юго-западной (горной) части Крыма на этих землях была создана турецкая провинция с центром в Кафе. В середине 16 в. в результате завоевания Московией Поволжья произошел распад Ногайской орды. Часть ногайцев (Буджакская орда) в конце 16 - начале 17 в. переселилась на степные территории Северо-Западного Причерноморья и признала верховенство Крымского ханства. В начале 18 в. в Северное Причерноморье переселились Едисанская, Едичкульская, Джамбулуцкая орды. Поэтому власть хана признавали многочисленные ногайские племена, которые кочевали между Дунаем и Кубанью. Главой государства был хан. Престол по традиции наследовал самый старший в роду - старший сын или брат хана. Ханом мог быть только представитель ханского рода Гиреев. Взойдя на престол, хан выпускал монеты со своим именем и тамгой (гербом). Хан имел заместителей: первый заместитель - калга, второй - нуреддин. Заместители хана были наследниками престола. При хане действовал совещательный орган - диван, в который входили калга, нуреддин, беи и другие знатные вельможи, а также муфтий - глава мусульманского духовенства....

Брестская (Берестейская) церковная уния. Создание греко-католической церкви

8 Клас

О событиях одного декабрьского дня 1596 г. в ватиканском зале Константина, где проходила официальная церемония принятия двух православных епископов в римско-католическую церковь, положившая начало церковной унии, свидетельствует папский церемониймейстер: Упомянутые два епископа (Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий) пришли в греческом одеянии, которое носят в их странах, замерев в пространстве между скамьями, они, по их обычаю, поцеловали землю, а затем то же сделали посредине этого свободного пространства, а в третий раз перед стопами папы... первый из них, по имени Ипатий, дал папе письма... Тогда... учинили исповедь веры, и то первый... отчитал ее по-латыни, а второй, Кирилл... учинил ее по-гречески или руски». 1. Кто и как способствовали унии (объединению) православной и католической церквей? Церковному собору, одобрившему унию, предшествовали длительные тайные переговоры между православными священниками, Ватиканом, украинской верхушкой, представителями польской католической церкви и королевским двором. Чтобы ускорить претворение идеи унии в жизнь, двое из православных епископов - ее поборники Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий - отправились в Рим, где в конце 1595 г. произошла их встреча с папой римским и официальная церемония объединения епископов с католической церковью. Но окончательное решение об унии должен был принять церковный собор. Он был назначен на 6 октября 1596 г. в г. Берестье (ныне - г. Брест в Беларуси). Надежды, возлагаемые на унию церквей ее сторонниками среди православных. Посредством унии с римско-католической церковью некоторые надеялись достичь единства своего народа. Ибо только настоящее равенство в правах (именно его добивался, например, украинский князь Василий-Константин Острожский) обеих церквей в католической Польше могло бы пресечь преследования православных. Необходимо было сохранить традиционный греческий обряд и язык богослужений. Кроме того, уния способна была, как казалось ее сторонникам, решить проблему подчинения Украинской православной церкви: после ее перехода под верховенство папы римского отпадала потребность борьбы с претензиями Московского патриархата....

Градостроение, архитектура и изобразительное искусство

8 Клас

С распространением в Украине магдебургского права городские зодчие (прежде всего на западноукраинских землях в составе Польши) все чаще начали использовать элементы регулярной застройки, предусматривавшей четкое, в соответствии с геометрической сеткой, расположение основных строений и ансамблей - главной площади, улиц. Центральной частью города, с которой и начиналось строительство, была площадь с ратушей - рыночная площадь - в виде прямоугольника или квадрата. От каждого ее угла отходили по две улицы. Несколько улиц располагались параллельно каждой из сторон площади, важнейшие улицы пересекали весь город. Оборонительную функцию выполняли стены, которыми обносили город, а также валы и рвы. На стенах возводили башни, было также по нескольку въездных ворот (во Львове). Защитные сооружения ограничивали территорию, поэтому внутренняя застройка города была чрезвычайно плотной. Жилые дома возводили на небольших участках земли, они располагались вплотную друг к другу. На улицу выходил лишь узкий фасад1 с порталом2 и двумя окнами рядом - для освещения сеней и комнат, а на втором и третьем этажах - по три окна (два, расположенные ближе, были в светлице, а третье, отдельное, - в опочивальне), не были редкостью деревянные дома или деревянные пристройки к каменным домам....

Культурно-образовательная жизнь и книгоиздание

8 Клас

Еще со времен Киевской Руси на украинских землях большое значение придавали образованию. По традиции школы действовали при церквах и монастырях. Специально подготовленные дьяки обучали детей письму на церковнославянском языке, основам арифметики, молитвам, пению. Сначала такие школы существовали в крупнейших городах, впоследствии их количество увеличивалось: во второй половине 16 в. они действовали во Львове, Стрые, Ровно, Кременце, Заблудове, Владимире-Волынском. Развертывание реформационного движения обусловило появление протестантских школ. Они, в частности, были основаны в Львове, Берестечке, Хмельнике. Создавали свои школы и коллегиумы иезуиты. Это побудило украинцев взяться за обновление собственного образования. Острожская академия. Новые черты в развитии образования наиболее ярко воплотились в деятельности Острожского культурно-образовательного центра. Он был создан в 1576 г. по инициативе князя Василия-Константина Острожского. Главную цель своей деятельности он видел в возрождении украинской культуры на основах православия. Для этого в Остроге в 1578 г. была создана школа. Древние славянские традиции соединялись здесь с достижениями современного европейского школьного образования. В Острожской школе основательно изучались языки - церковнославянский, греческий и латынь. Преподавались «семь вольных наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка)....

Повседневная жизнь. Практическое занятие 1

8 Клас

Из дневника немецкого путешественника Ульриха фон Вердума (начало 1670-х годов): «В крестьянских хатах руских местностей нет дымоходов, а только печь, в которой или перед которой на очаге все готовят. По две стороны в стенах хаты есть несколько отверстий - окна, которые, в зависимости от ветра, открывают или закрывают, чтобы через них дым выходил на улицу». В другом месте путешественник отмечает: «Дымоходы из желтой глины, помещенные между деревянными решетками, торчат на крыше, как толстые башни, а кто постарательней, обтыкал их сверху соломой или досками, чтобы уберечься от дождя... Дети бегают полностью голые, либо только в рубашке, пока не вырастут, чтобы работать в поле. Тогда дают им одежду и пару сапог. А до той поры скачут при печи, которая является словно замком свободы, и очень удобно взбираются на нее и спускаються с нее, даже совсем маленькие, которые не умеют еще свободно ходить по ровной земле». 2. Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находился в Украине во время службы в польской армии в течение 1630-1647 гг., в своей книге «Описание Украины» сообщал: «Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от размеров надела должны давать соответствующее количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток перед Пасхой, Зелеными святками и на Рождество. К тому же должны возить своему господину даром дрова и отбывать много других работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов, поросят, меда, всевозможных плодов, - а еще три года - и третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим господам все, что тем только заблагорассудится требовать. Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют безграничную власть не только над крестьянским имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а крестьяне как в чистилище), что когда крестьяне попадают в ярмо к такому господину, то оказываются в худшем положении, чем каторжники на галере... Много крестьян убегает, а самые отважные из них отправляются на Запорожье, которое служит местом убежища казаков на Борисфене. Проживя здесь определенное время и приняв участие в морском походе, они становятся запорожскими казаками. За счет таких...

Навігація